Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РЕФЕРАТ.doc
Скачиваний:
125
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
851.46 Кб
Скачать

1.3. Водоснабжение и канализация в средние века

Упадок водопроводных и канализационных сооружений античного периода и полнейший застой в этой области характерен вплоть до XVI в., когда в недрах феодального общества начинает вызревать новый капи­талистический способ производства. И действительно, феодализм, ба­зой которого было мелкое земледелие и производство самостоятельных мелких ремесленников, не нуждался в подобных централизованных сооружениях. Население каждой деревни, для того чтобы удовлетворять свои ограниченные потребности в воде, селилось на берегах рек, или недалеко от открытых водоемов, или там, где нетрудно было добыть подземную воду рытьем колодцев. Удаление же нечистот особых за­труднений не вызывало, так как они вместе с навозом могли быть ути­лизированы на поле или предоставлены естественному самоочищению редко заселенной земли или водоемов. Что же касается городов, то по­следние до XII в. представляли собой не что иное как большие деревни, окруженные стенами и рвом; лишь постепенно из городов стали исчезать виноградники, пашни и сады и на их месте появились хижины ремеслен­ников, склады и лавки торговцев. Городской строй базировался на си­стеме цеховой организации ремесел и отвечал феодальным отношениям, сложившимся в землевладении.

Количество городов и число жителей в них было незначительно. Большие города античного мира, которые раньше насчитывали сотни тысяч жителей, опустели. Храмы и театры римских городов стали ме­стом добычи камня, из которого тогдашние властители брали материал для строительства своих церквей и монастырей. Рим, который раньше насчитывал сотни тысяч жителей, в VII в. имел их едва ли 35 тыс. В Гер­мании не было городов с населением более 10 тыс. человек.

Лишь в позднее средневековье города благодаря постепенному раз­витию промышленности и торговли стали играть большую роль. Тогда и число их в некоторых европейских странах стало увеличиваться. В уз­ких и тесных улицах средневекового города каждое из мелких хозяйств удовлетворяло потребности в воде из колодцев, вырытых в своем дворе или тут же на улице, или из ближайших водных протоков. По мере роста городов и недостатка воды в местных источниках ее стали искать в более удаленных окрестностях и рыть более глубокие колодцы. Пер­вые пробуренные колодцы, относящиеся к XII в., по-видимому, были в графстве Артуа (Франция) и носят, поэтому название артезианских колодцев.

Водоснабжение и канализация на Руси развивались в соответствии с. требованиями каждого исторического периода. Русским городам, рас­полагавшимся, как правило, на равнинной водообильной местности, для обеспечения их водоснабжения не требовались сложные искусственные гидротехнические сооружения типа, например, акведуков. Характер водоснабжения городов часто диктовался военными соображениями. В тех случаях, когда город располагался на горе и колодцы должны были быть глубокими, их рыли под горой. Из оборонных соображений доступ к колодцам или открытым источникам водоснабжения осуще­ствлялся тоннелями, которые назывались «тайниками» (рис. 10).

Раскопками, произведенными в Новгороде незадолго до Великой Отечественной войны акад. А. В. Арциховским, обнаружен самотечный водопровод, проведенный от родников, по-видимому, к княжескому дворцу на древнем Ярославовом дворище. Трубы этого водопровода со­стояли из двух выдолбленных и плотно пригнанных, но не скрепленных пластин. Внутренний диаметр

Рис. 10. Тайник г. Воронежа (реконструкция)

труб составлял около 140, а наружный — 300 мм. Здесь же был раскопан канал из бревен в четыре бревна, пере­крытый толстыми обтесанными пластинами и берестой. Канал не имел дна, и надо полагать, что он предназначался для осушения почвы. Бла­годаря наличию грунтовых вод канал хорошо сохранился. Весь ком­плекс подземных труб, раскопанный акад А. В. Арциховским, относится к концу XI и началу XII вв.

Самотечные водопроводы в XII—XV вв. устраивались также и для обеспечения водой промыслов: солеварения, квасоварения (Новгород, Старая Русса и др.).

В конце XVв. в Московском Кремле был создан водопровод, источ­ником водоснабжения которого служил мощный родник, выбивавшийся в подземелье Угловой (Собакиной, Арсенальной) башни. Вода подава­лась посредством каменного канала по подземным ходам, при этом внутрь Кремля вода, возможно, подавалась также и свинцовыми тру­бами.

Нашествие монголов значительно затормозило развитие водоснаб­жения на Руси, так же как и вообще развитие русской техники.

В XVII в. на Руси строилось большое количество городов, развива­лись разнообразные мануфактуры. Для этого требовалось большое ко­личество воды. Источниками водоснабжения служили открытые водое­мы, колодцы, а также искусственно сооружаемые пруды. Подача воды потребителям осуществлялась самотечными водопроводами, сооружае­мыми из каменных или деревянных труб. Подъем все увеличивавшегося количества потребной воды не мог быть удовлетворен так называемыми журавлями с ведрами. Для этой цели стали применять блоки, вороты, четочные подъемники (норин), водяные колеса. В 1631 —1633 гг. в Мос­ковском Кремле был построен напорный водопровод. Вода из реки Москвы поднималась водоподъемной машиной, приводившейся в дви­жение лошадью, в облицованный свинцом напорный резервуар, располо­женный на башне (рис. 11). Последняя стала поэтому называться «водовзводной». Из башни вода по свинцовым трубам распределялась по Кремлю для удовлетворения хозяйственных и производственных по­требностей.

Устройство централизованного водоснабжения вызывало необходи­мость сооружения водостоков. В Московском Кремле в XVII в. уже су­ществовала канализация, состоявшая из отдельных открытых каналов, а также закрытых кирпичных и каменных коллекторов, отводивших хо­зяйственные, производственные и атмосферные воды в близлежащие водные протоки.

Следует отметить, что в городах средневековья отбросы и нечистоты, как правило, выбрасывались и выливались из домов на незамещенные улицы, которые, вследствие этого были сплошь покрыты грязью и нечи­стотами. Одна из таких улиц, характерных для (городов Западной Ев­ропы этого периода, изображена на рис. 12). В городах Германии и Швейцарии были специальные переулки, проходящие за домами параллельно улицам, а также перпендикулярно к ним, разделяя границы соседних владений. Эти переулки

Рис 11 Схема (профиль) водопровода Кремля XVII в. (реконструкция);

1-водовзводная башня;

2-водовзводиая палатка;

3-во-довзводиый чердак;

4-водовзводиый ларь.

5-колодец

имели ширину от 0,3 до 1 м и предназна­чались для стока с крыш дождевой воды и приема отбросов и экскрементов. Нечистоты почти никог­да не убирались и накап­ливались чуть не до вто­рого этажа, зловонная жижа, из них вытекала на улицу. В некоторых стра­нах, как, например, во Франции, на улицы вы­брасывались из окон все­возможные отбросы и вы­плескивались нечистоты. Таким образом, злово­ние было неотъемлемой принадлежностью горо­дов средних веков.

Отхожие места в домах средневекового города устраивались редко. В IX—X вв. нечистоты из отхожих мест стали принимать в выгреба, сооружаемые из дерева и камня и часто без отделки дна (погло­щающие выгреба и колодцы), что приводило к загрязнению и заражению грунтовых вод и почвы.

Канализационные сооружения городов феодальной эпохи со­стояли из отдельных каналов и ручьев, протекавших по улицам и уносивших нечистоты. Иногда в целях расширения уличного движения и уменьшения злово­ния их перекрывали. С течением времени такие каналы образовы­вали некоторое подобие сточных сетей, которые в некоторых го­родах имели довольно значитель­ное общее протяжение. Однако, возникая очень часто без надле­жащих уклонов, эти каналы яв­лялись в сущности раскинутыми по городу выгребами с массой гниющих отходов. Подобное санитарное состоя­ние средневековых городов, естественно, производило к распространению эпидемий. Так, в XIV в. разразились особенно сильные эпидемии проказы, скорбута и «черной смерти» которые вызвали массовую смертность жителей. Только в середине XIV

Рис. 12. Удаление нечистот в

средневековом городе

в. в Любеке вымерло 9 тыс., Эрфурте— 16 тыс. и Базеле— 14 тыс человек, т. е. почти все тогдашнее население этих городов. Россия того времени нисколько не отставала в этом отношении от Западной Европы. Так, в Смоленске от «морового поветрия» в 1130 г. умерло 42 тыс. чело­век, а в 1388 г. после такого же «мора» из всех жителей в живых оста­лось 10 человек и город был «затворен».

Эпидемии, хотя и побуждали к строительству водопроводов и кана­лизаций, однако это строительство ограничивалось несколькими горо­дами—столичными и торговыми (Лондон, Париж, Москва, Любек, Аугсбург, Ульм и др.).

В общем, эпоха феодализма в отношении развития водоснабжения и канализации населенных мест значительно отставала от уровня антич­ного общества.