Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СРС№5.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.07.2019
Размер:
85.5 Кб
Скачать

2. Условия правомерности необходимой обороны, относящейся к общественно опасному посягательству.

Необходимая оборона возможна лишь при наличии общественно опасного посягательства. Это основание представляет собой необходимые и достаточные условия, наличие которых оправдывает действия по причинению посягающему вреда. Поэтому необходимая оборона возможна при:

  • совершении общественно опасного посягательства;

  • необходимости в немедленном причинении посягающему вреда для предотвращения или пресечения опасного посягательства.

На практике иногда ошибочно исходят из того, что должно быть в наличии еще одно условие, а именно невозможность убежать или обратиться за помощью.

Ограничение права гражданина на оборону от преступного посягательства по тем мотивам, что им не использована возможность обращаться за помощью к другим лицам, спастись бегством и т. п., противоречит закону.

Т.о. необходимая оборона возможна лишь при наличии правовых и фактических оснований. Их отсутствие, а равно наличие лишь одного из них всегда свидетельствует, что законных оснований для необходимой обороны нет, поскольку не возникает само состояние такой обороны.

Правовое основание необходимой обороны – это общественно опасное посягательство. Поэтому, совершение деяния, которое не является общественно опасным, ни при каких условиях не может быть основанием такой обороны. В законе имеется в виду посягательство, что означает попытку, что-либо сделать, поэтому посягательство и состоит в попытке причинить вред правоохранительным интересам. Только в таком случае, оборонявшийся имеет объективную возможность предотвратить или пресечь посягательство.

Такое посягательство должно быть общественно опасным, что характеризует его социальную направленность. Общественно опасным посягательством должно быть признано не только преступление, но и всякое иное правонарушение, а также посягательство невменяемого, лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, действующего в состоянии фактической ошибки, и т.п.

В отдельных случаях практика признает необходимую оборону и при отражении административных правонарушений, а также малозначительных деяний. Это хотя и соответствует закону, однако, не предотвращает причинения вреда посягающему в каждом случае совершения правонарушения, ибо для этого требуется и фактическое основание, т.е. необходимость в немедленном причинении посягающему вреда для предотвращения или пресечения посягательств.

Общественно опасное посягательство как поведенческий акт с точки зрения его структурных элементов представляет единство взаимодействующих субъекта, объекта, объективной и субъективной сторон. Взаимодействие этих элементов образует поступок человека.

Субъектом посягательства могут быть лица, достигшие и не достигшие возраста уголовной ответственности, вменяемые или невменяемые, частные или должностные и т.д.

Объектом общественно опасного посягательства являются интересы обороняющегося или другого лица, а так же интересы общества или государства. В литературе часто эти объекты рассматриваются при характеристике обороны. Однако посягательство не мыслимо без объекта, на который оно направлено, поэтому указанные интересы являются не признаком обороны, а именно посягательства.1

Важным отличительным признаком рассматриваемых интересов является их охрана законом. Поэтому, если имело место посягательство на неохраняемые законом интересы, то оно не является общественно опасным, что свидетельствует об отсутствии правового основания необходимой обороны.

Объективными признаками общественно опасного посягательства как правого основания необходимой обороны многие авторы считают то, что оно должно выражаться в нападении. Само понятие нападения формулируется различными способами.

Но закон не ограничивает правовое основание необходимой обороны только нападением. Следовательно, общественно опасное посягательство может выражаться не только в нападении, но и в иных действиях, не носящих характер нападения.

Часто обсуждается вопрос о том, возможна ли необходимая оборона от общественно опасного посягательства, выраженная в бездействии. Некоторые авторы считают, что преступное посягательство, как источник опасности при необходимой обороне, может выразится и в бездействии, но правы те авторы, которые отрицают возможность необходимой обороны от бездействия.1

Общественно опасное посягательство может быть осуществлено лицом как непосредственно, так и с использованием различных орудий, механизмов, животных и т.д. Очевидно, что их использование при прочих равных условиях свидетельствует о повышенной опасности посягательства.

Общественно опасное действие всегда совершается в определенном месте и в течение какого-то промежутка времени, до того момента, пока представляет собой незавершенную попытку причинить вред определенным право охраняемым интересам.

До тех пор пока эта попытка осуществлялась, существует и правовое основание необходимой обороны. Если эта попытка прекращена или добровольно оставлена посягающим, либо он ее успешно завершил, причинив вред объекту посягательства, то, очевидно, что это посягательство завершено и, следовательно, отпало правовое основание необходимой обороны.

Одни лишь мысли или настроения субъекта совершить посягательство, его угрозы еще не свидетельствуют о начале общественно опасного посягательства. Необходимая оборона возможна лишь от такого посягательства, которое уже началось или еще существует, либо осуществляется. Оборона потому и признается необходимой, что допускается лишь в течение существования общественно опасного посягательства.

Если же оно еще не началось либо уже прекращено или завершено, то причинение вреда лицу, которое еще не посягало на право охраняемые интересы, либо бывшему посягателю не может рассматриваться по правилам необходимой обороны. Время осуществления посягательств, как правило, связывают с таким его признаком как наличность. Наличность является неотъемлемым свойством любого общественно опасного деяния.

Время осуществления посягательства принято связывать с таким признаком обороны, как ее своевременность. Т.е. необходимая оборона допускается лишь в пределах того времени, которое занимает общественно опасное действие со стороны посягающего.

Время характеризует и общественно опасное посягательство, и защиту от него. Можно сказать, что время является общим объективным условием, как основания необходимой обороны, так и самой обороны.

С субъективной стороны такое посягательство в большинстве своем характеризуется умышленной виной. Это посягательство на жизнь и здоровье потерпевшего, его собственность, общественный порядок и т.д.

Итак, правовым основанием необходимой обороны является общественно опасное действие человека, направленное на причинение вреда правоохранительным интересам личности или правам обороняющегося либо другого лица, общественным интересам или интересам государства.

Нужно также отметить, что одно и тоже посягательство может причинить разный вред объекту посягательства и различаться своей опасностью. Рассматриваемые посягательства, по степени своей общественной опасности, можно разделить на посягательства представляющие и не представляющие большую общественную опасность.

Посягательство должно быть действительным, реальным, а не мнимым; существующим в объективной действительности, а не только в воображении защищающегося.

Признак действительности нападения позволяет провести разграничение между необходимой обороной и мнимой обороной. Мнимая оборона - это оборона против воображаемого, кажущегося, но в действительности не существующего посягательства.

Юридические последствия мнимой обороны определяются по общим правилам о фактической ошибке.

При решении этого вопроса возможны два основных варианта:

а) если фактическая ошибка исключает умысел и неосторожность, то устраняется и уголовная ответственность за действия, совершенные в состоянии мнимой обороны. В таких случаях лицо не только не сознает, но по обстоятельствам дела не должно и не может сознавать, что общественно опасного посягательства нет. Налицо случай, невиновное причинение вреда.

Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 16 августа 1984 г. указал, что мнимая оборона может исключать уголовную ответственность «в тех случаях, когда обстановка происшествия давала основание полагать, что совершается реальное посягательство, и лицо, применившее средства защиты, не сознавало и не могло сознавать ошибочность своего предположения»

б) если при мнимой обороне лицо, причиняющее вред мнимому посягателю, не сознавало, что в действительности посягательства нет, добросовестно заблуждаясь в оценке сложившейся обстановки, но по обстоятельствам дела должно было и могло сознавать это, ответственность за причиненный вред наступает как за неосторожное преступление.

Следует иметь в виду, что мнимая оборона и необходимая оборона предполагают определенные обязательные условия: необходимая оборона - наличие реального посягательства, мнимая оборона - совершение действий, принятых за такое посягательство.

В тех случаях, когда лицо совершенно неосновательно предположило нападение, когда ни поведение потерпевшего, ни вся обстановка по делу не давали ему никаких реальных оснований опасаться нападения, оно подлежит ответственности на общих основаниях как за умышленное преступление. В этих случаях действия лица не связаны с мнимой обороной, а вред потерпевшему причиняется вследствие чрезмерной, ничем не оправданной подозрительности виновного.