Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Национальный вопрос в городском сообществе. Социокультурные характеристики межнациональных отношений в большом уральском городе на исходе ХХ века

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
9.81 Mб
Скачать

Вцелом, чем старше респондент, тем больше его участие в передаче национальной культуры своим детям/внукам.

Всовременном обществе семья постепенно усту­ пает свои функции другим институтам. Национальным воспитанием, обучением детей национальному языку может заниматься и школа.

Таблица 4.10

Обучение детей инонационалов в школах с предметами на национальном языке

(в % ко всем инонационалам)

Мнения родителей

%

Согласны

43,3

Не согласны

45,0

Не знают

11,7

Всего

100,0

Мнения «за» и «против» распределились пример­ но поровну (табл. 4.10). При этом положительный ответ дали все те респонденты, которые сами предпочитают говорить на родном языке. Те же, кто сам в качестве бытового разговорного языка использует русский, вы­ ступают против подобных национальных школ для сво­ их детей.

Самая большая доля согласных с утверждением - среди респондентов, выросших в деревне. Коренные жители областного центра также чаще выступают за необходимость подобных школ, чем выросшие в район­ ных центрах или поселках городского типа.

Горожане, воспитывавшиеся в семьях с высоким экономическим и культурным уровнем, слабо проявля­ ют свою национальную принадлежность и считают не нужными школы с преподаванием отдельных предметов на национальных языках. Средний культурно­

экономический уровень родительской семьи опрошен­ ных предопределяет принятие такого рода учебных за­ ведений. Респонденты, воспитанные в семьях с низким уровнем, к данному вопросу относятся безразлично, предпочитая отвечать «не знаю».

Количество сторонников «национальных школ» для своих детей/внуков растет с увеличением возраста респондентов.

Показателем знания и владения национальной культурой является также обращение к национальному искусству (современному или прошлому), предпочтение национальных деятелей культуры иным, предпочтение национальных периодических изданий общероссийским.

Таблица4.11

Частота чтения национальных газет и журналов

(в % ко всем инонационалам)1

Частота чтения

%

Каждую неделю

1,7

Каждый месяц

з,з

От случая к случаю

26,7

Не читают

68,3

Всего

100,0

Абсолютное большинство (более 2/3 нерусских респондентов) не читают национальные газеты и жур­ налы. Среди тех, кто обращается к национальным изда­ ниям, преобладают читающие их от случая к случаю (1/4). Постоянно - каждый месяц или чаще - каждую неделю к национальным СМИ обращается лишь 1/20 часть опрошенных.

Менее всего склонны обращаться к национальным изданиям респонденты, родившиеся и выросшие в де­ ревнях, селах, а также воспитывавшиеся в семьях с вы­

соким экономическим и культурным уровнем. Читают газеты или журналы на национальном языке постоянно те, кто был воспитан в семьях с низким культурно­ экономическим статусом, а от случая к случаю те рес­ понденты, чья первичная социализация прошла в круп­ ном городе. Вероятность чтения возрастает в средних возрастах (от 31 года до 40 лет).

Любимого национального деятеля культуры смог­ ли назвать менее 1/3 опрошенных инонационалов. Это все те, кто читает национальные газеты и журналы, и небольшая доля остальных. Все указанные выше зави­ симости, выявленные для чтения, верны и здесь. Отли­ чие в том, что прошедшие первичную социализацию в поселках городского типа, не назвали ни одного нацио­ нального деятеля культуры. Лучше знают национальных деятелей культуры люди от 50 лет и старше, именно им принадлежит основное количество называний.

Таблица 4.12

Любимые национальные писатели (поэты, певцы), использующие в творчестве родной язык

% ко всем инонационалам)

Количество

%

Нет ни одного

51,7

Один

28,3

Два

1,7

Не ответили на вопрос

18,3

Всего

100,0

Итак, национальные культуры воспроизводятся

весьма ограниченным числом инонационалов. Боль­ шинство среди них (более 2/3) в повседневной при­ ватной и публичной жизни свою национальную при­ надлежность не демонстрируют, предпочитают использовать русский язык, не учить своих детей на­

циональным традициям и обычаям, не приобщаться к национальному искусству. В то же время они со­ гласны отдать национальное образование своих де­ тей в руки государственных образовательных

учреждений.

К сохранению и передаче национальной культуры более склонны люди, социализировавшиеся в не урба­ низированной деревенской среде, в семьях с невысоким культурным и экономическим уровнем.

Среди нерусских жителей города выше, чем среди русских, процент горожан в первом поколении, родив­ шихся и воспитывавшихся в поселках или деревнях. Для их родительских семей в целом характерен более низкий культурный уровень, чем для семей коренных горожан.

4.4. Экономическая активность и национальная идентичность

Доминантой культуры современного российского общества является экономизм. Экономизм проявляется в виде тенденции к увеличению значимости таких со­ ставляющих социальной реальности, как деньги, зар­ плата, потребительское поведение. Имеет место экспан­ сия экономической культуры на иные общественные сферы. Единственным приемлемым типом рациональ­ ности признается рациональность экономическая. По нашему мнению, в современных российских условиях экономическая составляющая присутствует во всех со­ циальных практиках. Не является исключением, как мы уже видели, и национальная идентификация. Поэтому, на наш взгляд, корректно описывать ее в том числе и в терминах экономической социологии. Имеется в виду

связь между национальной (этнической) интеграцией и стратегией экономического поведения.

Мы ведем разговор об основных вариантах таких стратегий, выделенных по степени традиционности - рационализации и вместе с тем по силе национального начала.

Корпоративная стратегия соответствует наиболее сильной актуализации национальной идентичности. На­ циональная принадлежность диктует правила и нормы поведения во всех сферах жизни: религиозной, эконо­ мической, политической и социально-бытовой. Проду­ цируются и получают статус обязательных особые на­ циональные ценности, ритуалы и символы. Степень ра­ ционализации низкая. По сути, создается свой замкну­ тый мир, зачастую в корне отличный от индустриально­ го общества. Национальные барьеры накладываются как на личное общение, так и на ролевое, обезличенное взаимодействие. Экономическое поведение строится по типу традиционного. Вся экономическая деятельность выстраивается в этническом поле. Люди своей нацио­ нальности рассматриваются как особая команда, внутри которой осуществляется сотрудничество и обмен ресур­ сами. Остальные люди - это всего лишь источник для получения доходов.

Частным видом корпоративной стратегии является стратегия криминальная. Она включает в себя широкое применение рыночных моделей поведения в их первич­ ной, самой примитивной и грубой оболочке, что пред­ полагает допустимость применения насилия, корруп­ ции, финансовых и торговых махинаций. Здесь акцен­ тируется внимание на другом аспекте национальной идентичности: на делении окружающих на «своих» и «чужих». Данный тип национальной идентичности не является замкнутым на себя. Выражение же он получает

в сильном различии норм поведения по отношению к причисляемым к данной национальной группе и «чу­ жим». В первом случае криминальное поведение транс­ формируется традицией, во втором - действует принцип примитивной экономической целесообразности.

Культурно-компенсаторная стратегия предпола­ гает освоение наиболее сложных и продуктивных ры­ ночных принципов, правил игры на обидах, наднацио­ нальных и неличностных рынках. В правила поведения на рынке входит использование языков международного общения: русского и английского, и современных тех­ нологий. В ситуации жесткой конкуренции на экономи­ ческом поле формируется потребность в ином - ком­ пенсаторном - поле общения. Средством компенсации становятся инсценировки национального быта. Все на­ циональное при этом приобретает статус наследства, не приносящего выгоды, но сугубо уважаемого.

Четвертая стратегия - ассимиляционная. Здесь происходит сознательный отказ от национальной иден­ тичности. «Освобождение от национальности» рассмат­ ривается как ступень к завоеванию новых экономиче­ ских пространств. Данный процесс также может рас­ сматриваться как преодоление власти приписанных (аскриптивных) статусов и установление значимости достигнутых.

Показателями экономической активности являют­ ся материальный (экономический) статус и повседнев­ ные практики людей в экономическом социальном поле. Мы приняли решение рассмотреть разные варианты стратегий на одном участке - в производственной дея­ тельности. Естественно, что в ней трудно обнаружить стратегию криминального типа. Подлинный выбор про­ исходит между иными полярными технологиями эко­ номического поведения: ассимиляционным и корпора-

тивн^ш, но именно их соотношение в конечном счете определяет современную хозяйственную ситуацию, а с нею и перспективы экономического и - заметим - на­ ционального развития, так что это ограничение пред­ ставляется нам вполне приемлемым.

Начнем с расчета возможных шансов горожан на рынке труда и степени их трудовой мобильности.

Таблица 4.13 Оценка своей способности получить новую работу

______________(в % к общему числу опрошенных)________

Варианты ответов

%

Уверены, что найдут сразу же, такие, как они, везде

 

нужны

9,1

Думают, что найдут достаточно быстро

18,4

Думают, что найдут, хотя и не сразу

23,4

Боятся, что будут испытывать значительные труд­

 

ности в поисках работы

18,0

Считают, что вряд ли смогут снова найти работу

17,7

Затруднились ответить на вопрос

13,4

Всего

100,0

Около 2/3 опрошенных (табл. 4.13) уверены, что они смогут найти новую работу, 1/10 - сразу, 1/5 - дос­ таточно быстро, чуть больше - уверены, что хоть и не сразу, но найдут. Всех их можно охарактеризовать как в достаточной степени интегрированных в современную рыночную систему хозяйствования. Остальные (более 1/3) ориентируются в современной ситуации меньше; они оценивают свои шансы на получение новой работы как низкие.

Русские респонденты несколько больше нерусских уверены в быстром нахождении новой работы, среди нерусских больше ответивших «найду, но не сразу» и не ответивших на вопрос.

В целом степень интеграции в рынок труда выше у коренных горожан; среди выросших в деревне или по­ селке больше утверждавших, что они вряд ли смогут снова найти работу. Увереннее чувствуют себя также респонденты, воспитывавшиеся в семьях с высоким экономическим и культурным статусом.

Среди наиболее интегрированных («найду сразу же») самую большую долю составляют люди среднего возраста (30-40 лет), среди среднеинтегрированных - горожане до 30 лет. Доля слабоинтегрированных увели­ чивается с возрастом: среди 50-летних их половина, среди 60-летних - около 2/3.

Современный рынок труда в Перми открыт для молодых людей.

Более успешными в поиске работы считают себя люди с высшим образованием. Выпускники средних школ и техникумов знают, что для них поиск работы будет сопряжен с большими трудностями. Среди имеющих неполное среднее образование в два раза больше, чем в целом среди горожан, тех, кто говорит о невозможности найти новую работу.

Более успешными в современной экономической жизни являются те, кто получил сведения о своей на­ циональности от бабушек или дедушек. Среди неуве­ ренных больше выходцев из семей, где национальным образованием занимались родители. Успешной инте­ грации также способствует раннее осознание своей на­ циональной принадлежности и национальной принад­ лежности других. Среди уверенных в провале при поис­ ке работы наибольшая доля тех, кто до сих пор не раз­ личает людей по национальности.

Если анализировать ответы инонационалов, то

полностью интегрированными являются те, кто

освоил русский язык для всех форм общения, в том

числе и для общения со своими детьми. Наименее ус­ пешны говорящие на родном языке и сами обучающие своих детей традициям национальной культуры. Эконо­ мическая успешность также обратно пропорциональна количеству национальной информации, потребляемой через СМИ и национальное искусство. Среди экономи­ чески уверенных, однако, больше сторонников нацио­ нальных школ.

С одной стороны, чем раньше респондент был ос­ ведомлен о своей национальности и стал дифференци­ ровать людей по национальному признаку, тем более успешным он полагает себя в настоящей момент. С дру­ гой стороны (это показано на примере нерусских на­ циональностей), акцентирование национальных разли­ чий, сохранение и воспроизводство национальной куль­ туры препятствуют активности в экономическом поле.

Этот парадокс можно объяснить, только приняв во внимание моду на национальное, распространенную во всей городской культуре. Ее транслятором, как в иных случаях, являются социальные слои, занимающие дос­ таточно высокие и престижные позиции в обществен­ ной структуре, опирающиеся на соответствующий эко­ номический статус. Вместе с тем, избыточное погруже­ ние в национальный мир, спровоцированное не модой, а традицией, экономическую активность ограничивает.

Проследим связь между степенью национальной идентичности и успешностью поиска работы, используя описанный выше показатель (См.: Приложение 3. рис. 4.2).

Максимальна доля высокоадаптированных среди людей со средней степенью национальной идентифика­ ции. Доля людей с сильной идентификацией несколько больше среди уверенных в быстром и успешном поиске новой работы, а также среди не уверенных в этом и за­

труднившихся ответить на вопрос. Доля слабоидентифицированных респондентов меньпхе всего среди самых адаптированных; она увеличивается среди тех, кто уве­ рен, что в конце концов найдет работу, но процесс этот будет трудным и длительным.

Соотнесем экономическое самоощущение с реаль­ ным доходом респондента, используя индекс экономи­ ческого статуса респондента в настоящее время. Более уверены в себе, как и ожидалось, горожане с более вы­ сокими доходами. Представим 1рафически соотношение дохода и степени национальной идентификации (См.: Приложение 3. рис. 4.3).

Доля респондентов с сильной и слабой степенями идентификации наиболее велика в высокодоходных группах; со средней идентификацией - в группах со средним и низким экономическим статусом. Доля рес­ пондентов с сильной национальной идентификацией вновь увеличивается в низкодоходных группах, а со слабой идентификацией - в нижних уровнях среднего слоя.

Успешность в современной экономической жизни достигается благодаря высокой рационализации своих действий, отказу от эмоциональных, импульсивных по­ зывов. Главной является экономическая целесообраз­ ность. Рассмотрим, насколько распространяется эконо­ мическая рациональность на оценку респондентами своей трудовой ситуации. Речь идет о критериях со­ трудничества непосредственно на рабочем месте: в це­ хе, конторе, офисе, больнице. Мы исходим из того, что в современной организации производства националь­ ный момент второстепенен, во всяком случае для лю­ дей, освоивших русскую городскую культуру. И попыт­ ка создать этнически чистые производственные ячейки

Соседние файлы в папке книги