Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая российские вооружённые силы в 16-17 ве....doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
247.81 Кб
Скачать

§2 . Особенности тактики русского войска в третьем походе Ивана Грозного на Казань и военное искусство в Ливонской войне

Борьба с Казанским ханством была одной из важнейших внешнеполитических задач Русского государства. Казанское, Крымское и Астраханское ханства, образовавшиеся на развалинах Золотой Орды, совершали грабительские набеги на русские земли, уводили в плен население (в 1551 г. в Казани находилось более 60 тысяч русских пленных). Татарская опасность в эту эпоху усилилась в связи с ростом могущества турок, стремившихся использовать татар для борьбы против Русского государства. К овладению Казанью побуждали Москву также и торговые интересы. Казань держала в своих руках волжско-камский путь, мешала развитию торговли Русского государства с восточными странами (Азербайджан, Иран, Бухара, Хива).

Казанское ханство в XVI в. утратило свое прежнее самостоятельное международное положение. Внутри него шла ожесточенная борьба между феодалами — сторонниками России и Турции. Москва решила воспользоваться этим и утвердить в Казани свое господство.1

Попытка московского правительства военной силой устранить казанского хана и заменить его своим ставленником – касимовским ханом кончилась неудачей. Не имели успеха и походы 1547–1548 и 1549–1550 гг. В этих походах участвовала преимущественно конница, не приспособленная к борьбе против войска, засевшего в крепости. Сказалась также и слабая подготовка к походам. Первый поход окончился неудачно. Вследствие наступившей оттепели не удалось подвести осадный наряд. Подошедшие к Казани войска хотя и одержали успех на Арском поле, но без артиллерии не могли решить вопрос о взятии Казани штурмом. Второй поход 1549 г. так же окончился неудачно вследствие оттепели и оторванности войск от баз снабжения. Основная причина неудачных походов 1547-1550-х гг. скрывалась в невозможности наладить правильное снабжение войск, вынужденных действовать на вражеской территории, вдали от своих городов.2

В 1551 г. царь решил осуществить новый поход на Казань. Неудачи предшествующих походов показали необходимость тщательной подготовки к военным действиям, в первую очередь, решения проблемы снабжения войск.

Эту задачу пытался разрешить еще Василий III, для чего он построил крепость Васильсурск, которая должна была служить базой в борьбе с Казанью. Однако, как показал опыт, этого оказалось недостаточно.

Перед новым походом Иван IV в 1551 г. близ устья р. Свияги, впадающей в Волгу, поставил крепость Свияжск. Постройкой крепости руководил талантливый русский розмысл (инженер) дьяк Иван Выродков. Выстроена она была за четыре недели. Для охраны строительства к р. Свияге было выслано значительное войско, а с целью предупреждения набега татар под Казань был выслан специальный отряд войск. Крепость Свияжск имела сильный гарнизон и стала базой снабжения войск в походе на Казань.1

Создание Свияжска имело большое стратегическое значение. Впервые в истории военного искусства была создана "база осады". Крепость, кроме того, закрепляла за Москвой левобережную сторону Волги и, тем самым, ограничивала маневр татарской конницы в глубокий тыл русских войск, одновременно обеспечивая их коммуникации.

В ходе подготовки к походу царь провел реорганизацию армии, принял меры по улучшению ее материально-технического оснащения. В апреле 1552 на военном совете был обсужден и принят план похода на Казань. Было решено: осадную артиллерию, войсковые запасы под сильной охраной отправить в Свияжск водным путем.

Сбор поместного ополчения назначили в Муроме, Кашире и Коломне. Сосредоточение главных сил на юге от Москвы преследовало цель оградить южные окраины государства от возможного нападения Крымского хана. К реализации плана приступили немедленно.

Подготовленные к походу войска были сосредоточены в районе Коломны и Каширы. Иван IV 16 июня выступил из Москвы, а 19 июня прибыл в Коломну. Большой полк был поставлен царем недалеко от Коломны, под Колычевом, передовой полк — у Ростиславля, полк левой руки — у Голутвинского монастыря. Царев полк находился в Коломне, а полк правой руки — в Кашире. Всего в районе Коломны и Каширы Иван IV собрал до 150 тысяч войска и 150 орудий.2

21 июня 1552 г. царь получил сообщение о том, что крымский хан Девлет-Гирей движется к Туле с большим войском и артиллерией. Поэтому часть сил была отправлена для защиты Тулы. Несмотря на численное превосходство, 30-тысячный отряд татар потерпел полное поражение. Девлет-Гирей отступил, бросая все, что задерживало его движение.

После отражения набега крымских татар Иван IV приступил к выполнению плана похода на Казань.

На очередном военном совете был уточнен путь движения войск, для которых назначалось два маршрута: царев полк и полк левой руки - по дороге из Коломны на Владимир, Муром, Алатырь; полки большой, передовой и правой руки — на Рязань, Мещеры, Алатырь. Здесь полки обеих колонн должны были соединиться и в дальнейшем двигаться на Свияжск вместе.1

Учитывая, что во время похода колонны будут находиться на расстоянии 150 километров друг от друга, Иван IV выделил в правую колонну больше сил для того, чтобы обезопасить себя от крымских и поволжских татар. Большой наряд и запасы продовольствия под прикрытием особого отряда водным путем продвигались к Свияжску.

Русские войска начали выдвижение 3 июля 1552 г. Прибыв в Муром, Иван IV принял дополнительные меры по обеспечению безопасности марша. Для разведки вперед был выслан ертоульный полк, под командованием воевод Шемякина и Проскурова, а вслед за ним отряд посошных людей для ремонта и устройства дорог и мостов.

13 августа русские полки достигли Свияжска. Поход войск проходил в трудных условиях пересеченной местности и летнего зноя. Несмотря на это, расстояние от Коломны до Свияжска, более 850 километров, полки прошли за 43 дня. Такой высокий темп марша был обеспечен хорошей организацией движения, умелым оборудованием маршрута, а также хорошей организацией разведки.

По прибытии в Свияжск был созван военный совет. На нем был обсужден порядок подхода к Казани и план действия войск. Основная идея плана состояла в том, чтобы провести быстрое обложение крепости, изнурить осажденных голодом и беспрерывным артиллерийским обстрелом, а затем провести решительный штурм. Этот план был осуществлен в три этапа: І этап – обложение крепости (с 23 по 30 августа); II этап – осада (с 30 по 1 октября); III этап – взятие Казани приступом (2 октября).2

Казань расположена на горе, на левом берегу Волги (в 6 километрах к северо-востоку от реки), и по тому времени считалась неприступной крепостью.

Менее была защищена Казань с востока, где находилось широкое и ровное Арское поле. Но и здесь татары имели сильные искусственные укрепления. Вокруг крепостной стены проходил ров глубиной 15 метров и шириной до 6 метров. Окружность Казанской крепости достигала 6 километров. Двойные дубовые стены ее были засыпаны камнями с песком и имели высоту до 8 м и ширину 6 м. В Казани у татар насчитывалось свыше 33 тысяч войск и большое количество крепостных орудий.

С 23 августа русские войска Ивана IV начали обложение Казани. Они подошли к р. Булак и навели мост. Первым переправился разведывательный, за ним – передовой и большой полки. Когда разведывательный полк (ертаул) подходил к крепости, он был атакован отрядом татар (5 тысяч конницы и 10 тысяч пехоты), предпринявшим вылазку из Ногайских ворот. Атака татар была отбита. После этого все полки заняли указанные Иваном IV места.1

При обложении Казани Иван IV расположил полки вокруг крепости. Длина фронта обложения достигала 6–7 км. В ночь на 26 августа вокруг крепости были поставлены туры, для защиты людей и артиллерии. Впереди них поместились стрельцы. 27 августа туры были вооружены артиллерией.

Наиболее важные дороги, идущие к Казани, были блокированы сторожевыми отрядами князей Горбатого-Шуйского и других. Это мероприятие имело большое значение по обеспечению тыла русских войск. Когда 30 августа 15-тысячный отряд татарского князя Япанчи попытался из Арского острога напасть на тылы русских войск, он был встречен отрядом князя Горбатого и разбит, а 6 сентября русские войска взяли Арский городок.

С 30 августа началась планомерная осада Казани. Иван IV отдал распоряжение об открытии сильного артиллерийского огня по крепости. Затем он послал осажденным грамоту с предложением о сдаче. Татары отказались принять это предложение. Обстрел крепости был усилен.

Одновременно с обстрелом крепости был сделан подкоп под ручьем, из которого осажденные брали питьевую воду, и заложены пороховые мины. 18 сентября был произведен взрыв, который уничтожил водоисточник и осажденные остались без питьевой воды.2

Во время осады Казани под руководством русского инженера Выродкова была построена боевая башня. Она имела 12 метров высоты, 7 метров ширины и 16 метров длины. В ней было три яруса бойниц. В каждом ярусе помещались стрельцы с пищалями и орудия. Всего в башне находилось 50 стрельцов, 10 больших орудий и 50 ручных и затинных пищалей. С башни происходил ежедневный обстрел крепости. От этого огня осажденные несли большие потери в живой силе. Но главное состояло в том, что вокруг Казани была устроена система параллелей, которая позволяла подвести войска к крепости для штурма. Эта система на Западе была применена только через 50 лет. Две линии параллелей были укреплены турами, они укрывали войска, предназначенные для штурма.

К началу октября русские войска в основном закончили осадные работы, заняли часть крепостной стены с восточной стороны и Арскую башню, сделали несколько проломов в стене. Кроме того, под стены крепости были сделаны два больших подкопа и заложены 480 пудов пороха. На 2 октября был назначен общий штурм.

Перед штурмом Иван IV определил боевой порядок войск. Для штурма были созданы шесть штурмовых колонн. Каждый полк развертывался в три линии. Все штурмующие войска были построены в три линии. Первая состояла из стрельцов, казаков и части поместного ополчения; вторая — из дворян и детей боярских. Третью линию составляли частные резервы. Царев полк выделялся в общий резерв и располагался против царевых ворот крепости, где наносился главный удар. Каждому полку было указано направление штурма. Сигналом к штурму должны были послужить два больших взрыва под стенами крепости.

2 октября пороховые мины в двух подкопах были взорваны. Они произвели большие разрушения крепости. На Арской стороне взрывом было разрушено целое звено крепости, а на противоположной стороне, между Тюменскими и Аталыковыми воротами, образован пролом около десяти саженей. Войска стремительно бросились на штурм и ворвались внутрь крепости.

Штурм производился следующим образом. Команды из посошных людей заваливали ров фашинами, наводили мосты, подносили лестницы. Стрельцы прикрывали их действия своим огнем. Одновременно вся артиллерия вела огонь по проломам и бойницам.1

Атаку начали отряды спешенных дворян, стрельцов и казаков; вслед за ними в город ворвалась конница. В ходе боя внутри города произошло замешательство у Казанского торга. Иван IV ввел в бой часть своего полка, чем был решен исход штурма. К вечеру сопротивление противника было сломлено и крепость взята. 2

Осада и штурм Казани показали возросшую экономическую, политическую и военную мощь Русского государства. Об этом свидетельствовало применение большого количества сложной по тому времени военной техники и наличие постоянного войска в лице стрельцов, полностью вооруженных огнестрельным оружием, в то время как лучшая часть пехоты в странах Западной Европы была вооружена им только лишь на одну треть состава. Производство подземно-минных работ, сооружение боевой башни, использование 150 артиллерийских орудий разных калибров — все это говорило о росте русского военного искусства.3

Во время штурма крепости большая часть поместного войска использовалась как пехота. Стрельцы умело подготовляли огнем своих ружей действия других войск, штурмовавших крепость.

В ходе борьбы с Казанским ханством русские войска приобрели богатый опыт по осаде и штурму крепостей, который был использован в дальнейшем, во время Ливонской войны. Поход на Казань имел большое значение для укрепления централизованного Русского государства. Победа над Казанью подняла авторитет Русского государства во всех странах.

Успех похода 1552 г. был обеспечен глубоко продуманным замыслом, тщательной подготовкой марша, высоким искусством осады и штурма крепости (правильно выбрано направление главного удара, умело использовалась артиллерия, искусно производились инженерные, в том числе минноподрывные, работы, согласованно действовало всё войско). Успеху похода способствовало также обеспечение тыла, что было достигнуто в результате разгрома крымских татар у Тулы. Казанский поход 1552 г. и овладение Казанью свидетельствовали о полководческом искусстве Ивана IV, его ближайших советников и помощников — Д. Ф. Адашева, воеводы у наряда (артиллерии) И. М. Морозова, И. Г. Выродкова, полковых воевод М. И. Воротынского, М. Я. Морозова, А. М. Курбского, А. А. Горбатого-Шуйского, В. С. Серебряного-Оболенского и др. Присоединением Казанского ханства к Руси были созданы предпосылки для мирного развития восточных и северо-восточных русских земель и коренных народов ханства, открылись новые возможности для развития торговых и политических отношений России с Востоком.1

С точки зрения развития военного искусства в действиях русских войск необходимо выделить четыре характерные особенности:

– артиллерию стали устанавливать группами, что стало зарождением артиллерийских батарей;

– умелое тактическое обеспечение осадных работ русскими войсками. Для надежного обеспечения тыла русских войск были уничтожены укрепления татар в Арском лесу;

– хорошее инженерное обеспечение штурма Казани;

– тщательно разработанный план штурма, согласно которому главный удар наносился по восточному и юго-западному фасадам крепости. На остальных направлениях войскам ставилась задача сковать как можно больше сил.

Таким образом, успех штурма Казани во многом был обусловлен четким планированием штурма, создание тактической глубины за счет создания частных и общего резервов, умелым управлением войсками в ходе штурма. Взятие Казани по праву считается первым опытом ведения минной войны.

Война с Ливонией была вызвана потребностью Московского государства в выходе к морю для торговых, политических и культурных сношений с Западной Европой. Отрезанная от Балтийского моря Польшей, Литвой и Ливонией, Москва в сношениях с западноевропейскими странами всецело зависела от этих государств. Из страха перед ее усилением они всячески стремились не допустить таких сношений и фактически держали Москву в блокаде. Эту блокаду, наносившую большой вред интересам Московского государства и мешавшую развитию его хозяйственной и культурной жизни, могло прорвать только завоевание Балтийского побережья.1

Ливонская война начиналась в сложных международных условиях, когда за ее ходом внимательно следили или принимали участие в ней крупнейшие европейские державы. Непосредственным поводом к Ливонской войне послужил срыв Ливонией соглашения о выплате «юрьевской дани». Фактически против России был направлен военный союз Ливонии с Литвой, заключенный в 1557 г. в нарушение обязательств, принятых на себя Ливонией по соглашениям с Русским государством 1503 г. и последующих лет.2

В целом Ливонская война закончилась для России неудачно ввиду экономического истощения страны и крайне неблагоприятной для неё международной и внутренней обстановки. Но и противники России вынуждены были отказаться от планов агрессии и претензий на Псков, Новгород и Смоленск. Задача выхода России к Балтийскому морю была решена лишь в ходе Северной войны 1700—1721 гг. Ливонская война характеризовалась в основном борьбой за крепости, проводившейся в условиях возрастания роли артиллерии и пехоты в бою. Широко применялись минновзрывные средства для пролома ворот и создания брешей в крепостных стенах, а при их обороне — контрминные средства (оборона Пскова), вылазки. Русские войска проявили высокое искусство осады и обороны крепостей. В стратегическом отношении период Ливонской войны характерен для России и русских войск борьбой на два фронта — на 3апад и Юг. Тем не менее русское командование маневрировало силами и во многих кампаниях добивалось победы.

Войны XVI в. были переломными в развитии русской тактики. Постепенно вытеснялась старая система построения боевого порядка на принципе специализированных "полков", с твердо зафиксированным местом их в боевом порядке. Одновременно идет выработка новой системы построения боевого порядка, в основу которого кладется использование огнестрельного оружия (пушек и пищалей). В это время складываются элементы линейной тактики.

Нужно указать также на возросшую подвижность русской армии. Четкая организация марша, выделение специальных отрядов, которые шли за ертоулом и восстанавливали дороги, способствовали быстрым передвижениям.

Большое значение придавалось также разведке. Выделение мелких отрядов для сторожевой службы в ходе войны обеспечивало наблюдение за противником и принятие своевременных мер.

Наконец, при Иване IV получила четкую организацию система снабжения. Для обеспечения войск создавались как постоянные базы (житницы), так и подвижные (обозы). Эта система сохранилась до начала XVIII в.1