Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Механизмы аддаптации личности.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
131.58 Кб
Скачать

13.2. Младенческие механизмы адаптации

Младенец не может говорить, ходить и не обладает разумом. Основные меха­низмы его адаптации - это изменение уровня эмоционального возбуждения, плач, беспорядочная активность.

Его активность вызывает внимание и заботу родителей, от которых во мно­гом зависит полнота удовлетворения потребностей. Эмоции - это с детства усво­енный способ воздействия на родителей.

На успех младенец вначале реагирует спокойно, затем - с чувством удоволь­ствия, иногда с благодарностью.

На депривацию (неудовлетворение потребности) он реагирует паникой, кото­рая может, при достаточной силе, превратиться в депрессию.

Зависимость - это главный механизм адаптации младенца, который у взрос­лых иногда проявляется в том, чтобы о них заботились. Эти взрослые люди, под­чиняющиеся власти только для того, чтобы их поддерживали. Ради этого они идут на все.

Зависимость может проявляться в других формах:

постоянные просьбы советов, которым затем слепо следуют;

боязнь одиночества, которая иногда ведет к воображаемым болезням (для того, чтобы заботились);

различные формы паразитизма.

Тревога. Реакции типа замешательства, растерянности и им подобные у взрослого сохранились с младенчества. Большинство индивидов, чья первая реакция - эмоциональное возбуждение, постепенно приходят к зрелому механизму - объективному анализу (в соответствии с нашей классификацией - это «осознание»).

Однако немало индивидов сохраняют младенческий механизм тревоги как первую реакцию на фрустрацию, связанную с субъективной или объективной блокировкой возможности удовлетворения потребностей и/или реализации; доминирующих мотивов.

13.3. Детские механизмы адаптации

Ребенок, которому 3 и более лет, отличается от младенца более сложной темой механизмов адаптации.

Приближение. Ребенок направляется к желаемой цели и старается взять что хочет. Если такое поведение укоренится, ребенок может впасть в уверение что мир создан для того, чтобы он «черпал» из него обеими руками. Люди, у которых преобладает этот механизм адаптации (брать то, что хочется и когда хочется причиняя тем самым вред окружающим людям), называются психопатическими личностями.

Привлечение внимания. Этот механизм возникает, когда желаемая цел) материальная, а духовная - похвала или внимание. Любое поведение ребенка, которое привлекает внимание других людей, становится привычным (задавание вопросов, жалобы, перебивание и даже непослушание). Взрослые с таким механизмом детской адаптации любят почти ни с чем не соглашаться, хотя при этом обычно одеваются и ведут себя демонстративно именно для привлечения внимания (демонстративный характер, истероидный тип личности).

Агрессия. Препятствия, которые появляются на пути достижения цели, р нок пытается преодолеть с помощью агрессии. Эта привычка - воздействовать препятствие агрессией - устойчива, и отучить от нее трудно. Агрессия может проявляться в модулированных формах и в сочетании с высоким интеллектом, может быть использована в научном или другом творчестве. Атака, нападение, каким образом, само по себе не является чем-то дурным. Это плохо тогда, когда дети неполностью социализировались, а также когда оно тотально, необдуманно и направлено на следствие, а не на причину трудностей.

К несчастью, примитивная агрессия встречается и в арсенале взрослых. В которых индивидах этот механизм проявляется как слепая злость. Такие индивиды: раздражительны, бездумны, вспыльчивы. В других она преобразуется в привычку враждебности. Такой человек всегда ведет себя так, как будто для него единственно возможной защитой является нападение. Он находит у всех ошибки, жестоко указывая на них, а также подозрителен и никому не верит.

Многие преступления обязаны агрессии. Преступник, в отличие от психопата признает наличие моральных препятствий для удовлетворения своих мотивов, не желает им подчиняться.

Доминирование. Оно может рассматриваться как одна из форм агрессивного механизма нападения, когда индивид старается господствовать над ситуацией. всегда стремится «преобладать», лидировать, осуществлять контроль. Это от отношение может выражаться у взрослых в сексуальном удовлетворении или других формах, например, купли-продажи. Это заставляет индивида избегать ситуации которых он не может доминировать.

Избегание. Когда цель блокируется непреодолимыми препятствиями, ребе может приобрести привычку к бегству. Избегает также возможности вновь искать боль, стыд и фрустрацию. Эта форма избегания очень распространена среди взрослых. Некоторые индивиды избегают связей с людьми, превосходящими их в каком-либо отношении. Сексуально стеснительные женщины могут избегать об­щества мужчин и любых ситуаций, которые могут привести к сближению с муж­чинами.

Другая: форма избегания - ретрогрессия или регрессия. Это возврат к адапта­ционному механизм, свойственному более раннему периоду развития. Для ребен­ка регрессия - это вести себя как младенец, а для подростка - вести себя как ребе­нок, для взрослого - вести себя как подросток.

Ревнивые дети 2 или 3 лет часто «регрессируют» от независимости к зависи­мости в попытках завоевать себе любовь родителей и теперь отданную младшему брату или сестре. Мочиться в кровать - типичный пример механизма избегания, выраженного в форме регрессии.

Ностальгия - это знак регрессии в подростковом возрасте и у взрослых. То же можно сказать о мнении, что детство - период полного счастья.

Но на самом деле в детстве индивид больше чего-то боится, чем в зрелые го­ды, т.к. он менее защищен и адаптирован, чаще сталкивается с непредвиденными препятствиями. Поэтому детские адаптационные механизмы включают з себя много способов для приспособления к неудачам.

К детским реакциям на факт неудачи относятся: паника, гнев, злоба, отрица­ние, комедия и другие. Причем паника чаще свойственна младенцам, чем детям и тем более - взрослым.

Одна из первых негативных реакций ребенка на неблагоприятное изменение внешней среды (в данном случае мы чаще говорим о социальной, а не о природ­ной) - это гнев. И этот механизм адаптации ребенок использует до тех пор, пока не начинает понимать, что его злобные реакции радуют его врагов.

После этого он меняет тактику реагирования и начинает вырабатывать меха­низм адаптации, который больше свойственен взрослым - это «отрицание». Оно более опасно для душевного здоровья, т.к. не позволяет разрядить нервно-психическое напряжение естественным путем, заложенным в homo sapiens Приро­дой.

Механизм отрицания первоначально проявляется в утверждениях ребенка, что «ему все равно» и попытках снизить значимость внешних (чаще социальных) воздействий. Взрослые, обычно адаптирующиеся к неудачам при помощи этого механизма, сохраняют нейтральность, изолируясь от травмирующих ситуаций. Та­кой индивид никогда и ни с кем по-настоящему не сближается (т.е. аффилятивная потребность остается постоянно неудовлетворенной, а значит и травмирующей личность), хотя может испытывать сильную привязанность к работе или увлече­нию, что чаще выступает как. компенсаторная функция.

Следующий механизм, который начинает использоваться ребенком вслед за «отрицанием», называется «ложный оптимизм». Используя его, ребенок делает вид, что фрустрирующее условие ему приносит удовольствие. Это отношение че­ловека, который всегда видит приятную сторону вещей, не признаваясь, что чув­ствует себя беспомощным и безнадежным, говоря себе, что он счастлив. Хотя на самом деле он искусственно заставляет себя быть счастливым.- Его механизм должен постоянно основываться на разных объектах, т. к. естественный в данных ус­ловиях пессимизм нередко становится доминирующим чувством.

Механизм комедии обычно свойственен индивидам, чувствующим опасность в ситуациях социальных контактов. Обнаруживая проблемы в общении, они их стараются скрыть, используя клоунаду и показное остроумие.

Одной из крайних форм отрицания фрустрации является механизм необосно­ванного восторга некоторых эмоционально девиантных индивидов. Значительно более адекватной формой реакции на неудачу является механизм забывания Это также форма отрицания, но, в отличие от других форм, приводящих к неадекват­ным субъективным отношениям, в этом механизме адаптации используется подав­ление неприятных воспоминаний. Для оптимальной адаптации более правильно забыть неприятное воздействие (т.е. нейтрализовать его, полностью подавив и вы­теснив в подсознание), чем лишь демонстрировать свою индифферентность, при которой на уровне сознания присутствует и нередко оказывает на него сильное воздействие травмирующее впечатление.

Однако механизм забывания может в крайней форме приводить к амнезии. В этом случае индивид «забывает» не одно травмирующее событие, а сразу несколь­ко, с ним тесно связанных, или даже целые периоды жизни. Механизм амнезии относится к патогенным формам адаптации и нередко используется при невроти­ческой стратегии личности.

Для ребенка неудача - это знак его неспособности, которая считается единст­венным признаком ценности. Поэтому ребенок склонен отрицать свою ответст­венность за неудачу (понижая локус контроля - по Роттеру), так же, как и сам факт неудачи. Он может передавать ответственность другому (споткнувшись об игруш­ку, он ее пинает, как бы обвиняя в случившемся и проявляя при этом на поведен­ческом уровне механизм агрессии).

У взрослых реакции на личностную неадекватность («неудачливость») про­являются в стремлении снять с себя ответственность, обвиняя других. По нашей классификации механизмов адаптации, данные механизмы называются: «эксте-риоризация», «оправдание», «упрощение» и т.п.

На поведенческом уровне эти механизмы проявляются в том, что плохой ра­ботник винит свое руководство, инструменты, условия труда и прочее; импотент обвиняет свою жену, любовницу и/или внешние условия; неудачник же обвиняет, как правило, все, что не связано с его личностной сущностью, смыслом его жизни.

Другой способ отрицания детьми чувства неадекватности, своей неудачливо­сти - демонстрировать постоянно свое превосходство над всеми. В нашей класси­фикации механизмов адаптации он называется «доминирование» (к нему по зако­ну комплексности и системности подключаются механизмы: сверхкомпенсация, невротизация, ложная активность, самоконтроль и т.п.).

В своем поведении дети (хотя особенно ярко это проявляется у взрослых) по­казывают всегда и во всем свою ценность, исключительность качеств личности, неповторимость, оригинальность, интеллигентность, интеллектуальность или фи­зическую силу. Так как обычно вся эта значимость оказывается неадекватно за­вышенной, то интенсивная эксплуатация механизма «доминирования» может при­вести к развитию психической патологии - к паранойяльности.

Рассматривая механизмы адаптации младенческого и детского возраста, мы все время их сравнивали с взрослыми, отслеживая тем самым механизм адап­тации к адаптации, протекающей во временном аспекте.