Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

9695

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
3.07 Mб
Скачать

железнодорожный узел удалось освободить, но немцы постоянно контратаковали и бомбили станцию. Потоки раненых шли непрерывно, и несколько недель врачи госпиталя почти не спали. Бабушка вспоминала, что силы даже у таких молодых, как она, были на исходе. Кормили скудно, они грызли где-то добытые семечки, а во сне ей снилась белая французская булка с лимонадом!

Наконец бои в районе Миргорода закончились, и фронт двинулся вперед. Под бомбежкой в Коростене погибли несколько врачей госпиталя – бомба угодила в сортировочную палатку, где было более 30 раненых бойцов. Здесь, в Белоруссии, Нина познакомилась со своим будущим мужем, Захаром Марковичем Гинзбургом, моим прадедушкой. Он тоже был врачомхирургом, прикомандированным к 16-й воздушной армии генерала Руденко, и привез раненых в их госпиталь. В это время шел концерт самодеятельности госпиталя, где Нина пела и танцевала «цыганочку». Молодой и красивый лейтенант был очарован. Так они познакомились.

Через несколько месяцев боев наши части вошли в Польшу и заняли город Люблин. Туда, в конце июля 1944 года был переброшен госпиталь, где служила Нина Львовна. Польша их встретила разрушенными городами, промышленность не работала, по ночам на военнослужащих нападали бойцы Армии Крайовой.

Прабабушка вспоминала, какое страшное впечатление произвел на нее лагерь смерти Майданек. Когда она с группой офицеров вошла туда, из концлагеря эвакуировали оставшихся заключенных, шок от увиденного остался на всю жизнь (Нина Львовна была в передовой группе госпиталя, обеспечивающей передислокацию части). Здесь, в Люблине она вновь встретила старшего лейтенанта Захара Гинзбурга, который добился своего перевода в этот же госпиталь.

Он был высококлассным хирургом и специализировался по ранениям в области головы и шеи, с отличием окончил медицинский институт в городе Баку и также добровольцем ушел на фронт, бросив блестящую научную

251

карьеру в ведущей глазной клинике Азербайджана. В госпитале он из-за своей эрудиции, общительного и веселого характера стал общим любимцем.

Война продолжалась, госпиталь стал крупным лечебным центром первого Белорусского фронта под командованием Г.К. Жукова и действовал в Люблине до конца Варшавско-Познаньской операции, до февраля 1945 года. В конце февраля прабабушка и прадедушка поженились в Варшаве. В свидетельстве о браке у них стоит штамп Советского посольства в Польше. В январе 1945 года Нина Львовна узнала, что ее отец, Сандлер Лев Абрамович, погиб смертью храбрых под Псковом еще в 1943 году. А старший брат, Самсон, старшина морской пехоты – был тяжело ранен при взятии Кенигсберга, младший – Абрам – стал военным летчиком. В декабре 1944 года при бомбежке госпиталя Захар Маркович получил контузию и травму позвоночника, но уже через месяц он снова был в строю.

Советская армия с боями продвигалась к границам Германии. Госпиталь передислоцировали в пригороды Варшавы. В Польше было очень неспокойно, активизировались крайовцы (бойцы Армии Крайовой), охотившиеся за офицерами нашей армии. Бабушка рассказывала, что охрану госпиталя усилили, а врачам разрешили носить личное оружие. После окончания Берлинской операции и Победы над фашистами госпиталь перевели в Берлин, Нина и Захар оставили свои росписи на стенах рейхстага. Прабабушка была награждена многими орденами и медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги», прадедушка – орденом «Красной Звезды». Оба

– орденами Отечественной войны 1 степени, медалями «За взятие Варшавы»

иБерлина, «За победу над Германией».

Всемейном архиве хранятся не только награды Нины Львовны и Захара Марковича, но и, что не менее ценно, благодарности от командования частей, где они служили, за отличное несение службы, многочисленные командировки в боевые части.

252

Сейчас уже трудно восстановить по отдельным документам, где именно они воевали, и какие задания командования выполняли, но самое

важное – они спасли сотни раненых, многие из которых вернулись в строй.

 

Прабабушка вспоминала, что в 1945 году она побывала

на

конференции фронтовых хирургов, где выступал маршал Рокоссовский. Он поклонился врачам и сказал, что очень благодарен медицинским работникам за их огромный вклад в победу. Нина Львовна Сандлер, капитан медицинской службы, принимала участие в этой конференции, подводившей итоги работы военной медицины в годы войны.

Но в 1945 году война для Нины Львовны и Захара Марковича еще не закончилась. Военный госпиталь все еще находился в Берлине, где продолжались столкновения с разрозненными группами фашистов и поток раненых шел непрерывно.

К сожалению, возможности человеческого организма небезграничны. Годы военных испытаний, недоедание, холод дали о себе знать. Нина Львовна заболела тяжелой формой туберкулеза легких. Захар Маркович, ухаживающий за женой, также оказался болен. В 1946 году приказом командующего Северной группой войск они были демобилизованы по состоянию здоровья. Спас супругов бывший командир, начальник госпиталя, а после окончания войны – директор противотуберкулезного санатория в городе Дилижан, в Армении, подполковник Мирзоян, о котором с теплотой и благодарностью вспоминали Нина и Захар. Горный воздух, полноценное питание и уход совершили практически невозможное – поступившие в больном состоянии супруги были выписаны с выздоровлением. Через несколько лет у них родился сын – мой дедушка, а затем и дочь, продолжившие династию врачей.

Нина Львовна и Захар Маркович не любили вспоминать о войне. Даже после стольких лет воспоминания были очень тяжелыми. Мой дед буквально по крупицам собирал любую информацию об их военных годах, сейчас он пишет историю нашей семьи, чтобы внуки и правнуки знали о своих корнях.

253

Список источников и литературы

1.http://www.metod-sgls.ru

2.Воспоминания Л.З. Гинзбурга.

А.Д. Пирогов,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

ИСТОРИЯ МОЕГО РОДА В ГОДЫ ВОЙНЫ: ОТ СТАЛИНГРАДА ДО БУДАПЕШТА

Война – это самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны. И в нашей семье есть маленькая история этой большой кровопролитной войны. По маминой линии в моей семье на фронте сражались четверо мужчин. И один – работал в тылу. У каждого из них до

войны была

обычная мирная жизнь, но

все эти жизни изменила и

объединила

война. Они воевали на разных

фронтах – начиная с 3-го

Украинского – заканчивая Центральным. В моей семье с трепетом относятся к воспоминаниям о годах войны. Мой дедушка (в начале войны ему было 7 лет) 22 июня 1941-го года, утром, пошёл с отцом на утреннее представление в цирк. Никто ещё не знал о войне. И только возвращаясь домой, после представления, в трамвае услышали от горожан о начавшейся войне. А на утро 23-го июня дедушкиного папы уже не было дома[1,11].

Мой прадед – Леонид Агапович Кузьмичёв в ночь на 23 июня 1941-го года был мобилизован в армию. С 10-го июля 1941 года – в действующей армии. По 10 сентября служил в 130-м полевом госпитале. С ноября 41-го – в 108 танковой бригаде 50-й армии. Бригада в 1942 году направилась в район Сухиничей, оттуда – к Брянску[3]. Шестого февраля 1943-го года 108 танковая бригада была включена в 9-й танковый корпус[4]. Леонид Агапович получил звание старшего сержанта. Двадцать четвертого июля 1943-го года за

254

образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками получил медаль «За боевые заслуги». Осталось даже удостоверение о выдаче медали.… [5]. Сохранилось фронтовое письмо, к сожалению испорченное в дороге до Горького, написанное карандашом…[2]. Война ломает судьбу людей. Война портит жизнь конкретных людей, изменяет ее до неузнаваемости и даже обрывает жизнь. Седьмого сентября 1943 года мой прадед получил слепое осколочное ранение в левую голень, и был госпитализирован. В 1945 году он скончался[13].

Дядя моего дедушки – Гаврилов Николай Иванович – ветеран воздушно-десантных войск, бывший пулеметчик станкового пулемёта «максим» 116-го гвардейского стрелкового полка 40-й гвардейской стрелковой дивизии, впервые вступил в бой на Сиротинском плацдарме на правом берегу Дона[7]. Восемнадцатого августа 1942 года воины 40-й гвардейской стрелковой дивизии отразили ожесточённую атаку шестидесяти танков и многочисленной пехоты врага[6]. Николай Иванович Гаврилов вместе с сослуживцами оборонял станицу Сиротинскую, хутора Шохино и Дубовой, проявив упорство, непреклонное мужество и героизм. Николай Иванович при каждой атаке врага уничтожал несколько десятков фашистов из станкового пулемета «максим». Находясь на передовой линии обороны, Николай Иванович за все время вражеских атак уничтожил многие сотни немецких солдат. Девятнадцатого августа 1942-го года был тяжело ранен. На лошадях и машинах он был доставлен до Камышева, оттуда – в Казань, где лечился полгода в госпиталях. После выздоровления в марте 1943-го был направлен в Горький в 62-й учебный радиополк. После окончания курсов – в Солнечногорск на курсы «Выстрел», где был назначен заместителем по политчасти. В 1955 году демобилизовался. Однако до конца жизни Николай Иванович занимался военно-патриотической работой. Ему удалось побывать на Сиротинском плацдарме через много лет после роковых событий. В 1992 году была организована поездка ветеранов 40-й гвардейской стрелковой дивизии на Сиротинский плацдарм в честь 50-летия вступления дивизии в

255

первый бой. Николай Иванович встретил сослуживцев, боевых товарищей. Нашел даже свой окоп и место, где располагался пулемёт. Он копнул несколько раз каблуком ботинка землю в этом месте, и оттуда стали вылетать гильзы использованных патронов. Через 50 лет он стоял на месте, где проходили ожесточённые бои, решалась судьба народа, на этой ныне спокойной мирной земле…

В семье моей бабушки было шестеро детей. Судьба распорядилась так, что многие из них покинули город Горький после войны, отправились на восстановление городов. Две сестры там и остались жить, и вышли замуж. До этого, в период войны их мужья воевали. Притом на совершенно разных участках боевых действий. Один из них, Мешков Николай Александрович, родился 30 ноября 1925 года в Ростове. К сожалению, мне мало известно о его жизни в период войны. Только сухие факты... В год начала войны ему было всего 16 лет. Ушёл на фронт в 43-м. Воевал на 3-ем украинском фронте. Достиг звания командира миномётной батареи. Воевал на территории Румынии, Венгрии, Австрии. Участвовал во взятии Будапешта. Получил медаль «За взятие Будапешта». В 1945-м году после взятия советскими войсками Вены, Николаю Александровичу было присвоено звание лейтенанта. Был награжден орденом Отечественной Войны II-й степени[12].

Шуберт Ким Иванович родился 19 октября 1924 г. в городе Ломоносов Ленинградской области. На фронт пошел добровольцем, ему было всего 17 лет. Призывался Нерехтским военным комиссариатом Костромской области и был направлен в часть 6 ноября 1941 года[9]. Его военная биография:

Ярославль. Сапер (ноябрь 1941 – ноябрь 1942 гг.). Командир дивизии. Шестая морская. Командир орудия истребительной противотанковой артиллерии (ноябрь 1942 – декабрь 1942 гг.).

Бригада 308 гвардейская. Командир машины (декабрь 1942 – февраль 1943 гг.) в РС-полку. Ранен, после чего был отправлен в госпиталь на излечение (февраль 1943 – август 1943). Госпиталь находился в Старой Руссе Новгородской обл. Тяжелое ранение в правую руку – остался без руки. И

256

поэтому, наверное, не любил вспоминать о войне. Из рассказов его дочери известно, что он был и на Невском пятачке, т.к. речь шла о морском десанте. Упоминал Ким Иванович и Волховский фронт[10].

Всем известна фраза – победа ковалась в тылу. Поэтому и я не могу оставить без внимания еще одну судьбу моего родственника: Железцова Николая Алексеевича. Его, выпускника ГИСИ 1935 года, война застала в далеком Новосибирске, на заводе «Сибмашстрой». И хотя, учась в ГИСИ, он прошел высшую вневойсковую подготовку, на фронте он не сражался, а отдавал много сил, умения для бесперебойной отправки самолетов на фронт. В кратчайшие сроки, на 40-градусном морозе, круглосуточно строили аэродром для испытательных полетов. Я читал его воспоминания о героическом труде рабочих на заливке бетоном взлетной полосы, о том, как дубела на морозе брезентовая спецодежда, лишая человека возможности владеть руками и ногами. Но люди знали, насколько важен их труд и как необходимы самолеты фронту[8].

Третий Украинский, Центральный, Западный – и всего один род, всего несколько семей, но какие судьбы – судьбы, изменённые войной. Люди, этой навязанной войне посвятившие жизнь. Сколько героизма и мужества в сердцах моих ушедших родственников, сколько силы и любви к Родине, к малому своему дому, к своей семье…

Явсем сердцем чувствую, что моя обязанность – их помнить.

Яклянусь себе самому – сохранить о них память.

Ягоржусь тем, что у меня такие корни.

Список источников и литературы

1.Из воспоминаний моего дедушки, Кузьмичёва Е.Л.

2.Фронтовое письмо Кузьмичёва Леонида Агаповича, датируемое 07.08.1941. (семейный архив).

3.Автобиография Кузьмичёва Леонида Агаповича от 19.06.1943. (семейный архив).

4.Эвакуационный листок Кузьмичева Л.А. 07.09.1943. (семейный архив).

5.Временное удостоверение о награждении Кузьмичёва Л.А. медалью «За боевые заслуги» (семейный архив).

6.Шмаров А.А., Кузнецова Л.П. Горьковчане в битве за Сталинград. Н. Новгород, 2005.

7.Гоев Д.Т. На бывшем Сиротинском плацдарме Сталинградской битвы. Через 40 лет. Н. Новгород. 2001.

257

8.Из воспоминаний о труде в тылу Железцова Николая Алексеевича.

9.Военный билет Шуберта Кима Ивановича.

10.Из воспоминаний Янушковской Н. К. об отце, Киме Ивановиче.

11.Из воспоминаний моей бабушки, Кузьмичёвой З.Г.

12.Из воспоминаний Мешковой Н.Г.

13.Справка о ранении Кузьмичёва Л.А. (семейный архив).

В.А. Платонова,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

ГЕРОИ-БАЛАХНИНЦЫ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Великая Отечественная война – это страницы героической истории нашего народа. Память о Великой Отечественной войне является неотъемлемой частью коллективной памяти российского общества, что обусловлено значимостью данного периода в истории России. С одной стороны – это событие определило будущее нашего государства, с другой – оставило неизгладимый и трагический след в жизни каждой семьи. Людские потери в годы войны составили более 26 млн. человек[1].

Актуальность темы состоит в том, что с каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры, и сегодня страницы истории переписываются новыми «учеными-историками», где подменяются понятия «героизма» и появляются новые «герои-освободители». А следствие – появление среди молодежи нигилистов и неофашистов, то, что происходит сегодня в Украине, где Бандера стал национальным героем, а Россия – страной-оккупантом.

Цель данной работы – напомнить, а кому-то и рассказать о моих земляках героях-балахнинцах, воевавших на разных фронтах Великой войны, смело смотревших в глаза смерти, отважно защищая свою Родину за свободное и независимое будущее потомков, т.е. за наше настоящее и будущее наших детей.

258

Как и все провинциальные города Cоветского Союза, Балахна жила в предвоенные годы размеренной жизнью, веря и не веря в возможность войны с фашистской Германией.

«Люди жили памятными впечатлениями событий прошедших лет. Приездом в Балахну летом 1937 года известного летчика Чкалова…. Легендарным дрейфом на льдине папанинцев у северного полюса, боями с самураями у озера Хасан. Нелегкими воспоминаниями Финской войны. Присоединением к СССР Литвы, Латвии, Эстонии, Западной Украины и Белоруссии.

Ввоскресный базарный день 22 июня шумел рынок на штатном месте. Кричали цыгане, продававшие ведра, тазы и чайники, табор был рядом на берегу Волги. Горожане закупали у приехавших селян небогатый ассортимент продуктов, лето было в начале…..

В12 часов дня, после длительного молчания, шума и треска в радио, оно начало вещать глуховатым голосом Молотова от имени советского правительства о разбойничьем нападении на Советский Союз германских войск….»[1].

Всего из Балахнинского района было призвано на фронт 22569 человек, из них 3274 погибли, 3516 пропали без вести. Героями Советского Союза стали – Михаил Семенович Малов, Иван Сергеевич Ефременко, Герман Петрович Шашков, Николай Петрович Кожанов, Иван Степанович Сундиев. Дважды Героем Советского Союза стал уроженец Большого Козино Василий Георгиевич Рязанов[1].

От Волги до Берлина и Вены, от Балтийского моря и до Черного стоят памятники – обелиски, где захоронены и наши земляки. И. Соловьеву – в Риге, С. Ловренец – в Вене, В. Буянову – в Чехословакии, Г. Шашкову и В. Преображенскому в Польше, Ю. Канатаеву – в Молдавии, Д. Тащилову, М. Бычкову, С. Семенычеву – в Украине, В. Горбунову – на Балтике, И. Ефременко – в Новороссийске, М. Семенычеву – в Сталинграде, К.Кирееву,

259

Б. Кравцову, П. Матвееву, И. Климычеву, Н. Логинову, В. Мальшину – на реке Югре у г. Юхнова, в 205 км от Москвы[2].

ЕФРЕМЕНКО ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

Иван Ефременко родился 10 мая 1918 года в селе Павловка Самарской области. Голод в Поволжье привел семью в поселок Правдинск Горьковской области, где Иван окончил школу, учился в торфотехникуме и закончил ФЗУ, работал прессовщиком, а затем сушильщиком на бумкомбинате. Как и многие его сверстники, в свободное от работы время увлекался тяжелой атлетикой, был неплохим яхтсменом, охотником. Великая Отечественная война застала его в армии, в школе стрелков-радистов на Дальнем Востоке. Рапорт за рапортом подавал Иван, чтобы его взяли на фронт в авиационную часть. И лишь в апреле 1943 года Ефременко был направлен в авиаполк.

При выполнении ответственного задания 21 апреля 1943 года экипаж штурмовика Ил-2, где пилотом был младший лейтенант Рыхлин, а стрелкомрадистом младший лейтенант Ефременко, точным ударом уничтожил оперативный штаб центральной группы немецких войск «эдельвейс» на Северном Кавказе. При возвращении отважный экипаж отбил несколько атак «мессершмиттов» и даже подбил один из них.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года обоим смельчакам были присвоены звания Героев Советского Союза. Тридцатого мая 1943 года, выполняя задание особой важности И.С. Ефременко погиб смертью храбрых. Его самолет был подбит в районе станции Крымской под Новороссийском. В войну летчиков-штурмовиков гибло много, а могил их почти нет. Летчики гибли там, где велись бои. Родным посылали не традиционные «похоронки», а сообщения – « пропал без вести».

В Новороссийском мемориальном комплексе «Малая Земля» находится барельеф Ефременко И.С. Указом от 24.05.1943 г. ему было присвоено

260

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]