Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы межд-ого труд-ого обмена (Каменский).doc
Скачиваний:
85
Добавлен:
28.10.2013
Размер:
2.39 Mб
Скачать

2.3.9. Влияние миграций населения из стран ближнего зарубежья на рынок труда и политику занятости в России

В связи с распадом СССР возникла, по сути, уникальная миграционная ситуация, когда в рамках бывшего Союза внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю, требующую совершенно других подходов, иных миграционных мер и в определенной степени иной политики занятости. И наибольшие изменения коснулись непосредственно России, оказавшейся как бы в эпицентре миграционных потоков, в первую очередь, из ближнего зарубежья.

В условиях ухудшающейся экономической ситуации Россия практически оказалась неподготовленной к эффективному решению проблем, вызванных появлением новых видов миграционного движения, которые в большей степени могут воздействовать и уже воздействуют (как в положительном, так и отрицательном направлениях) на рынок труда в России, особенно в его региональном, отраслевом и профессиональном аспектах.

Наша задача проанализировать, какое воздействие на рынок труда России могут оказать миграционные потоки из государств ближнего зарубежья в настоящее время и в ближайшей перспективе, в какой мере возможно влияние каждого из них на занятость по России в целом и по ее отдельным регионам, как должна учитывать данный миграционный фактор политика занятости в РФ.

С точки зрения служб занятости каждый мигрант трудоспособного возраста создает дополнительную работу по его трудоустройству, причем в желательно наиболее короткие сроки, поскольку зачастую они находятся в ситуации крайней социальной неустроенности. В то же время среди мигрантов существенное число нетрудоспособных также желает искать себе работу (как стариков, так и подростков школьного возраста),что также оказывает косвенное давление на рынок рабочей силы России. Поэтому общий показатель численности мигрантов в соотношении с безработными также рассматривается нами в данной работе. Кроме того, в данном разделе рассматривается влияние женщин-мигрантов на рынок женской рабочей силы, а также особенности рынка высококвалифицированной рабочей силы в связи с большим притоком высокообразованных кадров в составе мигрантов.

Анализ построен на сравнительном анализе публикуемых статистических данных Федеральной Службы Занятости РФ и Федеральной Миграционной Службы РФ, который до сих пор статистическими службами не проводился. К сожалению, из-за недостатка достоверных данных по странам СНГ нам не удалось проанализировать роль дифференциации доходов населения стран СНГ как фактора трудовой миграции в Россию.

В данном разделе будет обобщена и дана полная картина миграционных потоков из ближнего зарубежья, которая позволит выявить основные тенденции этого явления.

Мы найдем ответ на вопрос, оказывает ли мигрантское давление прямое влияние на напряженность на рынке труда Российской Федерации. Затем мы узнаем, как мигранты в РФ реагируют на следующие два фактора: высокий уровень жизни (притягивающий) и высокий уровень безработицы (отталкивающий).

Мы выясним, действительно ли миграция населения в Россию из стран ближнего зарубежья имеет тяготение к определенным районам, например, Центральному, и в то же время, почему беженцы, вынужденные переселенцы избегают некоторых, например, Северных и Сибирских.

Мы проанализируем главные стимулы миграции: или мигранты в большей степени тянутся к регионам с хорошими условиями и высоким уровнем жизни, или к регионам с низкой безработицей.

В целом по экономическим районам РФ наблюдается тенденция усиления притока мигрантов в те районы, где ниже уровень безработицы, независимо от наличия вакансий.

Весьма важным является проблема мигрантов-женщин. Женская рабочая сила из ближнего зарубежья, по некоторым мнениям, может создавать особое напряжение на рынке рабочей силы, что мы выясним реально.

У мигрантов образованная прослойка выше, чем у безработных и по России в целом, и по всем регионам. Доля лиц с высшим образованием среди мигрантов значительно превышает аналогичную долю среди безработных, а доля лиц с неоконченным высшим и средним специальным превышает соответственно, но незначительно.

Каков интеллектуальный потенциал мигрантов и как это влияет на их трудоустройство — еще одна важная задача.

Перспективная оценка трудового миграционного потенциала из ближнего зарубежья будет сводиться к следующему:

  • Имеют ли миграционные потоки в Россию из ближнего зарубежья тенденцию к нарастанию.

  • Будет ли миграция давать приток в Россию образованной прослойки.

  • Где мигранты будут конкурировать с безработными в наибольшей степени.

На базе наших выводов будут даны предложения Министерству труда и социального развития, Федеральной Миграционной Службе и Госкомстату по статистике.

1. Использовать новые показатели ФСЗ по учету миграционных потоков из ближнего зарубежья в политике занятости РФ, созданные в данной работе:

  • общее мигрантское давление;

  • трудовое мигрантское давление;

  • женское (общее и трудовое) мигрантское давление.

2. Координировать работу с Федеральной Миграционной Службой по проведению совместной миграционной политики, в том числе:

  • создать общие системы учета и интегрирующие показатели;

  • ослабить нагрузку на Центральные и Южные регионы России;

  • усилить работу по адаптации и трудоустройству мигрантов.

3. Учитывая выявленную специфику влияния мигрантов из ближнего зарубежья на рынок рабочей силы, ориентировать свою работу по следующим направлениям:

  • усилить работу по трудоустройству кадров, не имеющих высокой квалификации, а следовательно, сделать обучение и/или переобучение кадров одной из основных функций службы занятости;

  • запланировать расширение сети и задействования уже имеющихся учебных центров по заданиям службы занятости в расчете на низкообразованный контингент безработных.

4. В целом стараться поддерживать соотношение не выше 1.0 по мигрантам и трудоспособным.

5. Анализ по регионам России не дает полной картины, чтобы выявить напряженные точки, следует анализировать давление на рынок рабочей силы по областям.

В связи с распадом СССР возникла, по сути, уникальная миграционная ситуация, когда в рамках бывшего Союза внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю, требующую совершенно других подходов, иных мер регулирования и в определенной степени иной политики занятости. И наибольшие изменения коснулись непосредственно России, оказавшейся как бы в эпицентре миграционных потоков, в первую очередь, из ближнего зарубежья.

В условиях ухудшающейся экономической ситуации Россия практически оказалась неподготовленной к эффективному решению проблем, вызванных появлением новых видов миграционного движения, которые в большей степени могут воздействовать и уже воздействуют (как в положительном, так и отрицательном направлениях) на рынок труда в России, особенно в его демографическом, региональном и образовательном аспектах.

Совместного анализа “миграция-безработица” у нас никогда не делалось. В серьезной научной литературе методы определения влияния мигрантов на рынок труда в РФ ни по региону, ни по демографическим и образовательным срезам практически не анализировались. Вместе с тем статистические справочники по миграции и (отдельно) по занятости и безработице выпускаются.

Задача данного раздела работы — проанализировать, какое воздействие на рынок труда России могут оказать миграционные потоки из государств ближнего зарубежья в настоящее время и в ближайшей перспективе, в какой мере возможно влияние каждого из них на занятость по России в целом и по ее отдельным регионам, как должна учитывать данный миграционный фактор политика занятости в РФ.

С точки зрения служб занятости каждый мигрант трудоспособного возраста создает дополнительную работу по его трудоустройству, причем обычно в наиболее короткие сроки, поскольку зачастую они находятся в ситуации крайней социальной неустроенности. В то же время среди мигрантов существенное число нетрудоспособных также желает искать себе работу (как стариков, так и подростков школьного возраста), что также оказывает косвенное давление на рынок рабочей силы России. Поэтому общий показатель численности мигрантов в соотношении с безработными также будет рассматриваться нами в данной работе. Уровень безработицы — наиболее используемый из постоянно публикуемых показателей на рынке труда. Реже анализируется показатель напряженности на рынке труда, то есть соотношение числа безработных к числу вакантных рабочих мест. Мы введем для анализа новые показатели. Кроме того, в данной работе мы рассмотрим влияние женщин-мигрантов на рынок женской рабочей силы, а также особенности рынка высококвалифицированной рабочей силы в связи с большим притоком высокообразованных кадров в составе мигрантов.

Работа будет построена на сравнительном анализе публикуемых статистических данных Федеральной Службы Занятости РФ и Федеральной Миграционной Службы РФ, который до сих пор статистическими службами никогда не проводился. К сожалению, из-за недостатка достоверных данных по странам СНГ нам может быть не удастся проанализировать роль дифференциации доходов населения стран СНГ как фактора трудовой миграции в Россию.

Нами будет изучено влияние мигрантов на рынок рабочей силы через показатели мигрантского давления. Так до сих пор никто не ввел сравнительный экономический анализ миграции и безработицы. Эти показатели (коэффициенты) мигрантского давления будут рассчитаны нами, как число мигрантов, приходящееся на одного безработного за определенный период в конкретном регионе или в целом по странам. Для большей дифференциации в оценке мигрантского давления на рынок труда этот показатель рассчитывался по разным категориям: по трудоспособным мигрантам на 1 безработного — коэффициент трудового мигрантского давления, по женщинам-мигрантам в сопоставлении с женщинами-безработными (в т.ч. по трудоспособным женщинам).

Рассмотрев соотношение численности мигрантов (беженцев, вынужденных переселенцев) и безработных по регионам России, мы увидим число мигрантов, приходящееся на одного безработного в целом по России. Показатель трудового мигрантского давления позволит нам увидеть непосредственное влияние мигрантов на рынок труда страны или региона и будет проанализирован совместно с показателями уровней безработицы и напряженности на рынке труда.

Мы проанализируем также показатель зарегистрированных на одну вакансию незанятых, что должно показать основные тенденции на рынке труда с такой же точностью, как и уровень безработицы. Мы сделаем вывод, имеется ли тенденция стремления мигрантов в те районы, где ниже уровень безработицы, или где больше наличие вакансий по трудоустройству.

Аналогичные ситуации мы будем изучать при рассмотрении их тоже детально внутри экономических регионов — по краям, областям и республикам.

Таким образом, мы изучим реальное воздействие мигрантов на рынок рабочей силы в России, поскольку сравним темпы роста мигрантского давления и темпы роста безработицы.

Мы рассчитываем сделать следующие выводы и предложения на основе проделанного анализа.

В работе будет обобщена и дана полная картина миграционных потоков из ближнего зарубежья, которая позволит выявить основные тенденции этого явления. Мы найдем ответ на вопрос, не оказывает ли мигрантское давление прямое влияние на напряженность на рынке труда Российской Федерации. Затем мы узнаем, как мигранты в РФ реагируют на следующие два фактора: высокий уровень жизни (притягивающий) и высокий уровень безработицы (отталкивающий).

Мы выясним, действительно ли миграция населения в Россию из стран ближнего зарубежья имеет тяготение к определенным экономическим районам, например, Центральному, и в то же время почему беженцы, вынужденные переселенцы избегают некоторых, например, Северных и Сибирских регионов.

Мы проанализируем главные стимулы миграции. Необходимо выяснить или мигранты в большей степени тянутся к регионам с хорошими условиями и высоким уровнем жизни, или к регионам с низкой безработицей, хотя и с худшими условиями жизни.

Весьма важной является проблема мигрантов-женщин. Женская рабочая сила из ближнего зарубежья, по некоторым мнениям, может создавать особое напряжение на рынке рабочей силы, поскольку тяготеет к определенным отраслям и сферам деятельности, что мы выясним реально.

В целом в мировых миграционных потоках у мигрантов образованная прослойка выше, чем в регионах и странах происхождения мигрантов по России в целом и по всем регионам. Повышает ли доля лиц с высшим образованием среди мигрантов аналогичную долю среди безработных. Такой же анализ возможен и по “второму” образованному слою, то есть по доле лиц с незаконченным высшим и средним специальным образованием. Каков интеллектуальный потенциал мигрантов и как это влияет на их трудоустройство, — еще одна важная задача.

Перспективная оценка трудового миграционного потенциала из ближнего зарубежья будет сводиться к следующему:

1.Имеют ли миграционные потоки в Россию из ближнего зарубежья тенденцию к нарастанию.

2. Будет ли миграция увеличивать в России образованную прослойку.

3.В каких регионах и слоях населения мигранты будут конкурировать с безработными в наибольшей степени.

На базе наших выводов будут даны предложения Министерству труда и социального развития, Федеральной Миграционной Службе и Госкомитету по статистике. Эти предложения будут содержать описание тенденций, прогноз явления, предложения по использованию новых показателей анализа.

Общее и трудовое мигрантское давление на рынок рабочей силы РФ. Нами будет анализировано влияние мигрантов на рынок рабочей силы через показатели мигрантского давления на рынок рабочей силы. Мы введем новые показатели в экономический анализ миграции и безработицы. Эти показатели (коэффициенты) мигрантского давления будут рассчитаны нами, как число мигрантов, приходящееся на одного безработного за определенный период в конкретном регионе. Для большей дифференциации в оценке мигрантского давления на рынок труда этот показатель рассчитывался по разным категориям: по трудоспособным мигрантам на 1 безработного — коэффициент трудового мигрантского давления, по женщинам-мигрантам в сопоставлении с женщинами-безработными (в т.ч. по трудоспособным женщинам).

На 1 января 1993 г., т.е. по данным, составленным на базе статистики ФМС за II полугодие 1992 г., общее мигрантское давление составило в целом по Российской Федерации 0,2, что для первого учетного года не так мало, с явным превышением среднероссийского уровня по Центрально-Черноземному (0,9), Поволжскому (0,7) и Северо-Кавказскому (0,6) районам. Соответственно, при подсчете коэффициента трудового мигрантского давления эти показатели ниже. В целом по России трудовое мигрантское давление составляет 0,1, а по Центрально-Черноземному, Поволжскому и Северо-Кавказскому районам соответственно 0,5; 0,6 и 0,3.

Рост безработицы в 1993 году примерно в 3,5 раза усилил общее мигрантское давление на 1 января 1994 г. в 2,5, а трудовое — в 3 раза. Тогда как по вышеназванным “неблагополучным” регионам мигрантское давление как общее, так и трудовое увеличилось еще в меньшей степени.

Рассмотрев соотношение численности мигрантов (беженцев, вынужденных переселенцев) и безработных по регионам России, мы увидим число мигрантов, приходящееся на одного безработного в целом по России. В то же время в ряде экономических районов (регионов России) этот показатель превышает средний более чем в 3 раза в Центрально-Черноземном районе. Велико также соотношение мигрантов и безработных в Поволжском и Северо-Кавказском районах. В то время как в Северном, Дальневосточном районах оно ниже среднего в 4 раза, а также в Восточно-Сибирском, Северо-Западном и Волго-Вятском оно ниже среднего в 2 раза.

По показателям рынка рабочей силы России по экономическим районам (регионам) в сравнении их с трудовым мигрантским давлением мы видим, что отклонение от среднего показателя по России по уровню безработицы в течение всего исследованного периода (1992 — I полугодие 1995 года) вызывает в каждом регионе “обратную реакцию” — повышается безработица — меньше мигрантское давление как общее, так и трудовое на рынок рабочей силы (2.1.1).Так происходит в Северном, Северо-Западном и Волго-Вятском районах. Понижение уровня безработицы против среднероссийского уровня, напротив, соответствует усилению мигрантского давления (Центрально-Черноземный, Поволжский и, в меньшей степени, — Северо-Кавказский район, а к началу 1995 года и Западно-Сибирский район).Исключение составляет Калининградская область, где уровень безработицы на протяжении всего исследуемого периода существенно превышает средний по России, а трудовое мигрантское давление соответствует среднему.

Тенденция зависимости между уровнем безработицы и давлением мигрантов на рынок труда отсутствует также в Восточно-Сибирском и Дальневосточном районах, что объясняется, видимо, незначительным притоком сюда мигрантов.

Интересно, что показатель зарегистрированных на одну вакансию незанятых не отражает этой тенденции с такой же точностью, как и уровень безработицы. Можно сделать вывод, что в целом имеется тенденция стремления мигрантов в те районы, где ниже уровень безработицы, независимо от наличия вакансий. Мало того, за 3 года (1992 -1994) в целом по России уровень безработицы (в процентах) рос довольно равномерно (на 1 января 1993, 1994, 1995 гг. соответственно: 0,7; 1,0; 2,2). Мигрантское трудовое давление имело другую тенденцию за те же годы соответственно: 0,1; 0,3; 0,2, т.е. ориентировалось на миграционные потоки, а не на уровень безработицы. Что же касается напряженности на рынке труда, то эти показатели за те же годы составили 3,2; 3,1 и 5,8. Таким образом, мигрантское давление не оказывает прямого влияния на рынок труда в Российской Федерации.

В целом на 1 января 1995 года доля трудоспособных мигрантов составляет в РФ 56.7% и колеблется по регионам России незначительно (от 58.5% до 57.7%).Число трудоспособных мигрантов показывает ту же картину, что и по общему мигрантскому давлению.

Аналогичные ситуации наблюдаются при рассмотрении их тоже детально внутри экономических регионов — по краям, областям и республикам. Однако относительные цифры по показателю трудового мигрантского давления, т.е. соотношение трудоспособных мигрантов, приходящееся на одного безработного, зачастую уменьшается так, что не смотрится так “выпукло”, как при общем мигрантском давлении В данной работе мы используем поэтому оба показателя. Исключение составляет лишь Республика Тува, где 75% трудоспособных мигрантов значительно больше среднероссийского уровня, но в натуральном выражении, и число 21 человек настолько невелико, что не влияет на рынок рабочей силы ни в Восточно-Сибирском районе, ни, тем более, в РФ в целом.

В первом полугодии 1995 года (на 1 июля 1995 года), несмотря на увеличение общего числа зарегистрированных безработных и рост числа состоящих на учете мигрантов, общие тенденции в мигрантском и в общем и в трудовом давлении на рынок рабочей силы сохранялись как в целом по России, так и по регионам. Но при этом ситуация в самых сложных Северо-Кавказском и Центрально-Черноземном районах ухудшилась, а в Поволжском осталась без изменений.

Таким образом, мы наблюдаем смягченное мигрантское давление — общее и трудовое на рынок рабочей силы в России, поскольку темпы роста мигрантского давления ниже темпов роста безработицы. Это смягчение еще больше в наиболее неблагополучных регионах. По-видимому, миграция имеет тенденцию к “самораспылению”, т.е. потоки переориентируются с неблагополучных регионов на более благополучные. Особенно важно отметить, что мигрантское давление не оказывает прямого влияния на напряженность на рынке труда Российской Федерации.

Соседние файлы в предмете Правоведение