Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Маковский. Дарение .docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
31.66 Кб
Скачать

А.Л. МАКОВСКИЙ

ДАРЕНИЕ

(глава 32)

В Кодексе 1922 г. дарению была посвящена одна небольшая статья (138), а в Кодексе 1964 г. - две (256 и 257), сейчас - одиннадцать подробных статей нового ГК, посвященных дарению (572 - 582). Резко возросшая детальность регулирования дарения в значительной мере объясняется изменением отношения к содержанию, прежде всего, к предмету соответствующих отношений и к юридической конструкции самого договора дарения.

Предмет дарения.

Понятие дарения на протяжении многих лет относится к числу едва ли не самых спорных в теории гражданского права и в отражающем ее гражданском законодательстве. Признаваемой всеми конститутивной чертой дарения является его безвозмездность, определяющая важнейшие особенности регулирования дарения. Напротив, в вопросе о том, что может быть предметом дарения (даром), и доктрина, и законодательство разного времени и разных стран предлагают самые различные решения - от понятия дарения только как безвозмездного отчуждения материального объекта (вещи) до понимания под ним того, что называлось вышедшим из употребления словом "облагодетельствование" и несколько точнее может быть описано как намеренное безвозмездное предоставление за свой счет имущественных выгод другому лицу.

В ГК 1922 г. дарение определялось как "договор о безвозмездной уступке имущества" (ст. 138) и таким образом охватывало как отчуждение вещей, так и передачу одаряемому иных имущественных прав дарителя, и даже, возможно, безвозмездное предоставление одаряемому дарителем обязательственных прав в отношении самого дарителя. Так, по крайней мере, писали Новицкий и Серебровский. Однако впоследствии под влиянием изменения социально - экономических условий, повлекшего не только формальное, но и фактическое обеднение гражданско - правового инструментария, под дарением стали понимать лишь безвозмездное отчуждение "вещей или денег".

Гражданский кодекс 1964 г., определив дарение как договор о безвозмездной передаче "имущества в собственность", лишь закрепил столь узкое содержание этого института.

Новый ГК возвращает нас к прежнему пониманию предмета дарения, даже несколько расширяя его с учетом многолетней дореволюционной практики, получившей признание и в литературе, и в законопроектной работе того времени. Из содержащегося в пункте 1 ст. 572 определения следует, что предметом договора дарения могут быть:

  1. передача дарителем одаряемому в собственность "вещи", включая, как следует из статьи 128, "деньги и ценные бумаги".

Передача вещи в собственность одаряемого позволяет отграничить такой договор дарения от договоров о предоставлении имущества в пользование (аренды, найма, ссуды), а безвозмездность - от договоров возмездного отчуждения вещей (купли - продажи, мены, ренты). Однако обоих этих признаков недостаточно, чтобы отграничить дарение денег или других вещей, определенных родовыми признаками, от беспроцентного займа (пп. 1 и 3 ст. 809). В этом случае решающее значение приобретает такой важный признак дарения как его безвозвратность, хотя и не названный в его определении, но несомненно вытекающий из строго ограниченного перечня случаев, в которых допускается отмена дарения (см. ст. 578);

  1. передача одаряемому имущественного права (требования) дарителем к "самому себе".

  • Во-первых, поскольку право предоставляется одаряемому самим обязывающимся лицом (дарителем), речь идет не столько о "передаче" уже существующего права, сколько об его установлении.

  • Во-вторых, поскольку передача в дар вещи прямо предусмотрена в пункте 1 статьи 572, под передачей "права (требования) к себе" в этой норме имеется в виду предоставление одаряемому обязательственного требования к дарителю.

  • В-третьих, по той же причине под этот случай дарения не подпадает требование к дарителю, предоставляемое посредством передачи одаряемому ценной бумаги (например, выдачи простого векселя).

  • В-четвертых, не могут вообще рассматриваться в качестве дарения договоры о безвозмездном предоставлении другой стороне прав ссудополучателя, хранителя, доверителя или учредителя доверительного управления, так как соответствующие отношения урегулированы в ГК как отношения по иным, самостоятельным договорам (см. гл. 36, 47, 49 и 53).

Несмотря на все эти оговорки некоторая сфера для дарения в форме предоставления одаряемому права, обращенного к дарителю, все же остается. Хотя большинство предусмотренных ГК договоров о выполнении работ и оказании услуг носит возмездный характер, этим, как правило, не исключается возможность заключения корреспондирующих безвозмездных договоров с обязанностью дарителя выполнить для одаряемого определенные работы или оказать ему определенные услуги. Для регулирования отношений по таким договорам наряду с положениями главы 32 могут при необходимости применяться по аналогии и правила ГК о соответствующих возмездных договорах;

  1. передача одаряемому принадлежащего дарителю имущественного права (требования) к третьему лицу.

Предметом такого дарения могут быть права дарителя по любому возникшему из договора или внедоговорному обязательству, связывающему его с третьим лицом, за исключением прав по ценной бумаге и прав, уступка которых кредитором другому лицу не допускается (см. ст. 383 и 388);

  1. освобождение одаряемого от его имущественной обязанности перед дарителем, то есть прощение долга, если этим не нарушаются права (а не одни лишь интересы!) третьих лиц в отношении имущества дарителя (ст. 415);

  2. освобождение одаряемого от его имущественной обязанности перед третьим лицом.

Такое освобождение возможно путем либо исполнения дарителем за одаряемого его обязанности перед третьим лицом, либо перевода на дарителя лежащего на одаряемом долга третьему лицу. В обоих случаях освобождение одаряемого возможно лишь от таких обязанностей, которые он не должен исполнить лично (см. п. 1 ст. 313), а перевод долга на дарителя требует, кроме того, согласия кредитора одаряемого (см. п. 1 ст. 391).

Из сказанного видно, что предмет дарения это всегда имущественная ценность, на стоимость которой вследствие акта дарения уменьшается имущество дарителя. Не является поэтому даром право, которое благодаря дарителю возникло у одаряемого, но которого у самого дарителя не было (на выигрыш по подаренному лотерейному билету, на страховое возмещение по безвозмездно переданному одаряемому страховому полису и т.п.).

Имущество как предмет дарения должно удовлетворять требованиям оборотоспособности (ст. 129). \

Не могут быть предметом дарения исключительные права: подарено может быть лишь разрешение (лицензия) на их использование (ст. 138).

Поскольку дарение вещи представляет собой ее отчуждение, даритель должен быть ее собственником. Исключение составляют юридические лица, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть унитарные предприятия и учреждения (см. ст. 113 - 115, 120). Такое имущество они, по общему правилу, могут дарить лишь "с согласия собственника" (п. 1 ст. 576). Без его согласия может быть подарено движимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении унитарного предприятия (п. 2 ст. 295), а также имущество, полученное учреждением от разрешенной ему хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 298).

Даритель имущественного права должен быть его законным правообладателем.

Предмет дарения, находящийся в общей совместной собственности дарителя и других лиц, может быть подарен лишь с соблюдением правил о распоряжении такой общей собственностью (см. п. 2 ст. 576, пп. 2 и 4 ст. 253 ГК, п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ). Нарушение этих правил может повлечь признание договора дарения недействительным. Право на долю в общей долевой собственности, напротив, может быть подарено собственником по его усмотрению и без необходимости соблюдения при этом правила о праве преимущественной покупки доли другими сособственниками (п. 2 ст. 246).