Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
афк в геронтологии.docx
Скачиваний:
686
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
948.33 Кб
Скачать

Клинический случай № 1

Предстарческие психозы возникают в возрасте от 45 до 60 лет и проявляются либо депрессией, либо бредом ущерба и преследова­ния. Депрессия оборачивается тревогой, мнительностью, уверенно­стью в тяжелом, неизлечимом заболевании. Когда врач или родные пытаются разубедить в наличии такой неизлечимости, это вызывает обиду, отчуждение, а при слишком настойчивых попытках - озлобле­ние. Речь таких больных обычно возбужденная, сверхэмоциональ- ная. Нередки попытки самоубийства.

Пресенильный бред ущерба порой трудно отличить от действи­тельных жалоб, причем в качестве обидчиков называются близкие люди, родственники, соседи: «Они крадут мою пенсию... Отрезают колбасу... Отливают суп из кастрюльки.» Мать вдруг начинает по­зорить прежде искренне любимую дочь, рассказывает гадости о сыне или его жене. Пишутся заявления на соседей. Настроение при этом не обязательно пониженное, оно может быть энергичным, боевым - «Мое дело правое».

Предстарческие психозы могут быть спровоцированы трагиче­скими ситуациями или тяжелыми соматическими состояниями. Со временем и при соответствующем лечении острые тревожно­депрессивные и бредовые проявления утихают, сменяются унылым пессимизмом, занудливым беспокойством по пустякам, ослаблени­ем памяти и снижением интеллекта, но не обязательно слабоумием. Течение болезни - монотонное и многолетнее, полное выздоровле­ние, как правило, не наступает. Хотя психические проявления ниве­лируются, остается постоянная настороженность, подозрительность, беспричинная ревность, преувеличенная обидчивость.

Если бы Гоголь был не великим сатириком, а участковым психоте­рапевтом, он написал бы не шестую главу «Мертвых душ», а анамнез развития пресенильного психоза у Плюшкина, и мы бы не смеялись над несчастным стариком, а сострадали бы его судьбе. Из гоголевских описаний Плюшкина можно составить подобие истории болезни.

Больной: Плюшкин Степан, примерно 65 лет, точный возраст назвать не может, но говорит, что живет седьмой десяток, хотя по объ­ективным показателям гораздо старше.

Социальное положение: помещик.

Предварительный диагноз: предстарческий психоз.

Анамнез (сведения о начале болезни и ее развитии). В зрелые годы больной Плюшкин был бережливым хозяином, отличался до­брожелательным нравом, был женат, имел троих детей (двух дочерей и сына), поддерживал дружеские отношения с соседями. Семья вела размеренный образ жизни, в ней царила спокойная и добрая атмо­сфера. Плюшкин активно занимался хозяйственной деятельностью, которая приносила умеренный доход.

Значимым событием явилась смерть жены, по-видимому, пере­житый в связи с этим стресс стимулировал начало заболевания. С этого времени пациент начал ощущать беспокойство, тревожность, появилась скупость и подозрительность. Второй стресс, пережитый больным, - бегство старшей дочери из дома. Отец полностью порвал с ней отношения. Вместе с этим происходит усиление болезненных расстройств, сопровождающееся отчетливыми соматическими изме­нениями: потерей аппетита, исхуданием, выпадением зубов. Смерть младшей дочери и непослушание сына, с которым, как и со старшей дочерью, порваны отношения, возможно, явились причиной депрес­сивного синдрома, проявившегося в замедлении мышления и двига­тельной заторможенности, слезливости, раздражительности, ворчли­вости; больной не помнит, скольким и каким имуществом он владеет, неуступчив с покупателями, с соседями не встречается, приезжавше­го к нему несколько раз племянника не признает и не принимает.

В настоящее время больной страдает бредом ущерба, страхом быть ограбленным собственными крестьянами: «В день так оберут, что и кафтан не на чем будет повесить». Заявляет, что ключница (са­мый близкий человек из его работников) тоже мошенница, постоян­но следит за нею. Проявление старческого слабоумия особенно ясно отражается в собирании и накопительстве хлама. Ходит каждый день по улицам своей деревни и подбирает старые подошвы, бабьи тряпки, глиняные черепки. Все это тащит к себе и складывает в кучу в углу комнаты.

Окончательный диагноз: пресенильный психоз, переходящий в се­нильное слабоумие. Прогноз неблагоприятный.

Рекомендации: курс лечения в психиатрической лечебнице, где ему будет обеспечен уход, надзор и диетическое питание.

Вот так или примерно так должна была бы выглядеть история бо­лезни Плюшкина. Так что под сочиненным нами анамнезом вполне могла стоять подпись: «Врач-психиатр Н.В. Гоголь».