Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Подкоп.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
1.62 Mб
Скачать

Освобождение Красносельского района

Освобождение Красного Села, Дудергофа (п. Можайский) и близлежайшей к ним местности от вражеской оккупации осуществлялось силами 30-го гвардейского стрелкового корпуса и приданных ему других частей в ходе выполнения ими основной боевой задачи – выход к Ропше и соединение со 2-ой ударной армией.

Освобождение других населенных пунктов, входящих в состав современного Красносельского района (Горелово, Константиновка, Сосновка, Старо-Паново, Урицк, Сосновая Поляна, Володарка) осуществлялось силами частей и соединений, входящих в состав 109-го стрелкового корпуса и ему передаваемых частей.

109-й стрелковый корпус, в состав которого входили 109-я, 125-я и 189-я стрелковые дивизии, действующий на участке фронта от Урицка до Финского Койрово, начал 15 января 1944 года наступление одновременно с наступлением 30-го и 110-го стрелковых корпусов, но успеха в продвижении не имел.

Причина была достаточно очевидной: огневая система немцев на участке 109-го корпуса не была подавлена во время артиллерийской подготовки.

В итоге из общей протяженности полосы наступления 42-й армии в 17,3 километра вражеская оборона в первый день нашего наступления была прорвана только на участке в восемь километров. Клин был вбит на глубину три километра.

Продолжая продвижение вперед, наши полки встретили сопротивление противника у Финского Койрово, которое противник всеми силами пытался удержать, создав тем самым угрозу правому флангу 64-й гвардейской стрелковой дивизии. Здесь на помощь стрелковым подразделениям пришла наша артиллерия, которая огнем трех бригад 18-й артиллерийской дивизии прорыва нанесла массивный удар по Финскому Койрово. Используя результаты огня и замешательства противника, передовые подразделения 125-й стрелковой дивизии 109-го корпуса в ожесточенном бою овладели этим важным узлом сопротивления и продолжали наступление по направлению на Горелово и Константиновку.

В целях быстрейшего разгрома немецкой группировки в бой были введены 189-й дивизия и армейская танковая группа. Солдаты дивизии в тесном взаимодействии с танковыми бригадами овладели гореловским аэродромом, станцией Горелово, Аннино и другими населенными пунктами. Из района Урицка и Старо-Паново наступала в направлении Петергофа 109-я стрелковая дивизия, которая овладела населенными пунктами Урицк, Старо-Паново, Сосновая Поляна, поселком Володарский, которые немцами использовались как укрепленные узлы или опорные пункты обороны.

Минеры сразу же преступили к очистке района Урицка и Стрельны от мин. Среди дымящихся еще развалин в первые дни было обезврежено около двух тысяч мин. В поселке Володарском только за одни сутки после его освобождения гвардейцы-минеры Евстигнеева успели снять и уничтожить более пятисот мин и несколько десятков “сюрпризов”. Там оказалась такая высокая плотность минирования и захламленность, что пришлось оградить некоторые участки от снеготаяния.

В Урицке также часть работ по разминированию была отложена до весны во избежание неоправданных потерь минеров.

После взятия Красного Села и дальнейшего продвижения наших войск к Гатчине – “узлу узлов” на Вороньей горе был образован командный пункт 42-й армии.

Иосиф Иосифович Пилюшин - известный ленинградский снайпер-фронтовик, уничтоживший в годы Великой Отечественной войны более ста гитлеровцев, обучил искусству меткого выстрела около четырехсот молодых красноармейцев – в своей книге «У стен Ленинграда» вспоминает взятие Красного села и Ропши:

«Наши артиллеристы с неумолимой силой обрабатывали рубежи обороны противника, да и было над чем поработать: мы знали по Старопановской операции, что у немцев восемнадцать траншей полного профиля, перед каждым рубежом пять-шесть рядов проволочного заграждения, через каждые сто - сто пятьдесят метров траншеи - дот или дзот, связанные меж собой ходами сообщения. Вся эта десятикилометровая полоса в глубь обороны противника была усеяна противопехотными и противотанковыми минами. А со дня Старопановской операции прошло полтора года - все это время немцы ведь что-то делали...

...Красное Село и Ропша наши!

Слова Базанова потрясли всех нас. Бойцы тискали в своих объятиях рыжего парня, как будто это он осуществил на деле замысел нашего командования по окружению фашистских войск на побережье Финского залива.

В эти сутки никто из солдат даже не пытался лечь уснуть хотя бы на один час. Все ждали зари нового дня, чтобы наконец приступить к ликвидации окруженных вражеских войск в поселках и городах на побережье Финского залива. Со стороны противника всю ночь строчили станковые и ручные пулеметы, не слышно было ни одного винтовочного или автоматного выстрела.

- Из пулеметов стреляют, а выйти в траншею боятся, - сказал Найденов, устанавливая на бруствер бронированный щиток. ...

...И вот она, долгожданная минута! Сперва одна, за ней другая, потом третья зеленые ракеты взвились к небу. Без единого крика бросились мы на рубежи немцев. Первую и вторую траншеи взяли с небывалой быстротой. Никто из нас не останавливался; мы рвались в глубь обороны гитлеровцев, разрушая на своем пути все, что вызывало малейшее подозрение.

Немцы выползали из укрытий с широко открытыми перекошенными ртами, некоторые из них плакали. Находились и такие, которые бросали оружие и, ухватившись руками за голову, бежали в глубь своей обороны. Но куда уйдешь от меткой пули мстителя?

На четвертом рубеже Найденов, остановившись у вражеского дота, крикнул:

- Ребята! Глядите, что делают гитлеровцы со своими солдатами!

У станкового пулемета стоял совсем молодой на вид солдат с седой головой. Он был прикован цепью за левую кисть руки к пулемету; стальная лента с патронами была нетронутой. Найденов штыком сломал звено цепи и освободил немца от пулемета. Смертник с благодарностью глядел на русского солдата, что-то говоря на своем языке.

- Кто он? - спросил Сергей командира.

- Это их смертники.

- А за какое преступление они прикованы? - спросил Найденов.

- Он говорит, его приковали за то, что вслух сказал: "Нам коммунистов не победить".»

В ходе этих боев войска Ленинградского фронта разгромили две и нанесли тяжелые потери пяти вражеским дивизиям, в результате чего немецко-фашистские войска потеряли убитыми 20 тысяч солдат и офицеров. Кроме того, было взято в плен более тысячи гитлеровцев. Наши войска захватили 265 орудий, 159 минометов, 30 танков, 18 складов с боеприпасами и много другого военного имущества.

Среди схваченных трофеев было 85 тяжелых орудий из артиллерийской группы, обстреливающей Ленинград.

Так завершились бои, в процессе которых была освобождена территория современного Красносельского района Санкт-Петербурга.

Успешное наступление войск Ленинградского фронта продолжалось. 24 января 1944 года фашисты были изгнаны из городов Пушкин и Слуцк (Павловск). 26 января были заняты Красногвардейск (Гатчина) и Тосно.

8 июля 1945 года в Ленинград по трем направлениям – со стороны Нарвской, Московской и Невской застав – вступили 45, 63 и 64 гвардейские стрелковые дивизии – активные участники освобождения Красного Села и получившие наименование “Красносельские”.