Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы

.pdf
Скачиваний:
15
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
5.98 Mб
Скачать

ние,

то

переживание красноты, голубизны

и т .

д.,

какое характерно для зрячего чело­

века. Но если у слепого от рождения отсут­ ствует лишь часть субъективного мира, имею­ щегося у людей, то кибернетическая машина всецело лишена его.

Нам уже известно, что смысловым значе­ нием слов человеческого языка являются понятия и представления. Именно понятия и представления составляют основу интенционального (намеренного, сознательного) ис­ пользования языковых знаков. Поскольку машины не обладают субъективным миром, с языковыми единицами, образующими их язык, не связываются ни понятия, ни пред­ ставления. Язык машин неинтенционален, хотя бы он состоял из тех же самых слов, ко­ торые используются в естественном языке человека. Каким бы совершенным ни ока­ зался впоследствии неинтенциональный язык машин, по своему типу, по своей природе он все же будет представлять собою явление иного порядка, чем наш, интенциональный язык, со знаками которого связываются ум­ ственные образы. Однако хотя у кибернети­ ческих машин в качестве значений языковых знаков не могут* встречаться ни понятия, ни представления, ни даже следы в нервной системе, существующие на физиологическом уровне, это не значит, что языковые единицы, используемые кибернетическими устройст­ вами, вообще не обладают смысловым значе­ нием. Смысловое значение налицо и в данном случае. Правда, форма его весьма специфич­ на: оно воплощается в последовательности

электрических импульсов, которые хранятся в запоминающих устройствах или циркули­ руют в электрических цепях кибернетиче­ ской машины. Если бы словам, образующим машинный язык, не было присуще смысловое значение, действия машин носили бы хаоти­ ческий характер. А между тем машины спо­ собны действовать в соответствии с обста­ новкой, выполняя именно то, что требуется командой, и выдавая результаты, логически связанные с исходными данными.

Но смыслы, свойственные их словам, со­ вершенно отличны по своему характеру от смыслов, какими обладают человеческие слова.

2. Машинные операции, моделирующие мыслительную деятельность человека

Кибернетические машины копируют не только знаковое поведение человека, они вторгаются и в «святая святых» психической жизни людей — в область мыслительной дея­ тельности, воспроизводя умственные опера­ ции человека.

Что же может делать кибернетическая машина и как она это делает?

Современная электронная вычислитель­ ная машина умеет весьма многое. Она про­ изводит самые разнообразные вычисления, доказывает теоремы, переводит с одного язы­ ка на другой, играет в шахматы, пишет сти­

254

хи, сочиняет музыку, помогает композито­ рам быстро оркестровать произведение и т. д. Одним словом, современные кибернетические машины способны решать умственные зада­ чи, которые до создания этих машин счита­ лись привилегией человека. Но как они это делают?

Сравнивая механизм машинных опера­ ций, моделирующих умственную деятель­ ность человека, с механизмом нашего мыш­ ления, мы находим между ними качественное различие. В самом деле, мыслительная дея­ тельность людей развертывается на основе второй сигнальной системы, с отдельными элементами которой связываются умственные образы, отражающие действительность. А каков механизм действий, выполняемых машиной при моделировании мыслительных процессов? Для деятельности машины необ­ ходимо, чтобы вводимая в нее информация была преобразована в числовую. Например, если мы имеем дело с буквенной информацией, то очень просто превратить ее в числовую, записав вместо букв их порядковые номера

валфавите.

Важнейшим открытием современной мате­

матической логики было обнаружение того, что дедуктивные операции, совершаемые на­ шим мышлением, сводятся к конъюнкции (соединению высказываний или предикатов при посредстве союза «и»), дизъюнкции (со­ единению высказываний или предикатов при посредстве союза «или») и отрицанию «не» и что, в свою очередь, конъюнкция, дизъюнк­ ция и отрицание сводимы к математическим

255

операциям умножения и сложения. Благо­ даря этому открытию оказалось возможным представлять мыслительные операции как математические операции над числами. При этом, поскольку конструкторы в целях упро­ щения кибернетических устройств часто на­ деляют их лишь механизмом сложения (к сложению можно свести все математические операции), машинное «мышление» предстает перед нами в качестве многократно приме­ няемой операции сложения. Машина, моде­ лирующая мыслительную деятельность лю­ дей, всегда считает, точнее, складывает.

Именно потому, что содержание нашего мышления можно закодировать числами, а дедуктивные операции свести к операции сложения, мыслительную деятельность че­ ловека удается моделировать на вычисли­ тельных машинах.

Выполнение, кибернетической машиной этих операций осуществляется совершенно иначе, чем человеком. Во-первых, в нашем мышлении принимают участие языковые еди­ ницы (слова), используемые во внутренней речи как орудия мыслительного процесса. Кибернетическая машина внутренней речью в собственном смысле слова не владеет. Она не произносит слов про себя, как это делаем мы. Информация, выражаемая словами,' по­ ступает в кибернетическую машину в виде последовательности чисел, которыми коди­ руются слова. Машинное «мышление» пред­ ставляет собою царство чисел. Поскольку числа принимают в машине форму электри­ ческих импульсов, можно сказать также, что

¿56

это есть область, в которой безраздельно господствуют электрические импульсы, и только они. Никаких слов — слышимых, ви­ димых, произносимых про себя — машина, моделирующая мыслительную деятельность человека, не использует.

Во-вторых, языковые единицы, употреб­ ляемые человеком во внутренней речи, свя­ заны с субъективными образами, в конечном счете носящими чувственный характер. Даже при построении синтаксических систем, в которых принимается во внимание лишь ма­ терия используемых символов, человек не может обойтись без естественного языка с его единицами, смысловое значение которых воплощается в умственных образах, ибо пра­ вила синтаксической системы (правила обра­ зования и преобразования) формулируются на обычном, естественном языке. Машина же никогда не опирается на умственные образы: все ее операции совершаются всецело над чисто материальными образованиями (элект­ рическими импульсами) при посредстве таких же материальных образований (электриче­ ских импульсов). Мышление машины не только бессловесно, но и безобразно. С дру­ гой стороны, это обстоятельство нисколько не снижает объективной ценности результа­ тов, к которым приходит машина. Они ничуть не уступают результатам, получаемым .с помощью нашего мышления, и даже могут превосходить их. Именно поэтому машина все больше и больше становится незамени­ мым помощником человека, познающего и преобразующего действительность.

257

Мы затронули лишь небольшую часть вопросов, которые относятся к области семио­ тического анализа кибернетических уст­ ройств. Отдавая себе отчет в неполноте на­ шего рассмотрения, мы все же надеемся, что оно будет способствовать уяснению од­ ного из основных положений настоящей кни­ ги — мысли о том, что семиотика, имеющая дело со знаками и языками, не должна ос­ тавлять за бортом своих исследований прак­ тику построения кибернетических устройств.

Заключение

Предшествующее изложение показало, что семиотика как общая теория знаков и языков представляет собою науку весьма широкого профиля. Семиотика не ограничивается ана­ лизом каких-либо отдельных видов знаковых ситуаций и языков: она рассматривает зна­ ковые ситуации и языки человека, животных и кибернетических устройств. Именно из такого широкого охвата фактов вырастают ее обобщенные определения знака вообще, языкового и неязыкового знака, языка и т. д. Сопоставление весьма далеких друг от друга областей позволяет семиотике не только вывести некоторые общие закономерности, но и лучше понять специфику этих областей, которую трудно было бы уловить без проти­ вопоставления различных областей друг дру­ гу. На основании всего сказанного нам пред­ ставляются слишком узкими попытки истол­ ковать семиотику как вспомогательную дисциплину, обслуживающую нужды матема­ тической лингвистики или кибернетики. Разу­ меется, исследование языковых явлений с помощью математических методов составило

259

эпоху в развитии науки. Без него немыслима ни современная лингвистика, ни кибернетика. Однако каким бы важным ни было такое исследование, оно не отменяет необходимости изучения знаков и языков путем сравнения друг с другом знаковых ситуаций и языков человека, животных и кибернетических ма­ шин. Именно этим и занимается семиотика, как общая теория знаков и языков.

Семиотика охватывает очень широкий круг проблем. Мы не ставили перед собою задачу дать какое-то их окончательное реше­ ние. Мы хотели лишь наметить в общих чер­ тах главные проблемы, показать возможные пути их решения, описать споры, которые развертываются вокруг этих проблем, с тем чтобы читатель получил представление о содержании и границах семиотики — новой науки с большими теоретическими и практи­ ческими перспективами. Если после прочте­ ния настоящей книги у читателя возникнет желание продолжить изучение вопросов се­ миотики, мы сочтем свою задачу выполнен­ ной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава первая

 

ПОНЯТИЕ ЗНАКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ

18

§ 1. Что такое знак?

§ 2.

Предметное и смысловое значение знака

23

§

3. Критический разбор некоторых определе­

34

 

 

ний знака

§

4. Является ли знак двусторонней сущностью?

45

Глава вторая

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАКОВЫХ СИТУАЦИИ

50

§

1.

Смысловые и знаковые ситуации

§

2.

Организованная система как элемент зна­

57

 

 

ковой ситуации

§

3.

Проблема внутренней речи

66

Глава третья

 

ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫК?

73

§

1.

Языковые и неязыковые знаки. Виды язы­

 

 

ковых знаков

§

2.

Определение языка

78

§

3.

Различные типы языков

82

§

4.

Еще раз об определении языка

89

§ 5.

Семиотическое и лингвистическое онре

94

 

 

деление языка

261

Глава

четвертая

 

 

 

 

 

ЯЗЫК И РЕЧЬ

 

 

 

 

 

98

§

1.

Слово, умственный образ, предмет. Кри­

 

 

тика

концептуализма

 

 

§

2.

Знаковые и речевые ситуации; их отноше­

104

 

 

ние друг

к другу

 

 

 

§

3.

Языковая

ситуация и формы ее сущест­

 

 

 

вования. Систематизация речевых ситуа­

108

 

 

ций

 

 

 

 

 

 

 

§

4.

Взаимоотношение

языка и речи

 

118

§

5.

Языковые

и

знаковые ситуации

 

120

§

6.

Краткий анализ взглядов Ф. де

Соссюра

 

 

 

на

язык

 

 

 

 

 

 

123

§

7.

Некоторые

выводы

 

 

128

Глава

пятая

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИФИКА ЗНАКОВЫХ СИТУАЦИЙ И ЯЗЫКА

 

 

ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

 

130

§

1.

Смысловое

значение языковых

единиц в

 

 

языке

человека. Понятие и представление

§

2.

Экспрессивное значение языковых единиц.

137

 

 

Выражение и обозначение

 

 

§

3.

Значение

слова и

понятие

 

 

143

§

4.

Модусы

обозначения

 

 

146

Глава

шестая

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИФИКА

ЗНАКОВЫХ СИТУАЦИЙ И ЯЗЫКА

 

 

ч е л о в е к а

 

(Окончание)

 

 

159

§

1.

Особенности

использования

языковых

 

 

 

единиц в повседневных и формализован­

 

 

ных рассуждениях. Три части

семиотики *

§ 2.

Теории значения

 

 

 

168

§ 3.

Естественный

и

искусственный

язык

177

262