Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социология семьи.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
20.03.2015
Размер:
351.74 Кб
Скачать

Выбор партнёров в браке:экзогамия и эндогамия.

Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

Запишите:

Экзогамия разрешает браки между людьми из разных социальных категорий. Экзогамия ‑ полный запрет браков в пределах определённой группы и необходимость половых контактов вне своего коллектива.

При эндогамии, наооборот, выбор партнёра в браке возможен лишь между людьми из одной социальной категории. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества).

Прочитайте:

Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путём эндогамных браков поддерживается их закрытость. Наиболее яркий пример эндогамии можно встретить в Индии, где люди различных каст не могут сочетаться браком.

Другой пример эндогамии – жизнь сектантов эмишей в современной Америке. Едва ли возможно представить себе США без электричества и автомобилей. Однако, такая Америка существует, — и не в каких-то апокалиптических фильмах-антиутопиях, а в реальной жизни, всего в трёх-четырех часах езды от Вашингтона и Hью-Йорка. Это уютные сельские районы, где довольно компактно расселены амманиты, или, как их зовут в США, эмиши (у нас встречается и написание «амиши»). Они до сих пор не приемлют технической цивилизации и в первую очередь — электричества. Поэтому округ Ланкастер в Пенсильвании, где сконцентрировано больше всего эмишей, прозвали даже «страной без проводов».

Там разбросаны фермы с огромными амбарами и ветряками; женщины ходят в длинных платьях с передниками и в чепчиках, с коровами управляются босоногие мальчишки в соломенных шляпах; мужчины — бородаты, но безусы, а по дорогам резво бегут лошадки, впряженные в маленькие легкие тележки... Но тележки, бороды и чепчики — только первый, чисто внешний образ эмишей. За ним скрывается глубокая религиозная философия, которой они истово преданы. Все 12500 эмишей округа Ланкастер — потомки пары десятков семейств, которые эмигрировали из Европы в начале XVIII века. Поэтому, глядя на почтовые ящики перед тамошними домами, видишь повсюду одни и те же фамилии — Эш, Лэпп, Шольцфус, Фишер...

Эмиши крестятся в зрелом возрасте; считают, что государство и церковь должны быть разделены; что носить оружие — грех, а праведность лишь в точном следовании слову Христа. Первые эмиши подвергались на родине жутким преследованиям — их сжигали на кострах, топили в воде. Спасаясь от гонений, эмиши покидали родную Германию и переезжали в другие части Европы. Но, так как им нигде не разрешали владеть землей, они, чтобы сохранить свой сельский общинный образ жизни, в конце концов, были вынуждены эмигрировать за океан.

Первые эмиши прибыли в Америку в начале XVIII века и поселились в Пенсильвании. Поселились эмиши и в других районах США: самая большая по численности группа живет в Огайо. А вообще, в Соединенных Штатах сейчас проживает порядка 90 тысяч эмишей. Причем, за последние годы их численность заметно выросла, что объясняется несколькими причинами: увеличением продолжительности жизни, отказом от использования контрацептивов и сравнительно низкой детской смертностью.

Для непосвященного же все эмиши, их быт и даже природа в округе Ланкастер выглядят ожившей картинкой из далекого прошлого. Здесь всё кажется игрушечным или, как минимум, музейным. Все чистенькое, аккуратное, маленькое и — словно нарочито несовременное. Есть такие музеи (и в самой Америке их немало), где для пущего колорита разгуливают ряженые, в костюмах эпохи. Но в том-то всё и дело, что тут никакой не музей, а вполне обычная, повседневная жизнь. Хотя даже живущие в соседних крупных городах американцы приезжают сюда именно для того, чтобы взглянуть на диковинку. Эмиши крайне редко связывают себя брачными узами с кем-то вне своей общины.

Обстановка в доме эмиша очень простая; никаких украшений нет. Дом освещается газовыми рожками (в других домах используется и керосин). На кухне холодильник — газовый. Вообще, кухня – это самая большая комната в доме. И это не просто место, где готовят и едят, а своеобразный центр всей семейной жизни: Обычно именно в ней читают, шьют, а когда дети были маленькими — там они играли и делали уроки. Есть в доме и свой водопровод, работающий от ветряка. В общем, особого аскетизма в быту нет. Наоборот, сколько выдумки и изобретательности (взять хотя бы агрегат для подачи воды при помощи ветряка) приложено для того, чтобы максимально облегчить жизнь, не нарушая при этом жёстких правил.

Водяное колесо. У эмишей это чаще всего не мельница, а приспособление для обеспечения дома водой

Эмишская женщина. Ее наряд напоминает одежду куклы на рекламном стенде

Доилки в хозяйстве эмишей появились лишь с 1950-х годов. А молоко они по-прежнему охлаждают проточной водой. Характерно, что запреты на использование электричества, автомобилей и прочих благ современной цивилизации диктуются не религиозными, а нравственными убеждениями эмишей. Само по себе электричество — не зло. Но его применение может принести за собой массу соблазнов: например, телевидение. В сувенирной лавочке, правда, может работать электрический кассовый аппарат, — но он работает от аккумулятора. Почему-то для этого источника тока суровые эмишские законы делают послабление... Замужние женщины носят белую шапочку на голове и чёрный передник — это символы замужества. Поздняя осень, когда сельскохозяйственные работы заканчиваются, — время эмишских свадеб. Ha праздник может прийти четыреста гостей. И это далеко не рекорд. Для жениха и невесты испытание это непростое. Так как всех гостей за раз не пригласишь, торжества устраиваются в три приема. И всё это время жених и невеста сидеят с гостями за столом на самом видном месте.

Одежда, вероятно, самый простой способ узнать эмиша. Женщины носят длинные платья, обычно чёрного, синего или зеленого цвета, но с обязательным передником: у замужней женщины он чёрный, у незамужней — белый. Мужчины ходят в чёрных и тёмно-синих костюмах. Брюки поддерживают подтяжки; пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков и петель. Рубашки чистых цветов; белая — для церковной службы. Гардероб дополняет чёрная войлочная шляпа. Дети одеваются так же, как взрослые, мальчики обычно носят соломенные шляпы. Во всех семьях женщины учатся шить с раннего возраста. Всем эмишам свойственны какая-то мягкость, добродушие, приветливость. Эмиши объясняют это так: «Мы следуем принципу — «жизнь слишком коротка, чтобы ссориться, а сердца слишком драгоценны, чтобы их разбивать». Все эмиши свободно владеют английским, но между собой говорят по-немецки, а Библию читают в переводе Мартина Лютера. И по старинке окружающих американцев зовут «англичанами»...

Телефонов у эмишей в домах нет, однако пользоваться общественными аппаратами никак не возбраняется. То же относится и к общественному транспорту — они не имеют ничего против поездов и даже автобусов, а вот личные автомобили не приемлют однозначно, рассматривая их, в общем-то, достаточно справедливо, не столько как транспортное средство, сколько как предмет гордости. Кстати, по той же причине они стараются избегать пуговиц на одежде: было время, когда красивые большие пуговицы тоже расценивали, как проявление гордыни, и их запретили. Конечно, не все подобные запреты соблюдаются столь строго, как раньше: у некоторых эмишей-«нововеров» появились даже тракторы, правда, без шин на колесах: тракторы с шинами дороги и к тому же считаются слишком «шикарными». Детские игрушки очень просты и напоминают те, которыми играли наши бабушки и дедушки, — ну, хотя бы деревянные лошадки-качалки. Велосипеды у эмишей запрещены, зато дети вовсю разъезжают на самокатах. Считается, что так они не смогут покинуть пределы своей общины и подпасть под чуждое влияние. Но, вообще-то, для игр у детей времени мало, — они помогают родителям в хозяйстве и уже в возрасте пяти-шести лет легко управляются с коровами. Угощение за столом обильное, простое, сытное, но вкусное. Все продукты — со своего огорода и из сада. Покупают эмиши только зерно и свёклу. Впрочем, их трапеза мало чем отличается от ужина на любой американской ферме. Только вот вместо вина или пива пьют домашний сидр, — конечно же, безалкогольный. Эмиши разводят мясной скот и птицу, а в этом районе выращивают и табак — но только на продажу. Сигареты, как и алкоголь, — «вне закона». Фотографироваться эмишам запрещено. Всех приезжих предупреждают, чтобы они не снимали местных жителей. Но, конечно, предупреждения не всегда действуют, и многие туристы так и норовят «щёлкнуть» людей с необычной внешностью. Эмиши же, если видят направленную на них камеру, просто отворачиваются. Запрет на фотосъемку — это, можно сказать, нововведение: в годы гражданской войны в США фотографии у эмишей были очень популярны. Опять-таки, сниматься нельзя не потому, что это запрещает религия; просто считается, что изображение — это путь к известности, а стало быть, к гордыне, которая считается большим грехом. Именно поэтому в доме эмишей на стенах нет никаких картин или портретов. По той же причине на продающихся сувенирных открытках вы не увидите крупных планов эмишей, их лиц, — в основном, это фотографии пейзажей. Наибольшей же популярностью пользуются открытки с изображениями строительства амбаров. Дело в том, что огромные эмишские сараи строят всем сообществом; бывает, собирается по 200-300 человек. Эмиши считают, что никто не должен нести тяжёлое бремя в одиночку, и всегда помогают друг другу. Столь же массовыми бывают и торжества.

Мальчик-эмиш за работой в поле