Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
83.97 Кб
Скачать

Послание к церкви в Пергаме

12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:

13. Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

14. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

17. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Город Пергам (ныне Бергама) был отстроен на высоком холме у реки Каика (совр. р. Бакыр). К моменту написания Откровения он был населен богатыми и знатными людьми, а также учеными и жрецами. После падения Вавилона сюда перекочевали вавилонские жрецы и волшебники. Пергамские цари унаследовали тайны Вавилона. Понтифекс Максимуc (верховный первосвященник) — титул пергамских монархов перекочевал затем в Рим к императорам, а затем к папам.

«…Ты живешь там, где престол сатаны».

Пергам был одним из центров языческой культуры в Малой Азии. Здесь был возведен блистательный акрополь — храм, построенный под влиянием культа поклонения императору Августу. Влияние храма и языческого служения, бесконечных пиршеств и развлечений приводило к распущенности и жестокости всего населения. Очевидно, что в эпоху гонений среди христиан в Пергаме было немало мучеников за веру. Есть предание, что епископ пергамской церкви (Антипа?) был сожжен в чреве раскаленного железного быка, но не отрекся от своей веры1. Это произошло при жестоком императоре Домициане в 93 году. Однако, против пергамской церкви выдвинуто и серьезное обвинение — в мирное время в ее среде нашлись люди, которые пошли на компромисс с языческими обычаями (учением Валаама).

«Учение Валаама» — это типологическое напоминание исторического отступления в израильском народе (Чис. 25). После долгого странствования по Синайской пустыне израильтяне, перенесшие немало воин с язычниками, впервые встретились не с военной угрозой, а, напротив, с искушением заключить союз с язычниками и перенять их нравы. Пророк Божий Валаам научил моавитского царя Валака, как можно вступить в союз с израильтянами и лишить их Божьей защиты, — привлечь израильтян к участию в языческих празднествах (Чис. 31:16). Нечто подобное позднее имело место в Пергаме среди части верующих. Но типологические связи на этом не обрываются, ибо ситуация, возникшая в Церкви с принятием христианства императором Константином (313 г.), напоминает теперь уже соблазн самого Валаама. Союз Римской империи и христианской Церкви был великим соблазном для христиан, так как в Церковь влилось множество необращенных язычников, привнесших туда свои нравы и обычаи. Кроме того, императоры властно вмешивались в церковную жизнь. Около 380 г. император Феодосий объявил Церковь государственным институтом.

Фраза «сражусь с ними мечом уст Моих» может обозначать суды Божьи, которые вскоре обрушились на Римскую империю и на ее христианизированное языческое население.

К этому времени также применимы и другие пророческие картины из Книги Откровение. Например, третья печать (6:5, 6) и трубы, с первой по четвертую (традиционное историческое толкование).

«Побеждающему дам вкушать сокровенную манну…» Манна — хлеб, сходивший от Бога в пустыне (Исх. 16:4). Этот хлеб был праобразом Иисуса Христа (Ин. 6:51), Он питает людей не только дарами земли, но и сокровенным духовным хлебом.

«Дам ему белый камень» (2:17). В древности судьи использовали два камня: черный и белый. Судьи, имея каждый два этих камня, при вынесении приговора опускали один из камней в общий мешок. Белый камень означал оправдание, черный — осуждение. Большее количество камней одного цвета решало участь подсудимого.

«На камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает». Бог давал новые имена (Аврам — Авраам, Иаков – Израиль…). Эти имена свидетельствовали об опытах веры, приобретенных в общении с Богом. Духовные опыты каждого верующего различны и индивидуальны. Общение каждого человека с Богом — это также тайна, известная только самому человеку и Самому Богу. Никому постороннему не дано читать наши мысли и измерять глубину переживаний и чувств. В соответствии с нашими опытами веры и терпением Бог даст каждому спасенному новое имя. И только тогда каждый спасенный постигнет глубину Божьей любви, дарованной именно ему. «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан» (1 Кор. 13:12).

Послание к церкви в Фиатире

18. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

19. Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

20. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

21. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

22. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих,

23. И детей ее поражу смертью; и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

24. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;

25. Только то, что имеете, держите, пока приду.

26. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

27. И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;

28. И дам ему звезду утреннюю.

29. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам.

Фиатира — небольшой торговый город в Малой Азии. В нем была христианская церковь, которая вела деятельную и благочестивую жизнь, однако некоторые члены этой церкви попали под влияние знатной женщины, которую Иоанн именует Иезавелью. Эта женщина также называла себя пророчицей и добилась расположения тех членов церкви, которые прислушивались к ее учению. Она утверждала, что общение с язычниками и безнравственная жизнь не имеют принципиального значения в деле спасения.

Письмо в Фиатиру символично и имеет прообразный характер.

Это письмо — самое длинное из семи писем (почти в два раза длиннее, чем любое другое). Это не случайно. Ситуация по своей сложности и длительности напоминает средневековый период развития христианства, затянувшийся болеее, чем на тысячелетие. В некотором смысле – время, как бы, застыло.

Верующие люди эпохи средневековья были, бесспорно, людьми одухотворенными и стяжавшими добродетель, людьми целостными, терпеливыми и ищущими спасения. Как справедливо заметил испанский писатель Ласарильо де Тормес, «вся Испания стояла на коленях». Люди свершали длительные паломничества, горячо каялись в своих грехах. Подобно многим подвижникам и монахам, они изнуряли свои тела. Вспомним молодого Мартина Лютера, лежащего на каменном полу в своей келье и ночи напролет взывающего к Богу. Таких людей было великое множество как на Западе, так и на Востоке. Их аскетизм не был лишен крайностей и ошибок, но нельзя отказать им в терпении и горячем стремлении к Богу.

«Но имею немного против тебя потому, что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих» (2:20).

Очень сильное замечание, связанное с именем Иезавели. Вспомним, что Иезавель не простая женщина: она была царицей в Израиле (3 Цар. 16:31). А здесь, в Фиатире, Иезавель называет себя пророчицей. В ней как бы соединяются государственная власть и власть церковная. Это напоминает церковных иерархов средневековой Европы. Большая часть верующих на протяжении веков, безоговорочно, признавала их авторитет, тогда как они зачастую вводили в заблуждение детей Божьих (2:20). Подобно тому, как в древнем мире Иезавель убивала Божьих пророков, так и средневековая инквизиция сожгла тысячи людей. По благословению пап десятки тысячи отправлялись в крестовые походы, питались идоложертвенным, покупали индульгенции, которые гарантировали прощение любого греха, в том числе и любодеяния.

«Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась» (2:21). Это относится к церковным грехам самой иерархии, а не индивидуальным грехам людей средневековья, многие из которых, как упоминалось выше, глубоко каялись, совершая паломничества и дела милосердия.

Но Господь говорит, что Его суды постигнут как иерархов, так и народ. От этих судов содрогнутся все церкви. Их действие не ограничено рамками какой-то одной общины. И средневековая Европа, как раз после неудачных крестовых походов, испытала ряд страшнейших бедствий: и раздиравшая народы Столетняя война между Англией и Францией (самыми ревностными участниками крестовых походов), и опустошившая Европу эпидемия чумы «черная смерть», и страшный голод после чумы. Как здесь не вспомнить суды, описанные в третьей и особенно четвертой печатях, где всадник носит имя «смерть», и ад следует за ним (6:8). Наиболее опустошительной была эпидемия XIV века, прокатившаяся в 1348 - 1351 годах по всем странам Европы и Азии.

«Чума пришла с Востока. Она убивала в несколько дней, иногда в несколько часов. В Неаполе, в Монпелье погибли две трети жителей. В Марселе умер епископ со всем капитулом, все монахи-доминиканцы и минориты. Целые местности совершенно обезлюдели. … Особенно сильно свирепствовала чума в Авиньоне. Падали наземь сраженные кардиналы… Папа заперся в самых далеких покоях, никого не допускал к себе, поддерживал целый день большой огонь, жег на нем очищающие травы и куренья…». Да, в этом сравнительно небольшом южном французском городе, бывшем тогда папской резиденцией, чума поразила 60 тысяч человек. Среди них была и знаменитая Лаура — возлюбленная великого Петрарки. Как рассказывает сам Петрарка, темным вечером, при свете смоляных факелов, по народным поверьям прогонявших заразу, люди в просмоленных балахонах, с узкими прорезями для глаз, предали ее тело земле. Чудом уцелевший Петрарка был так потрясен и смертью Лауры, и размерами постигшей страну катастрофы, что не мог долго оставаться на одном месте: всюду ему мерещилась смерть.

Совершала чума набеги и на Русь. В «Повести временных лет» рассказывается, что в 1090 году в Киеве от «мора» в течение двух недель погибли семь тысяч человек. На протяжении XIII—XVIII столетий чума по нескольку раз опустошала Киев, Москву, Смоленск, Чернигов. В XIV веке в Новгороде и Пскове она уничтожила две трети населения, в Глухове и в Белозерске жители вымерли все поголовно.

Однако в этом письме в Фиатиру упоминается еще одна группа людей: «Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения» (2:24). В средние века всегда были люди и целые движения, которые отрицали учение Иезавели. Они находились в лоне Церкви, но вместе с тем не соглашались с ее злоупотреблениями. Если Франциск Ассизский просто благочестив и не претендует на звание реформатора, то уже Савонарола во Флоренции поднимает гневный протест против роскоши и популярных грехов, а Уиклиф идет еще дальше. За ним следуют Ян Гус, Иероним — предшественники Реформации. Так, к концу средневековья подходит определение «последние дела твои лучше первых». Господь учитывает общее состояние общества и не налагает на них «иного бремени» (2:24).

«Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». Подобно тому, как в предрассветные часы появляется светлая утренняя звезда, так и в мрачные годы средневековья Христос просветлял умы и сердца искренних людей, любящих Бога и ближних (2 Петр. 1:19).

1 Большая часть этого послания представлена в «Истории церкви» Евсевия (IV, 15–16). См. также: Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия». Т. 2, 1995. С. 360.

1 См. Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. 3. С. 526.