Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Учебный год 2024 / uchebnik_IOGP_iz-va_MGIMO_1_chast-1.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.85 Mб
Скачать

1. Областная реформа.

Желая усилить местную власть, дабы она могла лучше обеспечивать по­рядок, Екатерина II начала областную реформу. Страна была поделена на 50 (а не на 23, как ранее) губернии с числом жителей в 300-400 тыс. чело­век. Губернии, в свою очередь, делились на уезды по 20-30 тыс. жителей.

Во главе 2-3 губерний стоял генерал-губернатор. Он был сосредоточе­нием местной исполнительной и судебной власти. Ему были вверены вой­ска. Губерниями управляли губернаторы, которым подчинялся разветв­ленный государственный аппарат: губернское правление, осуществляв­шее общее руководство и надзор; казенная палата, ведавшая промышлен­ностью и финансами; приказ общественного призрения, который зани­мался школами, больницами, приютами; уголовная палата, судившая все сословия; также имелся в каждой губернии особый Верхний земский суд для дворян, особый суд для горожан (Магистрат) и Верхняя расправа для государственных крестьян. На должности руководителей всех перечис­ленных учреждений, как и на посты генерал-губернаторов и губернато­ров, назначала императрица.

А вот уездная администрация зависела от воли местных дворян. Уездные дворяне объединялись в дворянские собрания, которые раз в три года вы­бирали высшее должностное лицо уезда — капитан-исправника. Посколь­ку он сам происходил из данной местности, то он лучше присланного из центра чиновника знал чаяния дворян-земляков и «старался» более «чу­жака», завися от дворянского собрания.

Таким образом, и центральные, и местные дворянские интересы были учтены при проведении областной реформы. Она значительно укрепила императорскую власть и авторитет, при этом расширила привилегии выс­шего сословия.

В ходе областной реформы увеличили число городов. Многие села, где размещались органы губернской или уездной власти, перевели в разряд го­родов. Так, в Российской империи появилось 216 новых городов. Город­ское население, особенно богатые купцы, получили новые права: их вы­борные входили в органы городского самоуправления, которое решало все городские дела совместно с городничим, назначаемым правительством.

2. Экономическая политика правительства.

В 1775 г. была дарована свобода предпринимательству. Еще до того, в 1762 г., Екатерина II упразднила торговые и заводские монополии.

При Петре I, чтобы оградить от внутренней и внешней конкуренции на­иболее богатых и нужных государству торговых людей, им были пожало­ваны торговые и промышленные монополии. Это значило, что никто, кроме означенных в царских грамотах персон, не смел торговать тем или иным товаром, заводить ту или иную мануфактуру. Постепенно данные монополии превращались в тормоз для развития промышленности и тор­говли, большинство отечественных купцов и заводчиков, не входило в число обладателей монополий и было недовольно.

Екатерининский указ о свободе предпринимательства они восприняли с восторгом. Тем более, что от иноземных конкурентов их по-прежнему бе­регли протекционистские таможенные тарифы 1766, 1782, 1796 гг. Многие предприимчивые люди, в том числе и крепостные, взялись за дело. Те­перь, чтобы открыть мануфактуру, не надо было брать разрешение у госу­дарственных чиновников (крепостным приходилось записывать ману­фактуры на имя своего хозяина); отменялся налог с числа станов; купцы, обладавшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати. В 1776 г. купцам разрешили откупаться от рекрутчины, платя, впрочем, крупную сумму — 360 рублей за человека.

Следствием экономической правительственной политики явился подъ­ем российской торговли и промышленности. Открывались новые ману­фактуры, причем именно в екатерининское время опять стали возникать заводы, работавшие на наемном, а не на крепостном труде. Правда, боль­шинство наемных рабочих представляли собой отпущенных на денежный оброк крепостных крестьян-отходников. Но все равно, именно с конца XVIII в. можно говорить о зарождении в России буржуазного уклада, кото­рый был по тем временам производительнее и гуманнее крепостничества.