Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция.11doc.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
301.57 Кб
Скачать

Архитектура и другие искусства

Преемники Августа продолжили его градостроительную г литику. На Палатинском холме рядом с домом Августа Тибер начал строить дворец, который был завершен уже при Калигу и вплоть до времен Марка Аврелия оставался резиденцией бо. шинства императоров. Просторные казармы, возведенные при Т берии для преторианской гвардии и напоминавшие огромн; крепость с башнями, были символом возросшего политически значения преторианцев. Калигула оставил по себе память только жестокими репрессиями, но и строительством многом*--ленных портиков, связавших Палатин с храмом Кастора и Пг лукса на Форуме, а также началом сооружения нескольких нов? акведуков, законченных уже при Клавдии; руины их видны и v ныне близ Порта Маджоре в Риме. Поистине императором-стрс телем был, однако, не кто иной, как Нерон, полностью реконстр> ровавший центр столицы после пожара 64 г. н. э.: улицы бы расширены, высота домов ограничена. Кроме того, все простри ство между Палатином и Эсквилином было занято под строите; ство гигантского Золотого дворца. О его размерах и внутренн убранстве Светоний сообщает: «Прихожая в нем была такой вьн ты, что в ней стояла колоссальная статуя императора ростов сто двадцать футов; площадь его была такова, что тройной порт по сторонам был в милю длиной... В остальных покоях все бь: покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и жемчужя ми раковинами; в обеденных палатах потолки были штучны главная палата была круглая и днем и ночью безостаново1 вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные во,; И когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить \ человечески».

Но Золотой дворец простоял недолго. В парке Нерона, месте озера, императоры из династии Флавиев воздвигли кол> сальный амфитеатр Флавиев, известный всему миру как Колиз-. Это трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четверп этаж) со сложной системой коридоров, лестниц и вентиляцж ных отверстий было построено по единому плану и вмещало окр 50 тыс. зрителей. Оно и сегодня поражает не только размерами, и необыкновенной гармонией архитектурных форм и проявлен») в нем, несмотря на отдельные ошибки, обнаруженные только ее час, конструктивным мастерством. Правление Веспасиана озна* новалось также закладкой нового, окруженного колоннадой Фо; В\ Веспасиана, щмилсние ciu сына Tina ношедением ти,,,»....

■пьных герм неподалеку от Колизея.

В Император Домициан превчошел в строительной деятельности.

  • отца, и брата. Около храма Конкордии, богини согласия, Щ Форуме он воздвиг храм Божественного Веспасиана, на Виа вкра — Арку Тита, которая должна была увековечить захват и Нарушение Иерусалима в 70 г. н. э., а на Квиринальском холме Яднялся храм Флавиев. Особенно величествен был дворец на Ьлатине, охватывавший целый комплекс построек, садов и пру- Вв и неоднократно воспетый поэтами и ораторами той эпохи. Коей совершенной планировкой, мастерским решением многих ■остранственных задач он был обязан римскому архитектору вбирию. Над старым Форумом вознеслась конная статуя Ьмициана как победителя германцев.

  • Все характерные черты римской архитектуры того времени I се стремлением к монументальности и гармонии проявились ■обенно наглядно в комплексе построек Форума Траяна, соору- Ьнного в 107 —113 гг. под руководством греческого зодчего Ьоллодора из Дамаска. При этом пришлось срыть всю южную ■сть Квиринальского холма и на выровненном пространстве вжду Капитолием и Квириналом разбить огромную площадь дли- ■>й в 280 м и шириной в 200 м. Площадь эта включала В себя собственно форум, окруженный коринфской колоннадой,

■ конной статуей императора и двумя полукруглыми ротондами, Ьльшое здание, называемое «базилика Ульпиа», также обнесенное вринфской колоннадой, с прилегающими библиотеками — ла- Ьнской и греческой, и прославленную колонну Траяна. Колонну ввивает лента барельефов, запечатлевших различные эпизоды вин императора с даками. Кроме Форума Траяна, своими ■Взмерами превышавшего все другие, в столице появились новые Ьрмы и стадион на Марсовом поле.

I Монументальным строительством ознаменовал свое правление I Адриан, впервые назвавший Рим Вечным городом. Адриан шарил столицу самым большим в ее истории храмом Венеры I Ромы, сооруженным в коринфском стиле по проекту, как ка-Ьется, самого императора. Для себя он возвел огромный Мавзо-■ей, который в средние века служил крепостью (Замок св. Анге-■а). Кроме нового строительства, Адриан много занимался вос-ггановлением старых построек: так, римский Пантеон — храм Всех Богов на Марсовом поле, каким мы его видим сегодня, — несом­ненно, творение того же греческого архитектора Аполлодора ■з Дамаска, относящееся примерно к 120 г., ко временам Кдриана. От первоначальной постройки, датируемой 27—25 гг. до I». э., остался только портик с колоннами. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией, через которую свет проникает внутрь храма, типично для римской архитектуры. Стройный купол придает интерьеру Пантеона необычайную гармо-Вию, и можно смело утверждать, что перед нами — один из пре­краснейших памятников античности. В сравнении с эпохой Флавиев, Траяна и Адриана последу щие годы И в. принесли с собой мало нового. До наших д,1 дошли конная статуя Марка Аврелия и большая, около 30 м вы той, мраморная колонна в честь его побед над германски племенами в 176 —192 гг. Как и колонну Траяна, ее спирал обвивает лента барельефов, представляющих различные эпизо этих войн. В древности колонну Марка Аврелия венчала ста'' императора, а в XVI в. ее заменила статуя св. Павла. Извее-также несохранившаяся триумфальная арка Марка Аврелия.

Архитектурная орнаментика и скульптура первых веков i перии прошли в своем развитии два этапа. Для первого из ; особенно характерны барельефы, украшающие Арку Тита. За нет ни одного свободного пространства, не занятого барельефа-а карнизы, отбрасывающие тень и резко разграничивающие ча^ освещенные и затененные, создают удивительные живописи эффекты. Столь же близка к живописи и орнаментика дво[ Домициана на Палатине. Мягкое моделирование мраморных i верхностей, которым славится пластика эпохи Флавиев, характер зует колоссальную голову статуи Веспасиана, хранящуюся в Риг-и другие скулЕ>птурные портреты того времени. В них наибо; отчетливо выразился переход от холодного классицизма Авгуч к мягкому, живописному стилю искусства Флавиев.

Но уже в орнаментике и скульптуре эпохи Траяпа ви< торжествует суровый классический стиль. Тогдашние мастера > ратились в поисках образцов к пластике первых десятилет принципата, но унаследовали и любовь своих непосредствен!; предшественников к живописным эффектам. В результате кл сицизм II в. н. э., памятниками которого стали как воссоздана. Пантеон в Риме, гак и ворота Адриана в Афинах, оказался бли греческому искусству IV в. до н. :>. Спокойный классический op-мент украшает Мавзолей Адриана и построенный тогда же хр Антонина и Фавстины на старом Форуме. Черты того же hobi стиля прослеживаются и в скульптурных портретах Адриа Антонина Пия и любимца Адриана Антиноя.

Для повседневной жизни римлян важнее всего было появли; новых портиков и терм, где люди чаще всего встречались и об," лись. Портики, обычно прямоугольные в плане и обнесен:! одним или несколькими рядами колонн, строились в Риме t: в эпоху республики; особенно красивым, способным сопернич,-с портиками эллинистических городов, был портик, воздвигну! Помпеем в 55 г. до н. э. Со времён Августа число порти? росло беспрестанно, многие из них были сооружены на Маран-поле. Поскольку в портиках помещали статуи, рельефы и карти работы лучших мастеров, они исполняли до некоторой степс роль публичных музеев на открытом воздухе, ведь других музе подобных тем, какие есть в современных нам городах, античшк не знала. Не удивительно, что портики, где иногда находились : же библиотеки, были всегда заполнены людьми. После полуда как свидетельствует Овидий, жители столицы любили гулять и■ртиком Випсания на Марсовом поле, а вечером отправлялись Впортику Септа; в самые жаркие дни всех притягивал портик Ьмпея, где были освежающие фонтаны.

I Тесно бывало и в общественных банях — термах. Сенека, жив-■Ш около терм, жалуется в одном из писем на шум, вечно доно-пцийся оттуда: в банях ведь не только совершали омовения, но

  • занимались гимнастикой, играли в мяч. Это соединение бани с Ьлестрой, предназначенной для спортивных упражнений, было ти- ■чно римским — греки его не знали. Время, когда за пользование ■рмами взимали плату (впрочем, небольшую), миновало, так как

  • эпоху Августа Марк Випсаний Агриппа построил в Риме осо- Ьнно просторные бани, вход в которые стал бесплатным. С тех Ьр правители Рима словно соперничали между собой в тооительстве все более роскошных и вместительных терм, кото- ые могли бесплатно посещать широкие слои народа. Термы ■роили Нерон, Тит, Траян, но самые великолепные появились Ьлько в 211—216 гг. — термы Каракаллы. Общее число общест- Внных бань в Риме, как больших, так и малых, приблизилось Iконце концов к тысяче.

I Большие императорские термы, отделанные мраморе». ^ ~

крашенные, состояли из целого комплекса построек, окруженных Ьртиками, садами и стадионами, палестрами, залами для отдыха I аллеями для прогулок, иногда даже библиотеками, куда обра-Вванные римляне отправлялись после купания. Перед омовением |е обычно занимались гимнастикой, играли в мяч или фехтовали, Внося удары в специально для этого предназначенные столбы, |также занимались борьбой. Такое времяпрепровождение не было »ждо и женщинам. Следует заметить, что первоначально мужчи-н и женщины совершали омовения в одни и те же часы, и только Ьи Адриане этот порядок изменился, и для посещения бань Лгжчинами и женщинами были установлены разные часы. Термы грали настолько важную роль в жизни, что о том, как их над-Вжит устраивать, высказывались многие видные римские автори-ггы: Витрувий, Плиний Старший и др. По их мнению, купание рлжно было проходить три этапа: сухой, горячий и холодный. к соответствии с этими представлениями и строились термы, Ключавшие в себя залы для потения в сухом жарком воздухе (для омовения в горячей, теплой и холодной воде. После купания Води зачастую не расходились, а продолжали беседовать, прогу-нвались, рассматривая выставленные в термах произведения скусства, шли в библиотеку или слушали декламации поэтов | риторов, охотно выступавших среди сограждан. Целый день ресь стоял неумолчный шум, и лишь после захода солнца на-Тупала тишина: термы запирались на ночь.

i Пока люди знатные и состоятельные возводили себе прекрас-|ые дворцы, малоимущая часть населения более чем миллионного Ьрода вынуждена была гнездиться в многоэтажных доходных (омах, построенных плохо и ненадежно и к тому же переполнен-^ix. Домовладельцы стремились сэкономить на всем: фундамент делали неглубокий, стены — тонкие и из самого дешевого ма i риала, комнаты — с низкими потолками, маленькие и темш Так как стекло было дорого, то окна не стеклили, а закрыва деревянными ставнями. Лучше всего было жить на первом эта.» куда поступала вода из водопровода и где была канализащ жители верхних этажей, а их порой бывало пять или шее должны были ходить за водой к общественным колодцам. Тесно перенаселенность, дороговизна жилья заставляли бедноту селить на чердаках, в подвалах и даже в убогих, темных каморках п лестницами. Лестницы, выходившие прямо на улицу, были круп и чаще всего неудобные. Из одной эпиграммы Марциала n узнаем о некоем Санктре, который должен был ежедневно преод левать двести ступеней, чтобы добраться до своего жилища. Ма циал и сам жил в доходном доме, на третьем, «но высоко этаже. Если добавить, что отоплением при помощи гипокаус) рия — подвального помещения, откуда нагретый воздух по труб-поступал в жилые комнаты, реально могли пользоваться толь обитатели первого этажа, верхние же жильцы обогревали жаровнями с углями или маленькими примитивными печка.ч то мы получим некоторое представление о том, как протека жизнь бедняков в таких доходных домах.

В довершение всех бед плохо и ненадежно построенные до то и дело обваливались, о чем сохранилось множество свид тельств: от писем Цицерона до писем Сенеки, которому, по е словам, часто приходилось слышать треск разваливавшегося дом И наконец — пожары, быпшие подлинным бичом огромно города с узкими улочками, тесными и перенаселенными кварта;! ми, ветхими многоэтажными строениями. Огонь с необыкновенн' быстротой распространялся с одного деревянного балкона на др гой, с одной стороны улицы на противоположную. Больи! пожары вспыхивали в Риме при императорах почти каждый п самыми же страшными, уничтожившими громадную часть горо, были пожары, бушевавшие при Нероне в 64 г., при Тите — в 80 и при Коммоде — в 193 г. Организованная еще Августом воен зированная пожарная охрана в составе 7 когорт не могла предотвратить, ни эффективно бороться с этим бедствием, хо к началу III в. в столице насчитывалось уже 7 тыс. пожарнь снаряженных помпами. На узких, плотно застроенных улочк Рима потушить большой пожар водой было невозможно; что> локализовать его и помешать огню распространяться на дру! кварталы, приходилось полностью сносить один за другим десят жилых домов. Как сообщает Тацит, со страшным пожаром врем Нерона удалось справиться таким способом лишь на шестой де;

Были и другие проблемы, которые отравляли жизнь римлян и на которые те не переставали жаловаться в первые века импер в своих письмах к друзьям или в сатирических эпиграмм, Одной из таких проблем был городской шум, мешавший отню не только Сенеке в его занятиях философией и писании трагед! На шум, тесноту, вечную давку на улицах то и дело сетует Ма■ал, мечтавший поехать в деревню, чтобы хоть раз по-настояще-Ш выспаться. О толкотне и давке на центральных улицах столицы Кписал немало язвительных строк и Ювенал. Все попытки ■мских властей начиная с Цезаря справиться с этими хрониче-Ьими болезнями огромного города, ограничивая движение на ■ицах в вечерние и ночные часы, не давали значительного ре-■льтата.

■ Нерешенной оставалась в эти столетия и проблема уличного ■вещения. По ночам город освещали исключительно в дни боль-■Их празднеств. Так, в день возвращения принцепса Нерона из Вреции перед многими домами зажгли лампы и факелы. Но I обычные ночи город тонул во мраке, и только стражники рас-■живали по темным улицам с факелами в руке. Жители более Ьстоятельные, возвращаясь поздно домой, пользовались услугами кбов с фонарями, а те, кто победнее, брали свечу или лучину. 1ачастую единственным фонарем им служила луна, как с горечью Ьворит о себе Ювенал. Несколько когорт стражников не в состоя-ки были обеспечить безопасность граждан на погруженных во Ьму узких улочках, и, если верить все тому же Ювеналу, мирного Кывателя, оказавшегося ночной порой за стенами своего дома, ■Одстерегало множество неприятных встреч.

I Санитарно-гигиенические условия античного Рима также •ставляли желать лучшего. В тесных, перенаселенных доходных 1омах о здоровье жителей никто не заботился — уделом их были ■сученность, спертый воздух и отсутствие всяких удобств. Един­ственным источником свежего воздуха для большинства горожан ктавались общественные сады, такие, как сады Агриппы в центре иолицы или большие сады Цезаря за Тибром. Но подобных казисов зелени и освежающей прохлады, доступных для простого ■арода, было очень мало. Обширные же парки, раскинувшиеся ■а Квиринальском и Эсквилинском холмах и за Тибром, принад-Ккали императорам или знати, и простых горожан туда не ■ускали.

I Бурное строительство шло в I—II вв. н. э. не только в Риме, но I в других городах Италии и в провинциях. Особое усердие здесь Проявил император Адриан. При нем возникло много новых дорог, мостов, театров, портиков, акведуков и даже целых городов, формы римской архитектуры начали всерьез конкурировать I провинциях с формами архитектуры греческой, а на территории Вамой Греции и на Востоке стал складываться синтез тех и других, раибольшей любовью и покровительством императора пользова-Ёись Афины, где возник обнесенный стеной новый квартал под ■азванием Адрианополь и был, наконец, сооружен большой храм Вевса Олимпийского, начатый еще за 6 веков до этого тираном Писистратом.

I Оживленное строительство в Италии и провинциях шло и при других императорах. По всей империи можно найти остатки Монументальных сооружений и памятников того времени, будь to амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатрв Помпеях. При всех различиях в культурах разных наро, покоренных Римом, каждый из них испытал влияние победите.' На берегах Ла-Манша, на Тигре и Евфрате, в Верхнем Египте повсюду легко обнаружить следы единой и однородной римс материальной и художественной культуры: стены из обожжешь кирпича или так называемого римского бетона, амфитеа * и цирки, гермы и акведуки, классические ордеры в монумента ной архитектуре, пластические композиции, опирающиеся на i ческие образцы, и т. п.

Римское искусство первых веков империи представлено в м винциях многими памятниками. Назовем лишь некоторые, «Мэзон каррэ» — «Квадратный дом» в Немаузе в Нарбоннс; Галлии (нынешний южнофранцузский город Ним): обнесен) коринфской колоннадой небольшой храм, построенный в 16 до н. э. Агриппой и посвященный внукам Августа — Гаю и Луц Цезарям. Не менее знаменит римский акведук первой половины н. э. длиной 262,5 м, высотой 47,4 м, сооруженный близ того города Немауз и называемый ныне Пон дю Гар. Красивый дву­ярусный акведук служит сегодня украшением живописных окре ностей Нима. В том же Ниме и Арле сохранились римские ам<| театры, в Трире, древней Августе Тревирорум, — Порта Hhi < хорошо укрепленные городские ворота. Испания славится ве чественным акведуком в Сеговии, Северная Африка — комплекс городских построек начала II в. н. э., включая Арку Трая в Тимгаде в Алжире; хорошо известны археологам и турист также римские руины города Кирена в Ливии. Великолепн пример «римского барокко» — круглые, изящные, прихотлив' форм сакральные постройки в Баальбеке в Сирии; там же возч шаготся колонны и арки, оставшиеся от некогда цветущего го| да Пальмира. Провинциальное античное искусство Египта луч; всего представлено всемирно знаменитыми «файюмскими nopij тами» —- мягкими реалистическими изображениями мужчин, же щин, юношей, выполненными в технике энкаустики (воскон темперы) на досках (I—-III вв.) и обнаруженными в 1887 г. в е> петском оазисе Файюм. Немало памятников римского искусо и материальной культуры найдено также в Центральной Европе например, в римских укрепленных центрах на Дунае: Акви в Венгрии и Кариунт в Австрии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]