Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лазурский А. Ф. Классификация личностей.rtf
Скачиваний:
99
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
205.01 Кб
Скачать

Рассудочные (низший уровень)

Характерная особенность рассудочного типа состоит в том, что всякое действие или поступок сопровождается предварительным и иногда весьма обстоятельным обсуждением мотивов. Интеллектуаль­ная деятельность направлена здесь, следовательно, не столько на расши­рение умственного кругозора или на выяснение тех или иных теорети­ческих проблем, сколько на решение разных практических, приклад­ных вопросов, имеющих непосредственно отношение к повседневной, обыденной жизни (“интеллект практического склада”, или благоразу­мие, по Бэну). Это обстоятельство делает представителей данного типа расчетливыми, систематическими в своих действиях и спокойно рассу­дительными в речах и во всем их поведении. Бережливые, аккуратные, склонные к порядку, они обычно отличаются значительной предусмот­рительностью, стараясь заранее высчитать выгоды и невыгоды всякого предстоящего им поступка. Всегда склонные к рассуждениям, они про­странно и подолгу обсуждают в разговорах с окружающими как свои, так и чужие дела и поступки; в тех же случаях, когда возраст или положение дают к этому повод, охотно и с важностью берут на себя роль ментора, поучая окружающих и высказывая целый ряд более или ме­нее глубокомысленных сентенций.

Однако принадлежность к низшему психическому уровню на­кладывает резкий, характерный отпечаток как на их рассужде­ния, так и на все вообще их действия. Не обладая наблюдательно­стью или сколько-нибудь развитым мышлением, люди эти мед­ленно и туго воспринимают; плохо соображают и недостаточно осмысливают; благодаря этому они лишены возможности само­стоятельно относиться к явлениям окружающей жизни, по-свое­му их передумывать и истолковывать. Рассуждения их обыкно­венно бесплодны, мысли их неоригинальны; подобно одному из чеховских героев, они всегда говорят лишь то, что уже всем изве­стно. Иногда, впрочем, и они пытаются высказать какую-нибудь собственную мысль или пуститься в сложное рассуждение, но из этого обыкновенно ничего на выходит, кроме скучного, бесплод­ного резонерства. В интеллигентном обществе такие неумные ре­зонеры бывают обыкновенно оценены по достоинству; в среде же невежественной; малокультурной они нередко производят впечат­ление и слывут за умных людей, в особенности если их имуще­ственное и общественное положение возвышает их над другими.

То же самое следует сказать и относительно их действий, всегда отличающихся подражательностью, отсутствием какой бы то ни было инициативы. Удачное копирование чужого (“все как у лю­дей”) они считают высшим, к чему только можно и должно стре­миться, всякое же новое, смелое начинание пугает их и представля­ется им совершенно неприемлемым. В то же время деятельность их, несмотря на постоянные расчеты и рассуждения, далеко не всегда носит целесообразный характер. Недалекие в умственном отноше­нии, лишенные изобретательности и остроумия, они очень часто ошибаются в своих - казалось бы, весьма обстоятельных - расче­тах и сплошь и рядом упускают из виду если не самое главное, то по крайней мере очень существенные детали. Благодаря этому их успе­хи в деятельности и жизни даже в случае удачи бывают лишь по­средственны и никогда не могут достигнуть той степени, как у более одаренных представителей рассудочного типа.

Благодаря узости умственного кругозора и полному почти отсут­ствию высших идейных интересов все расчеты этих людей бывают обыкновенно направлены на удовлетворение и обеспечение ближай­ших непосредственных - чаще всего материальных - запросов и потребностей. Отсюда их эгоизм, постоянная забота о себе, тем более бросающиеся в глаза, что сами они, по-видимому, далеко не всегда отдают себе в них отчет; так, постоянно думая и заботясь лишь об удовлетворении своих собственных интересов, они в то же время могут с пафосом повторять избитые фразы о долге и самоотверже­нии, совершенно искренне считая себя людьми благородными и весьма добродетельными. Иногда, правда, заботы их распространяются так­же и на других людей, почему-нибудь им близких (семья, родствен­ники); но это бывает лишь в тех случаях, когда люди эти нужны для них самих, представляясь чем-то вроде жизненной обстановки, не­обходимой для спокойного и довольного их существования.

Благодаря своей расчетливости и благоразумию рассудочные низ­шего уровня, несмотря на свою умственную недалекость, могут все же при благоприятных обстоятельствах достигнуть некоторого успе­ха в жизни. В таких случаях они делаются обычно крайне самодо­вольными и самоуверенными, чему в значительной степени способ­ствует их глупость, мешающая видеть свои промахи и критически относиться к своим недостаткам. Наоборот, в тех случаях, когда жизнь их не особенно балует, на первый план выступают другие, противоположные черты, тесно связанные со всей их эндопсихикой: робость и неуверенность в себе, склонность к постоянным ко­лебаниям, преувеличенная осторожность и неспособность решиться на что-либо определенное. Отсюда их консерватизм, принимающий, вследствие их недомыслия, крайне узкие и часто совершенно бессмысленные формы. Хорошим образчиком такого консерватизма может служить чеховский “человек в футляре” - учитель греческого языка Беликов, который боялся буквально всего и своей мни­тельностью давил не только себя, но и всех окружающих. Его лейт­мотивом было “ах, как бы чего не вышло”.

Развитию и сформированию подобных типов способствует преж­де всего такая обстановка, где все сосредоточено на удовлетворе­нии элементарных, чисто материальных потребностей, причем ру­ководящими правилами жизни и поведения служат застывшие, раз навсегда установленные шаблоны, мешающие всякому сколь­ко-нибудь живому проявлению личности. Точно так же и в обще­ственной жизни рутина и преобладание формы над содержанием, а также отсутствие живых и энергичных людей, могущих стать руководителями общественного мнения, благоприятствуют усиле­нию и процветанию рассудочных типов низшего психического уровня.

В качестве образца можно привести одно из действующих лиц “Войны и мира” Толстого, именно жениха, а затем мужа Веры Ростовой - Берга.