Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИиТХИ_Лекция 13.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
525.82 Кб
Скачать

Иконы Македонского периода

Победа над иконоборчеством была узловым моментом в истории византийского искусства. Таких глубоких внутренних конфликтов в нем не будет больше никогда. Все последующее его развитие вплоть до его конца, до середины XV в., будет основано на принципах, сформулированных в послеиконоборческий период.

За время иконоборчества традиции церковного искусства были во многом утеряны, все в нем надо было создавать как будто заново. Такой процесс и происходит в течение Македонского периода. Утверждаются главные смысловые и художественные каноны, положенные в основу всех видов и типов религиозного искусства: архитектуры, мозаики, фрески, иконописи, иллюстрирования рукописей. Строго продумываются иконографические схемы и их символический смысл; создается особый стиль, все черты которого призваны соответствовать духовной направленности этого искусства. Произведения искусства не существуют более порознь, все они являются частями единого грандиозного по замыслу ансамбля, который представляет собой храм. Идея целого и всякой его части, в том числе и иконы, теперь состоит в том, чтобы максимально полно отразить спиритуалистическую сущность христианской веры, Православной Церкви и молитвенного образа.

Период второй половины IX — первой половины XI в. называется «Македонским» по имени правящей Македонской династии. Иконы раннего его этапа, второй половины IX в., не сохранились. Представление о византийском искусстве этого времени могут дать мозаики Св. Софии в Константинополе и Св. Софии в Фессалониках. Искусство следующего периода, первой половины X в., как и культуру всей эпохи послеиконоборческого времени до середины X в., принято называть «Македонским Ренессансом». Свое название искусство этого периода получило из-за приверженности к античности, необыкновенно сильной даже для Византии, где вообще-то всегда сохранялся интерес к классическим традициям. В первой половине X в. увлечение античным прошлым овладевает византийским образованным обществом; особенно распространилось оно в кругах, близких к императорскому двору, тем более, что сам василевс Константин VII Порфирородный был приверженцем таких настроений.

Всего более эти увлечения повлияли на искусство оформления рукописных книг, миниатюры которых стали часто подражать античным и раннехристианским образцам или даже копировать их. Икон этого периода сохранилось очень мало; одна из них — это «Апостол Фаддей и царь Авгарь со святыми» (ил. 1), хранящаяся в монастыре Св. Екатерины на горе Синай.

Рис. 1. Две створки триптиха: Апостол Фаддей и царь Авгарь со святыми.

Середина X в. Монастырь Св. Екатерины на горе Синай

Она состоит из двух половин, написанных на разных досках и объединенных общей рамой. Как предполагают, это были правая и левая створка триптиха, центральная часть которого не сохранилась. Слева вверху изображен апостол Фаддей, под ним святые монахи — прпп. Павел Фивейский и Антоний. Справа вверху — царь Авгарь, принимающий из рук Анании плат с Нерукотворным образом Христа, внизу — свв. Василий Великий и Ефрем Сирин. Верхние части этих композиций посвящены одной общей теме исцеления царя Авгаря с помощью Нерукотворного образа: посланник Анания принес Авгарю от самого Христа плат с отпечатавшимся на нем ликом Спасителя, а апостол Фаддей был отправлен Христом к Авгарю для исцеления последнего чудотворным платом. Можно предположить, что в центре триптиха, ныне утраченном, был изображен сам Нерукотворный Образ. Этот Образ, называвшийся в Византии «Мандилион», представлял собой первое изображение Христа, а по существу, первую Его икону, чудесным образом (отсюда название — Нерукотворный) созданную Им самим для людей: Спаситель отер Свое лицо полотенцем, и на нем отпечаталось изображение Его лика. Нерукотворный образ изначально находился в Едессе, куда был прислан Христом для едесского царя Авгаря. В 44 г. Мандилион торжественно переносится из Эдессы в Константинополь как великая христианская святыня, а день прибытия ее в столицу (16 августа) отмечается с тех пор как православный праздник. Вероятно, в это время, после 944 г., в память о замечательном событии была написана икона с образами тех, кто был свидетелями создания чудотворного Нерукотворного образа (Авгаря, Анании, Фаддея) и с главным (в несохранившемся центре) изображением Нерукотворного образа, который, скорее всего, должен был быть копией самой принесенной в Константинополь реликвии — подлинного Мандилиона. После этого события и, вероятно, после появления такой иконы (или таких икон, так как она сама могла быть не первой, но являться репликой некой другой, возможно — большой, главной, знаменитой) образ Спаса Нерукотворного стал известен, а со временем и распространен в искусстве Византии и всего византийского круга.

Икона, несомненно, создана в Константинополе. Об этом говорит не только редкий ее сюжет, явно связанный со столичными событиями середины X в., но и ее стиль, полный классических примет, свойственных искусству Македонского Ренессанса: свободные позы, естественные ракурсы, широкие драпировки, мягкий свет, сочная живопись (особенно в фигуре Фаддея), наконец, спокойное достоинство и человеческая соизмеримость всего изображенного.