Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4. ПОДХОД К ПРИБЫЛИ.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
29.10.2018
Размер:
221.18 Кб
Скачать

§ 4. «Содержание». Упоминание о процессах, которые называются «Развитием» и «Деградацией»

Итак, что же мы будем подразумевать под «материальным элементом», под «структурным элементом», «связями» и т.д.? Начнем с более общего понятия — с объекта (и предмета).

В любом материальном объекте (и предмете) мы всегда будем различать две стороны:

внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя сторона нами будет называться «СОДЕРЖАНИЕМ», внешняя — «СУЩНОСТЬЮ».

Содержание и сущность, в свою очередь, имеют по две стороны: количественную и качественную.

Количественная сторона содержания — это материальное наполнение объекта — его «масса».

Качественная сторона содержания — это «структура» материального наполнения, а точнее, только половина структуры — «строение» массы. Ибо понятие «структура» шире строения: структура включает в себя еще и «связи», о которых речь пойдет позднее.

Изменение «Содержания» (движение объекта) может протекать трояко:

— либо под влиянием «массы»

— либо под влиянием «структуры»

— либо под влиянием того и другого одновременно.

Первый вид движения объекта — это его «рост», второй вид — чистое «развитие», а побочным следствием роста я развития может стать «расширение».

Вполне понятно, что процессы «роста», чистого «развития» и «расширения» в материальном объекте могут протекать в обоих направлениях — как в положительном, так и в отрицательном.

Положительное направление выступает под общим названием «РАЗВИТИЕ» или «СОЗИДАНИЕ» — в зависимости от того, идет ли речь о естественном или искусственном объекте. Отрицательное направление носит название (соответственно) «деградация» или «разрушение».

Не надо, однако, дело представлять себе так, что «жизнь» и «движение» объекта могут протекать, продолжаться сколь угодно долго; к сожалению, все объекты и предметы смертны. Любой объект даже на положительном направлении подстерегается многими опасностями. Неумеренный рост ведет к разбуханию, и, в конечном счете, к гибели объекта; неуемное расширение ведет к расползанию, а затем к распаду и тоже к гибели. Даже чистое развитие имеет свои естественные пределы — вот эти пределы нам и надо знать, и каждый раз их улавливать, когда рассматриваются те или иные конкретные объекты.

Что же касается отрицательного направления — в случае движения объекта по этом пути, то здесь объекту угрожает наибольшая опасность: отрицательному «росту» соответствует «истощение», а отрицательному «развитию» — «распад». В обоих случаях объект рано или поздно погибает.

Если сказанное изобразить на схеме, то движение объекта можно представить в следующем виде

Жизнь материального объекта, как видим, может представлять собою весьма запутанную картину: она может быть ростом, развитием, разбуханием, расползанием, истощением и распадом; жизнь может быть подлинной и может стать прозябанием и мукой — все зависит от того, насколько «умно» будут себя вести в объекте его «масса» и «структура».

Значит, если бы нам был известен подлинный закон, выражающий количественную связь между, с одной стороны, «массой» и «структурой», а с другой — теми последствиями, которые проистекают от их изменений в объекте — в таких случаях, казалось бы, можно добиваться большой и подлинной жизни объекта. Мы не можем сделать объект бессмертным, но сделать так, чтобы подлинная жизнь его была длительной, чтобы действительно становилось максимумом — разрешение этой актуальной задачи стало бы возможным.

Но мы вынуждены огорчить читателя. Раскрыть закон, связывающий массу и структуру объекта с его жизнью, невозможно, если рассматривать только «содержание» объекта — его внутреннюю сторону. Одного содержания мало, чтобы уловить актуальнейший закон; необходима еще «сущность» объекта — его внешняя сторона.

Теперь мы обратимся к «сущности». Ее очень часто отождествляют с «содержанием». Темам «форма и содержание», «Явление и сущность» всегда уделялось много внимания, а теме «содержание и сущность» внимания мало уделялось, даже философами.

Рис. 4.

В прошлом молчаливо признавалось, что «пара» (форма — содержание) приложима к материальным (вещественным) объектам, а другая «пара» (явление — сущность) применялась к тем или иным процессам (явлениям). Считалось, эти пары — «подобны», «аналогичны», и, быть может, даже «тождественны» Друг Другу; вся разница между ними лишь в указанных местах приложения, поэтому обе пары выступали раздельно, никогда не соприкасаясь друг с другом и не встречаясь на одном и том же объекте одновременно. В результате такого подхода в нынешних наших понятиях сложилась обстановка весьма своеобразная: мы бойко беремся судить о тех случаях, когда дело касается связей «форма и содержание», «явление и сущность», но как только дело доходит до остальных связей, беспомощно разводим руками. Связи, показанные на схеме пунктирными линиями, для нас остаются за семью печатями.

Наша устная и письменная речь изобилует словами «форма», «содержание», «явление», «сущность» и многими производными от них словами, но какие за всеми этими словами скрываются реальные вещи, и как эти вещи должны измеряться — этого мы не знаем до сих пор.

Мы знаем, как измерять геометрические формы, знаем, как вычислять однородные содержания, описывать механические движения и т.д. Но как только дело касается негеометрических форм, неоднородных содержаний, сложных движений и особенно «сущностей» — здесь наше мышление растекается в разные стороны. На сцену выступают чувства, догадки, гипотезы, интуиция, эвристика и очень много слов — все, что угодно, только не определенные знания (и понятия).

Надо признать, что понятия «форма» и «явление» теперь — это голая онтология. Быть может, они способны еще играть какую-то положительную роль применительно к вещам мертвого мира и к механическим движениям, что же касается процессов развития и деградации, объектов, имеющих более глубокие движения, для таких процессов и объектов понятия «формы» и «явления» не приложимы. Время формальных методов и поверхностных представлений прошло. Нам нет нужды прятать сложные объекты в «формы» и действительные процессы прятать за ширмой «явлений». Надо переходить к содержательно-сушностным методам и к раскрытиям глубинных процессов.

Приведенная выше логическая схема должна упроститься и предстать перед нами в виде только одной пары понятий: «СОДЕРЖАНИЕ» и «СУЩНОСТИ».

Рис. 5

Понятие «форма» вберется вовнутрь «содержания», где и предстанет в виде «строения», а «явление» вберется в «сущность», где и предстанет перед нами в виде. Вот об этом мы сейчас и поговорим. Что же такое «СУЩНОСТЬ»?