Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экз. отв. 21-35.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
101.13 Кб
Скачать

33. Типы и методологические основы творчества: научный, художественный, публицистический.

Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематичес­кие линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчест­ва, выработанных невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. И хотя разные издания (и про­граммы) в качестве основных используют либо научные, либо художест­венные, либо публицистические формы творчества, в каждом из них мо­жет быть найдено место для любой из форм.

К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго (хо­тя и популярно) излагаемые сведения, важные для формирования науч­ной картины мира. Это - мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и дру­гие документы, разнообразные сведения из различных областей науки (от философии до экологии, от литературоведения до психологии). Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходя­щих процессов и тенденциях социального развития, о характере совре­менной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономичес­кой, политической, социальной и других областях жизни. Поэтому значительную долю пропагандистских акций призваны обеспечивать именно научно-теоретические, научно-исторические, научно-идеологи­ческие, научно-популярные произведения.

Вместе с тем среди сотрудников СМИ становится все больше журналистов, имеющих ученые степени и звания в области экономики и юриспруденции, международных отношений и истории, биологии и медици­ны, экологии и т.д. Это и пришедшие в журналистику ученые, и журналисты, ставшие учеными - кандидатами и докторами наук. Однако задачи, решае­мые журналистикой с помощью ученых, столь обширны и столь значимы, что и от «рядовых» журналистов требуется овладение навыками работы с науч­ной литературой, банками данных, оперативной научной информацией. Проникновение в язык науки, строгость обращения с научными понятиями, данными, концепциями, повседневное деловое общение с учеными - все это важные качества журналистов, необходимые в повседневной работе. Но при этом журналист должен непременно оставаться журналистом, «обслу­живающим» массовую аудиторию, умеющим видеть и показывать связь на­учного знания с актуальными вопросами современности.

Художественный тип творчества также широко представлен в жур­налистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения зани­мают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности (как самих журналистов, так и привлекаемых деятелей литературы и искусства) определяются способно­стью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, про­шлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.

Поэтому так важно, чтобы в журналистике работали художественно образованные и одаренные сотрудники. Ведь отбирать и тем более спе­циально заказывать произведения этого типа творчества можно лишь об­ладая знаниями и художественным вкусом, совмещенными с журналист­ским видением проблем современности.

В связи с этим в журналистике (особенно на телевидении и радио) формируется особый отряд творческих кадров - это люди, приобретшие «вторую специальность» искусствоведов, деятелей искусств, а также про­фессиональные журналисты, приобщившиеся к миру искусства.

Однако при всей значимости научных и художественных произведе­ний ведущее место в журналистике занимают произведения публицисти­ческого типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творче­ства сформировалась для «обслуживания» общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что публицистика в той или иной мере и форме несет информацию, связанную с мировоззрением, миросозерца­нием и историческим сознанием, то ее роль для журналистики оказыва­ется тем более значимой.

Публицистика (лат. publkus«общественный, народный, публичный») как тип творчества «сопровождает» всю историю человечества (беря на­чало в синкретизме мышления и форм словесного общения в первобыт­ном обществе), хотя само слово «публицистика» вошло в употребление в первой половине XIX века в России.

Одни публицистикой считают все произведения общественно-политической тематики; другие - массово-политические тексты; третьи - полемически острые произведе­ния; четвертые - статейные жанры журналистики, исключая очерковые и репортажные произведения.

Если же рассматривать публицистику как творческую форму, возник­шую для «обслуживания» общественного мнения как особого компонен­та массового сознания, можно (в соответствии с нуждами и особенностя­ми общественного мнения) выделить ряд характерных черт публицистики как типа творчества.

Прежде всего публицистика совокупностью своих произведений при нормальном функционировании СМИ воссоздает целостную панораму со­временности как «момента» перехода из прошлого в будущее. Текущая история может быть дана во всей полноте, если публицистика отобража­ет действительность через посредство множества отдельных, наиболее характерных конкретных ситуаций, типических фрагментов настоящего, поэтому панорама современности в публицистике складывается из мно­жества произведений.

Важной чертой публицистики является также ее синкретизм, т.е. ис­пользование одновременно как научных, рационально-понятийных, так и художественных, эмоционально-образных средств. Это также связано с характером отражения действительности в общественном мнении. Ко­нечно, в разных ситуациях и у разных публицистов «пропорции» поня­тийного и образного могут существенно меняться, но сочетание того и другого неизбежно.

Наконец, следует иметь в виду, что глубокая публицистика таким об­разом представляет текущую действительность, что содержащиеся в ней обобщения способны формировать мировоззрение читателей, оставляя след в историческом сознании общества.

Будучи центральным типом творчества в журналистике, публицистика неизбежно оказывает влияние на произведения других его типов. Это проявляется в них как публицистичность, т.е. обогащение научных и ху­дожественных произведений чертами публицистики - прежде всего по­становкой современных вопросов и ответами на запросы современной аудитории в связи с проблемами текущей действительности.

Основу методологической культуры журналиста, как и всякого обще­ственно-политического деятеля, составляет общая методология социаль­ного познания. Ее ядро - социальная философия, которой придержива­ется журналист, т.е. система представлений о законах, на основе которых функционирует и развивается общество (в диапазоне между жесткой экономической детерминацией и представлением об определяющей ис­торию воле исторических деятелей). К общей методологии относятся так­же владение материалом конкретных общественных наук: экономически­ми учениями, политологией, теорией управления, юриспруденцией, этикой, религиоведением и др.

Вторая составляющая методологической культуры журналиста - об­щая журналистская методология. Сюда относится вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной дея­тельности, используемых в процессе творчества, любые знания о жур­налистике - от сущности массовой информации и ее функций до зако­нов творческой деятельности. Использование этих знаний задает специфические журналистские рамки и акценты творческому поиску и потому не просто составляет дополнение к общей методологии социаль­ного познания, но придает ее использованию специфицирующий харак­тер, свойственный именно журналистике. В частности, знание специфики публицистики определяют особенности использования законов истори­ческого и логического, художественного и научного познания, принципов конкретности, системности, практичности познания и т.д.

Третья область методологической культуры - методы получения эмпи­рических данных, сбора фактов. В совокупность этих методов входят зна­ния и умения в сфере организации наблюдения, проведения опросов (интервьюирование, анкетирование), изучения документов (официаль­ных, личных и др.), проведения в случае необходимости эксперимента (реального, модельного, мысленного). В рамках владения методами сбо­ра информации находятся также умение работать в архивах и библиоте­ках, вести досье и записные книжки, документировать полученные дан­ные, чтобы иметь достаточную уверенность при публикации фактов.

Фактом являются не любые сведения, полученные журналистом. Фактом можно назвать, во-первых, такие сведения, которые отражают действитель­но свершившееся и допускают проверку (верификацию). При этом важно различать документально подтвержденные сведения (завизированный текст интервью, должным образом сделанная копия документа, точная отсылка на книгу или статью и т.д.) и факты типа «как стало известно из заслуживающих доверия источников» или (крайний случай) - слухи. Оперирование такими сведениями (как и данными, полученными в реально состоявшихся беседах, но не зафиксированными документально) требует специальных оговорок.

Во-вторых, фактом обычно называют существенные, значимые, игра­ющие важную роль события, заявления, поступки, тогда как мелкие, не­значимые, нехарактерные явления действительности называют фактика­ми, годными только для упоминания «между прочим». Вопрос о характерности факта прямо связан с социальной позицией и методологи­ческими подходами журналиста: неверная методологическая база ведет к неверным подходам к сбору и оценке полученных сведений, неверное мышление - к фабрикации ложных фактов.

Наконец, четвертая сфера методологической культуры журналиста - методы интерпретации, оценки и объяснения полученных фактов, выра­ботки выводов и рекомендаций, формирования общей концепции и реаль­ного содержания будущего произведения. Методы интерпретации позволя­ют «собрать» полученные факты в целостную картину явления, установить взаимоотношения между отдельными ситуациями и охарактеризовать роль и значение каждой из них, аргументированно высказать свою оценку и сде­лать выводы в соответствии с действительной природой того или иного со­бытия, его динамикой, истинным значением для жизни. Объективность рас­смотрения и оценки текущей жизни обеспечивается верными исходными методологическими предпосылками, глубоким пониманием действующих закономерностей функционирования и развития общества. Именно это знание обеспечивает способы и характер интерпретации данных. Ведь каждая ситуация должна быть показана в широких исторических связях с учетом факторов, порождающих ее черты и свойства, что опять-таки опре­деляется социальной позицией журналиста, умением приложить к конкрет­ной ситуации адекватные «мерки». Этим же обусловливается мера точнос­ти характеристик и оценок.

Овладение методологической культурой, развитие творческих ка­честв, умений и навыков требуют неустанного труда, изучения законов творчества, знания произведений мастеров журналистики, проникновения в их творческую лабораторию, накопления и осмысления своего лич­ного опыта, и работа должна продолжаться непрестанно. На первой стадии творческой жизни формируются первичные зна­ния, умения и навыки журналиста, технологические начала в сфере ре­дакторской, организаторской, авторской работы в различных СМИ. На этой базе - в зависимости от способностей и образованности, прове­ренных опытом, - возникает возможность подняться на следующую ступень профессиональной творческой деятельности - овладеть искус­ством журналистского творчества. Искусство предполагает искусное владение профессией, доступное тем, кто оказался более искушенным в творчестве, сформировал свой личный вкус и внутренне утвердился в профессии (прошел искус). Искусство предполагает своеобразие творческого облика.