Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Александр Владимиров - Апостолы (полностью).doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
3.81 Mб
Скачать

Часть 2. Глава VII. Непризнанные апостолы Христа

ве йахвизма, тогда как христианство происходит из совершенно иного источника, того, который напитал в свое время зороастризм, индуизм, буддизм и платонизм. Апостол Павел предпринял всё от него зависящее, чтобы высвободить христианство из чужеродного ему иудаизма. Другими словами, христианство к чужеродному иу­даизму ни концептуально, ни исторически не имело никакого отно­шения. Равно и эллинизм в религиозном пространстве являлся противоположным полюсом иудаизму. В своей антитезе иудаизму оба – христианство и эллинизм – должны были оказаться истори­ческими братьями и оявить одинаковую сущность, но только раз­личные её стадии.

Провозглашение Нового Завета на греческом языке, насыще­ние перевода Ветхого Завета универсалистскими эллинскими фор­мулами – всё это является самым очевидным свидетельством гене­тической родственности эллинизма и христианства и, соответствен­но, естественного возникновения христианства из благодатно охватившего полмира э л л и н и з м а, христианской религии и христианской культуры из одной и той же сущности.

Другими словами, исследуя отношение между христианством и эллинизмом, необходимо признать: у христианства единая сущ­ность либо с иудаизмом, либо с эллинизмом (ведь иудаизм и элли­низм – непримиримые полярности). В книге «Кумран и Христос» мы привели достаточно аргументов в пользу того, что уже идеоло­гия Кумранской общины глубоко отрицала традиционный иуда­изм. Еще в большей мере это касается противостояния между хри­стианством ап. Павла и иудаизмом синагоги.

Христос отнюдь не реформировал и не продолжил, как пола­гают некоторые церковные авторы, но взорвал изнутри и уничто­жил наиболее закосневшую в эгоцентризме и, как пишет Гегель, «ничтожестве» «точку» на оси времени и пространства, тем самым обеспечив возможность повсеместной и «до глубины мироздания» победы противоположного полюса, т.е. вселенской универсальнос­ти. Эллинизм был в то время самым ярким и успешным выразите­лем этой универсальности. Поэтому совершенно естественно, что христианство стало новой ступенью, новым развитием положитель­ных потенций, заложенных в эллинизме. Эллинизм и христианст­во оявились едиными звеньями в цепи мировой эволюции Духа, тогда как ветхозаветный иудаизм оказался не просто экстравагант­ной национальной идеологией небольшого племени, но антиэволю­ционной доктриной, чужеродным наростом, искусственной плоти­ной, вставшей на пути духовного развития человечества. С Распя-

Ориген

383

тием и Воскресением Иисуса битва между эволюцией и инволюци­ей в человеческой истории вовсе не закончилась. Последующие го­ды ясно показали непримиримость борьбы этих двух устремлений, продемонстрировали весь трагизм истории христианских стран и христианства, допустившего в свое тело разрушительный вирус йа-хвизма.

Если перейти от общефилософских размышлений, выявляю­щих общую направленность вектора событий, к конкретным изве­стным историческим фактам, то совершенно очевидно, что здесь вообще нет никаких оснований твердо судить о том, каким было христианство в I в. н.э. (и было ли оно в явном виде тогда вооб­ще, за исключением единичных, никому не известных общин, не использовавших даже имени «христиане» 1). Скорее всего, к концу первого века христианство иудействующих апостолов, даже если оно и прижилось на какое-то время в синагогах и диаспоре, после разрушения в 70 г. Иерусалимского храма полностью сошло на нет. Эллинское же христианство, выведенное ап. Павлом на новую ступень, к началу и середине II в. приобрело массовый характер. Обращение этого христианства обратно к Ветхому Завету произо­шло противоестественным, искусственным путем, судя по всему, под нажимом со стороны Рима и, возможно, из-за неблагоприятно­го стечения обстоятельств. После того как Церковь в течение полу­тора тысячелетий уничтожала всяческие свидетельства своего «языческого» происхождения (некритически и без разбору назван­ного во всех формах, отличающихся от стерильности, «гностициз­мом»), у исследователей нет оснований утверждать, каким в дейст­вительности было так называемое «первоначальное христианство». «Свидетельства» победившей церкви как заинтересованной сторо­ны, уничтожавшей иные свидетельства, скорее подвигают думать, что «первоначальное христианство» было совершенно иным.

Поэтому, отчасти соглашаясь с протестантскими учеными в их критике в адрес Восточной церкви, тем не менее нельзя согласиться с теми авторами, которые отказывают Православию в его духовном преемстве древнему христианству. Так, А.Гарнак считает, что только протестантские церкви сохранили верность древнему хрис­тианству. В свою очередь, принимая заверения протестантов в том, что они, де, выбросили из христианства всё позднее и вернулись к

См.: Владимиров А. Кумран и Христос. М., 2002. С.585-587. О поддельности писем «апостолических мужей» или по крайней мере их вымышленном датиро­вании концом I века, см. в «Апостолах» выше.

384