Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психофизиологические методы.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
60.32 Кб
Скачать

21.3. Методы исследования работы соматической нервной системы

Соматическая НС, как уже говорилось, «ведает» поперечно-полосатой мускулатурой нашего тела. Это преимущественно ске­летные мышцы. На изучение движений этих мышц в связи с раз­личными психологическими воздействиями и переживаниями и нацелены методы данной группы. Фактически это область пси­хомоторных исследований, но с помощью психофизиологи­ческих методов. Психомоторика — это объективация нашей внутренней психической жизни. И поэтому реконструкция пси­хических явлений на основании изучения двигательных актов и установление закономерностей в проявлении психических яв­лений в движениях — благодатная почва для психологов и пси­хофизиологов.

Опора на физиологические показатели в этой работе дает не­сравненно более «тонкую» и адекватную информацию, неулови­мую при использовании традиционных для психологии методов наблюдений, самооценки или психомоторных испытаний. Психофизиолог регистрирует здесь не самодвижение, т. е. изменение положения в пространстве мышцы и управляемых ею частей тела, а электрические показатели, сопровождающие сокращения мышц. И эти данные — более прямой и непосредственный ин­дикатор активности, чем любое визуальное наблюдение, механи­ческая регистрация или какие-либо иные косвенные показатели (например, величина коленного рефлекса как показатель мышеч­ной расслабленности).                         

Ведущий современный метод психофизиологического изуче­ния работы мускулатуры — электромиография. В ее основе лежит регистрация изменений электрических потенциалов в отдельных мышцах или в их группах при совершении действий. При сокра­щении мышцы частота и амплитуда потенциалов резко возраста­ет. Графическая запись этих изменений называется электромиограммой (ЭМГ).

ЭМГ обычно снимается с неработающих мышц, обнаружива­ющих тем большую суммарную электроактивность, чем выше эмоциональное возбуждение. Чаще всего в подобных исследова­ниях регистрации подлежат состояния трапециевидной мышцы шеи, плечелучевой мышцы предплечья и лицевых мышц (в пер­вую очередь, мускулатуры лба).

ЭМГ широко используется в нейрофизиологии. В психологии применяется при изучении двигательных навыков, интенсивно­сти двигательной деятельности, механизмов внутренней речи.

21.4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

21.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ)

Психофизиологическое исследование ЦНС связано с прин­ципиальной возможностью регистрации электрической активно­сти головного мозга. Эта возможность реализована на сегодняш­ний день с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), т. е. записи электрических разрядов отдельных нейронов, их совокупностей в различных участках мозга и, наконец, электрических показате­лей работы мозга как единого целого. Но, по-видимому, надо сразу же разочаровать неискушенного энтузиаста-психолога. Дело в том, что невообразимо сложная картина взаимосвязей между ней­ронами, между мозгом и управляемым им организмом, между физиологическими и психологическими функциями ЦНС пока что не поддается ни системному и одновременно наглядному ото­бражению, ни достаточно вразумительной трактовке.

Хотя электроэнцефалография и приоткрыла возможные пер­спективы в изучении мозга и психики, вселила веру в мощь на­уки и человеческого разума в деле познания природы, иниции­ровала небывалый всплеск энтузиазма в научном мире, но… ее результаты в большей своей части оказались не соответствующи­ми ожиданиям.                                

В одном из давних обзоров литературы по ЭЭГ находим: «По­пытки установить соответствие между особенностями ЭЭГ и столь же туманными психологическими процессами, такими как «вни­мание», «сознание», «мышление» и разного рода сложные атри­буты «личности»... могут только усугубить путаницу, существую­щую сейчас в психологической терминологии» [451, с. 442]. Комментируя это высказывание, Дж. Хэссет пишет: «С тех пор были проведены тысячи исследований, и они во многом подтвер­дили это мрачное предсказание, хотя оно не во всем оказалось верным», и далее: «В мозгу человека больше 10 миллиардов не­рвных клеток, сплетенных в плотную сеть взаимными связями. Даже в самых тонких записях ЭЭГ неизбежно выявляется лишь слитная трескотня сотен тысяч клеток, приглушенная и искажен­ная черепом» [399, с. 134]. Этим авторам вторит другой источник: «Мы подобны слепым, пытающимся понять работу фабрики, при­слушиваясь снаружи к ее шуму» [458, с. 24].

После столь безрадостного вступления все же посмотрим, что полезного можно извлечь психологу из ЭЭГ. Первое, с чем со­гласны почти все, это диагностические возможности ЭЭГ в па­топсихологии (раздел медицинской психологии) и в психопа­тологии (раздел психиатрии). Особенно ЭЭГ полезна для диагностики малых эпилептических припадков, которые труд­но определить по поведению, поскольку внешние признаки это­го состояния выражены крайне слабо. Во-вторых, ЭЭГ дает оп­ределенный материал для изучения локализации психических функций в мозгу поскольку графики, полученные с разных уча­стков, отличаются друг от друга. Правда, здесь еще много неяс­ностей как в расшифровке, так и в интерпретации ЭЭГ. Сюда же можно отнести и использование ЭЭГ в исследованиях била­теральной асимметрии мозга. В-третьих, ЭЭГ используется в исследованиях сна. Она, например, позволила выделить четыре фазы сна у человека, каждая из которых, по-видимому, функционально отлична от других. Наконец, некоторые динамические параметры ЭЭГ сопоставимы с определенными психологичес­кими явлениями: процессами переработки сенсорной инфор­мации, особенностями умственной активности, эмоциональны­ми сдвигами. Правда, во всех этих случаях исследователи сталкиваются с большими трудностями, вызванными тем, что изменения в ЭЭГ могут быть одинаковыми в ответ на любую активность субъекта.

Рассчитывая все же на перспективы электроэнцефалографии в психологии, приведем ее основные характеристики. ЭЭГ — это фактически запись биоритмов мозга, предоставляющих регулярные ритмические проявления спонтанной (фоновой) электрической активности мозга. Принято выделять пять групп таких биоритмов. За критери/pNewspan new=электромиограммойй их разделения взята частота их колебаний: дельта-ритм (1—3 Гц), тета-ритм (4-7 Гц), альфа-ритм (8—13 Гц), бета-ритм (14—30 Гц), гамма-ритм (свыше 30 Гц). Эти колебания име­ют различную амплитуду, т. е. величину электрических изменений: наиболее характерный диапазон амплитуд 5—30 мквольт. Амплитуда и частота связаны друг с другом: так, у одного и того же человека амплитуда бета-волн равна примерно 1/10 альфа-волн.

Считается, что с изменением состояния человека в результате умственной нагрузки, эмоционального напряжения, сна и дру­гих действий в ЭЭГ происходит смена доминирующе new=RU mso-char-type: symbol; mso-symbol-font-family: Symbol; new=го ритма: с пробуждением и активацией деятельности усиливаются более вы­сокочастотные ритмы, а с переходом ко сну и понижением ак­тивности они замещаются низкочастотными.

При анализе ЭЭГ часто используют еще два показателя — «вре­мя альфа-ритма» и «блокада альфа-ритма». Первое — это процент времени, занимаемый альфа-ритмом. Второе — это резкое умень­шение амплитуды альфа-волн, которое обычно происходит при действии раздражителей. Так, засветка глаз вызывает в затылоч­ных отделах мозга (зрительные центры) блокаду альфа-ритма.