Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Авдеев - ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ - копия.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
142.34 Кб
Скачать

37. Система воспитания Макаренко.

Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

1. Воспитание детей в коллективе

Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом;

По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе.

Педагогический коллектив – это коллектив воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем.

2. Дисциплина и режим.

Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.

3. Трудовое воспитание.

Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.

4. Проблема семейного воспитания.

Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники.

36. Отеч. Школа и педагогика накануне и в годы Вел. Отеч войны.

Ус¬ловия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи: нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспе¬чить их воспитание в патриотическом духе.

Самыми трудными были первые два года войны, когда шла массовая эвакуация детских учреждений из прифронтовых рай¬онов. Школы, детские сады, детские дома из центра России пе¬ребрасывались глубоко в тыл: Среднюю Азию, Казахстан, Си¬бирь, на Урал. На новых же местах было мало школьных зданий, жилья для учителей, не было возможностей для материального обеспечения и школьников и учителей. Многие школьные зда¬ния были заняты под госпитали, казармы, цехи заводов. В связи с этим занятия в школах проводились в 2—3, нередко и в 4 сме¬ны со всеми вытекавшими отсюда последствиями.

С серьезными проблемами школы столкнулись позднее в ос-вобожденных от оккупации районах: нужно было восстанавли¬вать школьные здания, школьное оборудование, нужно было снабжать детей питанием, одеждой и обувью. Огромные трудно¬сти школы испытывали и с обеспечением учителями. Призыв учителей в армию, массовая эвакуация, переход на другую ра¬боту привели к резкому сокращению численности педагогичес¬ких кадров, к существенному изменению и в их составе: замет-но увеличился процент женщин в учреждениях системы просве¬щения, появилось много слабо подготовленных работников.

Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организа¬ции учебной и воспитательной работы. Так, произошли изме¬нения в структуре и продолжительности учебного года, в связи с чем потребовались корректировка учебных планов и про¬грамм, сокращение каникул, введение новых организационных форм обучения, стали создаваться консультационные пунк¬ты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся VII—X классов. Для школьников, приступивших к учебным занятиям после перерыва, организовывалось индивидуально-групповое обучение, проводились дополнительные занятия в конце учебного года и в летние каникулы.

Значительное большинство юношей, окончивших сред¬нюю школу, призывалось в действующую армию, поэтому возникла необходимость не только их более серьезной физи¬ческой подготовки, но и обучения элементам военного дела. В середине 1942/43 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело», программа которого вклю¬чала строевую, лыжную, огневую и противохимическую под¬готовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопаш¬ного боя и военно-санитарного дела. Введение военного дела стало одним из аргументов при организации раздельного обучения мальчиков и девочек согласно постановлению Совнар¬кома от 16 июля 1943 г. и существовало до 1954 г.

Необходимость охватить обучением всех детей, вынужден¬ных по тем или иным причинам покинуть школу, привела к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 г. стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Школы рабо¬чей молодежи давали выпускникам неполное среднее и сред-нее образование без отрыва от производства, а с 1944 г. стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окон¬чившие дневные семилетние и средние школы.

В том же 1944 г. была возобновлена деятельность заочных школ с V по X класс, в которых обучались молодые рабо¬чие, колхозники и служащие, не имевшие законченного образования. В них широко использовались групповые и ин¬дивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы, экзамены по полугодиям и т.д. Документы об оконча¬нии этих школ давали выпускникам одинаковые права с окан-чивавшими дневные средние общеобразовательные школы. Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе. В работе школ на первый план выд¬вигалось идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся. В те годы получили распространение такие формы идеологического воздействия на школьников, как кружки комсомольской политсети, митинги школьников по поводу различных политических событий, устные газеты, агитбри¬гады, лекторские группы и ученические лектории, подго¬товка витрин и стендов, выпуск стенных газет и боевых ли¬стков, встречи с участниками войны и т.п.

Все это усиливало роль комсомольской и пионерской орга-низаций, которые вели политическую работу среди детей, подростков и юношей; организовывали проведение массо¬вых общественно-политических кампаний, вовлекали детей в так называемую общественно полезную работу и т.д. В го¬ды войны большое внимание уделялось деятельности пио¬нерской организации и ее символике и ритуалам, что выте¬кало в значительной степени из идей и практики А.С. Мака¬ренко, которые стали абсолютизироваться.

Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны

Научная разработка различных аспектов педагогики, истории педагогики, психологии, школьной ги¬гиены, методов обучения в общеобразовательной школе продолжалась в прежнем направлении. Общее руководство педагогическими исследованиями было возложено на созданную в октябре 1943 г. Академию педаго¬гических наук (АПН) РСФСР, которая должна была стать центром разработки научно-педагогических проблем. На нее возлагались задача консолидации деятельности всех научно-педагогических сил страны, подготовка научно-педагогичес¬ких кадров для вузов и НИИ по педагогике и психологии, разработка учебных пособий по психолого-педагогическому циклу наук, участие в подготовке и издании учебников и учебных пособий для школ и педагогических вузов. Одним из важных направлений деятельности АПН было изучение опыта лучших учителей и школ страны.

В числе направлений работы АПН РСФСР следует выде¬лить разработку путей реализации всеобуча, планирование сети школ, совершенствование содержания образования. В числе первоочередных выдвигались вопросы разработки проблем нравственного, эстетического и физического воспитания школьников.В общем, Ака¬демия педагогических наук РСФСР постепенно становилась действительно координационным центром всей исследователь¬ской работы по проблемам педагогики и психологии.

Отличительной чертой организации учебно-воспитатель¬ного процесса школы 30-х гг. можно считать во многом отказ от идей предыдущего десятилетия. Ушли в прошлое комп¬лексные программы, был принят курс на предметное рас¬пределение учебного материала и классно-урочную органи¬зацию обучения, творческое самовыражение учащихся за-меняется борьбой за сознательную дисциплину.

Первая половина 40-х гг. характеризовалась резким усиле¬нием политизации и идеологизации школы. В эти годы сло¬жилась модель организации школы, которая сохранялась в основных чертах вплоть до конца 80-х гг. и по своей форме являлась одной из лучших в мире.

35. Постановления Цк ВКПБ 30-х гг по вопр.образ. и их роль в развитии отеч. Школы и педагогики.

25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». К концу 1932 г. (последний год первой пятилетки) в начальной школе обучалось 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет, т.е. осуществление всеобщего обязательного обучения приблизилось к завершению. Полностью оно было закончено в 1934 г. В 1934 резолюция XVII съезда ВКП(б) о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933–1937 гг.) поставила задачу обеспечить всеобщее образование в деревне в объёме семилетки (в городе этой цели в основном достигли ещё в первую пятилетку.

Если говорить в целом о педагогической науке 30-х гг., можно отметить, что тяжелейший удар по ней был нанесен Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое фак¬тически наложило запрет на исследования в области возрас¬тной психологии и педагогический поиск эксперименталь-ного характера. Это решение не только противоречило логике развития науки, школьной практики, но и ориентировало на отказ от учета предшествующих достижений мировой и отечественной педагогики.

В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

1930 год — постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение);

1931 год — постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»;[1]

1932 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»;[1]

1933 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»;[1]

1934 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));[1]

1935 год — пост-ие СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе»;

1936 год — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»;[14]

1936 год — постановление СНК СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (узаконены лекции, семинары и производственная практика);

1938 год — постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».

34. Педаг. Деят. И идеи С.Т.Шацкого. Анализ статьи «О том, как мы учим».

Из известных педагогов дореволюционного периода, ра¬ботавших в первые годы советской власти, необходимо выде¬лить Станислава Теофиловича Шацкого (1878—1934),

В 1919 г. С.Т. Шацкий организовал и возглавил широко известную в те годы Первую опытную станцию по народному образованию, представлявшую собой комплекс учебно-образовательных учреждений Наркомпроса — ряд детских садов, городских и сельских школ, внешкольных учреждений различного типа, учительских курсов и т.д.

Он полагал, что построение всего вос¬питательно-образовательного процесса должно учитывать личный опыт детей.

Опытная станция, возглавлявшаяся С.Т. Шацким, явля¬лась уникальным учреждением, способным внести многое в развитие педагогической науки, а заслуга самого С.Т. Шац¬кого состояла в том, что он сделал предметом своих иссле¬дований влияние микросредовых условий на социализацию ребенка.

С.Т. Шацкий в числе важных для педагогики проблем вы¬делял вопросы самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, в том числе пробле¬мы лидерства в детском сообществе. В его концепции школы как центра воспитания молодежи в социальной среде учас¬тие в ее преобразовании становилось важным источником развития познавательной и ценностно-эмоциональной сфе¬ры ребенка. Главная задача школы представлялась ему важ¬нейшим фактором приобщения ребенка к культурным дос¬тижениям человечества. Образование, утверждал он, должно быть направлено на формирование человека, способного са¬мосовершенствоваться и совершенствовать свое окружение, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетичес¬кой деятельностью, сосредоточивать свои усилия на дости¬жении поставленной цели.

С.Т. Шацкий выдвинул ряд положений, которые развивали его первоначальную концепцию воспитания и образования подрастающего поколения. Ограниченность и низкую эффек¬тивность прежних педагогических исследований С.Т. Шацкий видел в том, что их авторы изучали только проблемы образова¬ния, ограниченного школой. Необходимо же, и в этом С.Т. Шац¬кий видел важнейшую задачу своей работы, принимать во вни¬мание все социализирующие факторы и учитывать их в проектировании и организации образовательного процесса.

Другим важным положением его концепции было утвер¬ждение, что источник развития ребенка лежит не в генети¬ческих задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой протекает его воспитание. С.Т. Шацкий исходил из предположения, что детерминирующим фактором пове¬дения человека является «социальная наследственность» — нормы, традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение.

С.Т. Шацкий активно выступал против попыток рассмот¬рения ребенка как материала, из которого в соответствии с тем или иным замыслом можно сформировать требуемый тип личности. Подлинное воспитание требует глубокого знания природы ребенка. Надо растить ребенка, опираясь на его опыт, знания, интересы и потребности.

Целостное изучение образовательного процесса, которое позволяет получить конкретное знание об отношениях между детьми, их переживаниях, мыслях и чувствах в естествен¬ных условиях обучения и воспитания, — вот что характери¬зовало метод исследования самого С.Т. Шацкого.

Наблюдения за жизнью детей и их деятельностью дополня¬лись материалами, получаемыми в результате анализа учени¬ческих сочинений, анкетирования, бесед. Материалы, полу¬ченные в результате социально-педагогических исследований, активно использовались им при планировании и организации учебно-воспитательной работы Первой опытной станции.

Подлинная школа, по С.Т. Шацкому, должна развивать ребенка целостно в процессе трудовой, эстетической, ум¬ственной, физической, социальной деятельности. Во взаи¬модействии друг с другом различные виды деятельности спо¬собствуют и разностороннему развитию личности. Важнейшей целью воспитания С.Т. Шацкий считал проектирование процесса развития личности учащегося.

Решение поставленных перед школой задач требовало та¬кого учителя, который был бы способен не только вести преподавательскую работу, но и, обученный методам изуче¬ния ребенка и окружающей его среды, мог бы создавать вне¬шние благоприятные условия для роста и развития ученика.

Учитель, полагал С.Т. Шацкий, должен «пропускать ма¬териал через себя». С.Т. Шацкий предложил принципиально новую модель школы, организующую деятельность детей, направленную на решение жизненно важных проблем, становящуюся цен¬тром воспитания в микросреде, координатором всех воспи¬тательных воздействий. Он обращал внимание на то, что долж¬на, конечно, учитываться специфика местных условий ра-боты школы, безусловно влияющих на ее результативность.

В статье «О том, как мы учим и как следует учить» С.Т. Шацкий пишет о необходимости научить детей приемам самостоятельной работы. Объяснения учителя должны быть краткими и понятными. Это позволит больше времени уделить самостоятельной работе учащихся. Ученик не должен по-всякому поводу обращаться к учителю, под рукой у него должен быть необходимый для работы материал. Если задание сложное, то учитель должен так его расчленить на части, чтобы последовательное выполнение всех этапов привело к выполнению задания силами самих учащихся. Ученик не должен сидеть без дела.