Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия - книга.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
210.43 Кб
Скачать

Основные идеи философии эпохи Возрождения

Важнейшей отличительной чертой философии эпохи Возрождения оказывается его ориентация на человека. Если в центре внимания древних философов был животворящий в средние века - Бог, то в эпоху Возрождения — человек.

Возникают и новые философские направления — деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневное вмешательство в Жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, то есть безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Появление деизма было связано, по словам Г. Плеханова, со стремлением буржуазии «к ограничению королевской власти», и поэтому многие философы того времени обнаружили склонность к «системе мировоззрения, в которой власть Бога со всех сторон ограничивается законами природы»; «деизм есть небесный парламентаризм». Многие из деистов основывали свои представления о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности.

В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых к пантеизму подошел Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих Религиозному учению о сотворении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом. V Дж. Бруно есть тезис: «... природа... есть не что иное, как Бог в вещах». Все это свидетельствует о том, что к XVII в. сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческой философии завершенное и целое — прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения движение и становление — предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. Это позволило человеку, как никогда почувствовать силу и власть над всем сущим, совершенствоваться и развиваться, ему не нужна теперь милость Бога, без которой он, по учению церкви, не мог существовать. Он теперь сам творец. Поэтому в эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась •иначе, чем в эпоху раннего средневековья, и даже в эпоху античности... Инженер и художник — это уже не просто «техник» и «искусник», каким он был для античности и средних веков, теперь он действительный творец. В творениях Бога, то есть природных вещах, он стремится увидеть закон их построения, выразить его в научных знаниях. Так, Николай Коперник разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, обосновав гелиоцентрическую систему мира, по которой, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Н. Коперником в центр мира; в-третьих, Космос бесконечен, неизменен и безграничен.

Таким образом, зародившись 2500 лет тому назад, философская мысль постоянно развивается и совершенствуется, переживая периоды подъема и падения, стремится выработать знание об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и месте в нем человека. Будучи обусловленной социальной действительностью, философия активно влияет на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. XVII в. открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени.

Философия Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт

Основоположником философии Нового времени был английский философ Френсис Бэкон (156 1 — 1626). Это крупный философ, развивший философию на основаниях, существенно отличных от предыдущей схоластической философии и средневековой науки. Главную задачу своей философии Ф. Бэкон видел в том, чтобы обосновать новую экспериментальную науку, которая, в чем он был абсолютно уверен, даст человечеству могучие силы.

В главном труде «Новый органон» Ф. Бэкон противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основывался «Органон» — свод логических работ Аристотеля. Ф. Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. «Знание есть сила», — учил Ф. Бэкон. Однако лишь истинное знание способствует успеху человеческих действий. Поэтому наука способна побеждать природу лишь постольку, поскольку она сама «повинуется» природе, то есть действует соответственно ее законам.

Предпосылкой преобразования науки Ф. Бэкон считал критику всей предшествующей схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор считалось истиной. Недостоверность известного доселе знания обусловлена, с его точки зрения, ненадежностью умозрительного метода умозаключения и доказательства. Поэтому первым условием реформ науки является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, то логическим основанием реформы науки должна быть новая теория индукции. До Ф. Бэкона философы, писавшие об индукции, обращали внимание главным образом на те случаи или факты, которые подтверждают доказываемые или обобщаемые положения. Ф. Бэкон, наоборот, подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Истинная наука, согласно Ф. Бэкону, чужда заблуждений и должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и научно организованных наблюдений.

В работе «Новая Атлантида» Ф. Бэкон, представляя «наученное» общество, настаивает на том, что возрождать следует не те или иные учения древнегреческих философов, а дух смелого поиска, присущий их создателям. В широком смысле слова философия, по Ф. Бэкону, это система всех опытно-рациональных познаний (другой способности — памяти — соответствует история, воображению — поэзия). В узком смысле слова философия — учение о видах знания и их соотношении, учение о методе (органоне) познания. В философии даже основные начала подвергаются обсуждению и проверке, тогда как в религии основные начала устанавливаются авторитетом. Вместе с тем Ф. Бэкон утверждает, что возможна естественная религия, поскольку устанавливаемая познанием связь природных явлений указывает на существование Бога.

Систематизатором бэконовского учения выступил английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Его философия была более последовательной, чем у Ф. Бэкона, но более механистичной. По его мнению, реально существует не только телесное, протяженное; духовное не субстанционально. Т. Гоббс — типичный представитель метафизи­ческого материализма XVII в., сводивший все многообразие природы к механическому движению материальных тел и провозгласивший геометрию главной наукой.

Среди европейских философов первой половины XVII в. едва ли не самым выдающимся был француз Рене Декарт (1596—1650). Он много сделал для развития философии, физики, математики, физиологии. Р. - Декарт был классическим представителем дуализма и рационализма, решительным и непримиримым противником схоластики. Он стоял за непосредственное познание мира путем эксперимента и размышления.

Отвержение авторитетов и догм в рамках философии Р. Декарта вылилось в принцип сомнения. Если я хочу строить новую научную сис­тему, разработать новую философию, то я, — рассуждал Р. Декарт, — должен отрешиться от всего того, что мне преподносили в качестве готовых и неизменных истин. Я сомневаюсь в догмах, в непогрешимости авторитетов церкви и философии. Строя новую систему, я готов усомниться во всем, даже в том, что существует мир, даже в том, что существует мое собственное тело. Но есть ли предел моему сомнению? Да, есть. Ведь что такое сомнение? Это мысль. Значит, сомнева­ясь во всем, я не могу сомневаться только в том, что я сомневаюсь, т. е. что есть сомневающаяся мысль, что есть мысль и что я, сомневающийся, мыслю. Это единственное несомненное обстоятельство, которое является пределом моего сомнения и исходным пунктом моей философии. Это единственный несомненный факт, подтверждающий мое существование в качестве мыслящего существа. Отсюда можно считать

абсолютно достоверным и поэтому самым основным суждение «мыслю, следовательно, существую» («cjgito ergo sum»). Но как я существую? Из всего сказанного можно заключить лишь то, что я существую как мыслящая субстанция.

По мнению Р. Декарта, существует Бог, сотворивший две субстанции — протяженную и мыслящую, и существую я — тот, в котором эти две субстанции соединены и который может познать и Бога и созданный им мир. Отсюда первая попытка реализовать идею автономной философии, свободной от авторитетов и мировоззренческих предпосылок, вылилась в построение, опосредованное анализом возможностей разума, картины мира, включающей человека, призванной обосновать систему норм его поведения. Пока же эта картина не завершена, Р. Декарт предлагает следовать правилу скептиков — жить согласно нравам своего народа. Особая роль, которую играет мышление в философской системе Р. Декарта, легко объясняет и рационализм, и признание роли врожденных идей, и высокую оценку интеллектуальной интуиции. Дуализм (лат. duo — два, двойственный) Р. Декарта в значительной мере определил то, что в дальнейшем на отдельные части его философии опирались как материалисты, так и идеалисты.