Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Русл. лит. Серебряный Век ответы к эказмену.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
130.05 Кб
Скачать

12. Творчество л.Н. Андреева конца 1890-х – начала 1900-х годов.

1898 г. - "Бергамот и Гераська" – пасхальный рассказ. Место действия – Орел. Два героя: полицейский Бергамот и пьяница Гераська. Рассказ сентиментальный. В конце 90-х гг. Андреев создал рассказы "Петька на даче" и "Большой шлем". "Петька на даче" – реалистический рассказ. Присутствует влияние Диккенса. "Большой шлем" (1899 г.): проявляется элемент условности. Ситуация очень условна. Герои индивидуализируются только по отношению к игре. Мотив игры в карты имеет символическое значение. Карты более живые, чем люди. Игра в карты – символ жизни. Партнеры по игре ничего не знают друг о друге. Один из четырех героев умирает во время игры, когда в руках у него "верный большой шлем". Андреев жалеет игроков и смеется над ними. Финал неоднозначен. "Ангелочек": главный герой – мальчик Саша, 13 лет. У него репутация испорченного ребенка. Его поражает елочная восковая игрушка в виде ангелочка. Игрушка становится символом несбывшихся желаний.

13. Проблема рока в повести л.Н. Андреева “Жизнь Василия Фивейского”.

Над этим рассказом писатель работал около двух лет. Он был опубликован в 1904 г. Рассказу свойственно настроение освободить человека от предрассудков, “опутавших жизнь и мозг людей”. Это повествование о трагической судьбе деревенского священника, фанатика веры. В “Жизни Василия Фивейского” Андреев задумал “расшатать” веру. Без сомнений верит в Бога и принимает его волю священник Василий Фивейский, вопреки всем бедам, павшим на него, как на библейского Иова: гибель сына, рождение второго сына-урода, пьянство и смерть жены. В своих страданиях он начинает видеть волю провидения, свидетельство своей избранности и мирится с ними. Но со страданиями других людей отец Василий примириться не может. Постепенно для Фивейского наступает страшное прозрение: Бог не хочет или не может помочь людям – там ничего нет. Тогда он бунтует против неба. Но, потеряв веру, сам Василий не в силах дать что-либо людям. Над ужасом окружающего раздается злобный смех урода – его сына, который олицетворяет в рассказе некую злую преднамеренность самой жизни, безнравственность вселенского хаоса. Идея роковой предопределенности жизни человека и человечества составляет в конечном итоге смысл этого рассказа. Человек не владеет знанием законов мира. “Василий Фивейский” потряс современников. Изображенный Андреевым духовный кризис отца Василия, человека, наивно думающего избавить человечество от зла жизни волею неба, современниками воспринимался как призыв своими силами добиваться правды на земле. Сюжет рассказа построен по типу жития. Но Андреев переосмысливает библейские сюжеты и образы, полемизируя с их канонической трактовкой.

14. Экспрессионистические тенденции в творчестве л.Н. Андреева.

По художественной манере письма Леонид Андреев – экспрессионист. Он прибегал к гиперболизации, широко пользовался аллегориями, использовал отвлеченную схематизацию. Экспрессионизм Андреева являет собой надрыв, разрыв с реальностью, гротескность и гиперболизацию. Характерными произведениями являются "Красный смех", "Смех", "Стена", "Мысль". Повесть "Красный смех" (1905 г.) – это фантазия на тему войны и будущего человечества. Повествователи – безумные братья. Повесть написана в форме потока сознания. Ее тематическая основа – события русско-японской войны, но сюжетно-копозиционный центр произведения составило потрясенное, болезненно галлюцинирующее сознание участника кровавой бойни. Андреев показывает воздействие войны на сознание ее участников и людей, которые не были на войне, но потрясены судьбой десятков тысяч ее несчастных жертв. «Стена» - это то, что мешает человечеству на пути к счастью. Под «стеной» можно понимать все, что угодно: болезни, бедность, войны, страдания, пороки, стихийные бедствия. Вместо того, чтобы изображать каждое явление в отдельности, Андреев свел их воедино в емком образе «стены», через которую не может перебраться человечество, как не может оно избавиться от всех своих бед и несчастий. В рассказе 1902 года “Мысль” Андреев повествует об убийстве и о том, как размывается грань между здравым умом и безумием. В этом рассказе Андреев особенно смело и глубоко исследует человеческие представления о душевных болезнях. Главный герой рассказа, считающий себя великолепным актером, планирует убить друга детства и симулирует безумие, чтобы тем самым обеспечить себе алиби. Здесь Андреев напрямую связывает психическое заболевание с лицедейством, приоткрывая тем самым тайну собственного опыта душевной болезни. Его герой, доктор Керженцев, оружием логики (и совсем не прибегая к идее Бога) уничтожил в себе "страх и трепет" и даже подчинил себе чудовище из бездны, провозгласив карамазовское "все позволено". Но Керженцев переоценил мощь своего оружия, и его тщательно продуманное и блестяще исполненное преступление (убийство друга, мужа отвергнувшей его женщины) окончилось для него полным крахом; симуляция сумасшествия, разыгранная, казалось бы, безукоризненно, сама сыграла с сознанием Керженцева страшную шутку. Мысль, еще вчера послушная, вдруг изменила ему, обернувшись кошмарной догадкой: "Он думал, что он притворяется, а он действительно сумасшедший". Могучая воля Керженцева потеряла свою единственную надежную опору – мысль, темное начало взяло верх, и именно это, а не страх расплаты, не угрызения совести проломило тонкую дверь, отделяющую рассудок от страшной бездны бессознательного. Превосходство над "людишками", объятыми "вечным страхом перед жизнью и смертью", оказалось мнимым.