Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
окончательный вид курсовой.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
22.05.2015
Размер:
69.58 Кб
Скачать

2. Совершенствование механизма осуществления основных положений Гаагской Конвенции в современном мире.

Многие положения Конвенции принимались после долгих дебатов. Так в напряженной обстановке проходили дебаты по поводу статуса специальной защиты для некоторых ценностей культуры. В них принимали активное участие делегации Испании, Франции, Греции, Италии и другие. В итоге было найдено компромиссное решение, что под специальную защиту могут быть взяты только укрытия, предназначенные для сохранности движимых культурных ценностей в случае вооруженного столкновения, центры сосредоточения культурных ценностей, имеющих стратегически важное значение, при условии их удаленности от крупного индустриального центра или любого значимого военного объекта (аэродром, радиостанция, работающее на национальную оборону предприятие). Другим условием является то, что они не используются в военных целях (статья 8)30. В результате эти условия значительно ограничивают круг объектов, попадающих под категорию специальной защиты.

Следует обратить внимание на вопрос о военной необходимости. Опираясь на материал четвертой статьи Конвенции, рассмотрим содержащуюся в ней оговорку, согласно которой при исключительной военной необходимости обязательство уважения культурных ценностей может быть нарушено. Появлению оговорки способствовала принципиальная позиция военных представителей Англии и США. Преимущественно социалистические страны выступали против внесения данной поправки в текст Конвенции. Представитель СССР пытался отстоять свою точку зрения - «против», апеллируя событиями истории: «Разве было бы утешением думать, что эти разрушения сделаны законно, в соответствии с Гаагской конвенцией?» Эту точку зрения разделял делегат Эквадора, говоря, что она « несовместима с духом и основными принципами Конвенции». Но из – за непреклонной позиции представителей англо – американских стран оговорка «о военной необходимости» всё - таки была включена в Конвенцию.

Вопрос о защите культурных ценностей в войне был дополнен вопросом о защите персонала, который вынужден выполнять функцию охраны этих ценностей. Так, согласно статье пятнадцатой, персонал должен «пользоваться уважением в интересах сохранения этих ценностей, и, если этот персонал попадает в руки противника, ему должна быть предоставлена возможность продолжать осуществлять свои функции»31. Подобная защита предоставляется транспорту, который используется для перевозки культурных ценностей (ст. 12, 13).

Нельзя оставлять без внимания тот факт, что по инициативе советской делегации в Гаагскую Конвенцию 1954 года было включено положение об осуществлении обязательства воспитания населения в духе охраны культурных ценностей, в том числе и среди личного состава вооруженных сил. Кроме того, должна быть создана специальная служба, контролирующая выполнение данных обязательств. Также государства должны предоставлять ЮНЕСКО доклады о ходе выполнения положений Конвенции.

В качестве недостатка данного международно-правового документа можно указать на отсутствие положений об ответственности государств за нарушение взятых на себя обязательств по охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Социалистические страны предлагали внести статьи об уголовных санкциях за нарушения основных положений. Но это предложение было оспорено делегацией США, ее мнение заключалось в том, что вопросы уголовного права не входят в федеральную юрисдикцию. Однако, статья двадцать восьмая содержит положения о выявлении и уголовном наказании лиц, нарушивших или приказавших нарушить настоящую Конвенцию, но только в рамках законодательства своей страны.

Отмечая ряд недостатков Конвенции, надо иметь ввиду, что она – первое международное соглашение в данной области универсального характера, выработать которое удалось после долгих поисков решений, отвечающих интересам всех стран, участников конференции в Гааге 1954 года. Как уже отмечалось ранее, благодаря принятию Конвенции стала возможным реализация предложений Н. Рериха.

Процесс совершенствования системы охраны культурных ценностей, выдвинутый на Гаагской конференции в 1954 году, продолжился и в более позднее время. Участившиеся военные конфликты в конце XX века и увеличение размера материального ущерба, приносимые ими, позволили сделать вывод об имеющихся значительных недостатках рассматриваемого нами ранее документа.Практические шаги по ее улучшению были внесены заместителем председателя ИКОМ профессором Патриком Бойленом. Также с 1993 по 1998 годы состоялись пять встреч международных экспертов. Итогом этой работы стола подписание в мае 1999 года на Дипломатической конференции в городе Гааге Второй протокол к Гаагской Конвенции 1954 года. Появились новые нормы, уточнения и поправки предыдущих положений о защите культурных ценностей.

В нем оговорены понятия, связанные с определением «военная необходимость», что позволит избежать злоупотреблений. Было принято решение о возможности применения санкций за нанесение колоссального вреда и невосполнимых потерь культурным ценностям. По регламенту Второго протокола предусмотрено создание Межправительственного комитета (12 членов), в обязанности которых вменялся контроль по его осуществлению. Он сотрудничает с Генеральным директором ЮНЕСКО, а также многими международными и национальными правительственными и неправительственными организациями. В предыдущей Конвенции 1954 года такое положение не было предусмотрено.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]