Скачиваний:
6
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
63.82 Кб
Скачать

Кутюмы Бовези

В IX–XI вв. устанавливается принцип территориального действия права. Племенные обычаи заменяются местными – кугюмами. В период феодальной раздробленности государства кутюмы являлись основным источником права. В зависимости от источников права вся страна делилась на две части «страна писаного права» и «страна обычного права»

Процесс централизации, завершается процесс формирования независимого сословия граждан (городские и сельские коммуны)

Подобно другим западноевропейским странам, самой ранней формой королевского законодательства во Франции были так называемые «статуты мира». Одним из первых стал принятый в 1155 г. королем Людовиком VII в Суассоне «Указ о мире» (Constitutio pacis), который должен был действовать в течение 10 лет во всем французском королевстве. Однако фактически действие его норм ограничивалось территорией королевского домена. Лишь при королях Филиппе II Августе и Людовике IX были созданы благоприятные условия для более эффективного королевского нормотворчества во Франции.

В начале XIII в. При Филиппе II Августе (1180 - 1223 гг.) по сути закладывались основы будущего политического и правового единства Франции. Благодаря брачным союзам и успешным завоеваниям в состав королевских владений вошли такие крупные территории, как Нормандия, части Пуату и Лангедока и др. В результате проведённой королём административной реформы все королевские владения были разделены на равные административные округа - бальяжи (на севере) и сенешальства (на юге), во главе которых стояли королевские чиновники - бальи и сенешали с военными, судебными и финансовыми полномочиями.

Эти преобразования были продолжены внуком Филиппа Августа - Людовигом IX (1226 - 1270 гг.), осуществившим военную, административную, финансовую и судебную реформы.

Особое значение для развития права средневековой Франции имела судебная реформа Людовига IX, в ходе которой впервые в истории страны была создана высшая апелляционная судебная инстанция в лице Парижского парламента.

Усилению роли Парижского парламента в королевском нормотворчестве во многом способствовало наделение его с начала XIV в. правом «ремонстрации» — регистрации указов короля с возможностью выражения своего мнения (remontrances)9.

С его созданием начинается процесс постепенной унификации права Франции. Этот процесс был длительным и сложным благодаря тому, что в каждом французском государстве существовала своя правовая система, действовали местные законы и правовые обычаи (кутюма или кутюмы).

Право, общее для всей страны, - королевское право Франции - охватывало своими правовыми нормами весьма узкую сферу общественных отношений.

Наконец, во французском обществе эпохи Средневековья находили своё применение нормы римского права. Многие из них действовали здесь со времён Франкского государства или даже Римской империи. Претерпев определённую трансформацию и приспособившись к новым общественным условиям, они превратились в в одну из разновидностей французского обычного права.

Источником права было также рецепиированное римское частное право. Интерес к римскому праву объяснялся прежде всего потребностями средневекового города в нормах права, которые регулировали бы торговлю, морские перевозки, кредит, денежные отношения, охраняли бы собственность горожан В университетах с XI в. появляются глоссаторы – комментаторы и толкователи римского права. Римское право нашло поддержку и у королевской власти, которая широко использовала универсальный принцип постклассического римского права: «То, что угодно государю, имеет силу закона».

Таким образом, единая письменная правовая тра­диция в южных областях Франции не прерывалась со времен Римской империи. В силу этого юг Франции называли «страной писаного пра­ва» (pays de droit ecrit), в отличие от севера Франции - «страны непи­саного права» (pays de droit coиtumier).

С XIII века во Франции начинают приобретать юридическую силу некоторые элементы “университетского” римского права, то есть нормы, принципы и концепции, извлечённые профессорами западноевропейских университетов - глоссаторами и комментаторами - из римских правовых текстов и модифицированные применительно к реалиям средневекового западноевропейского общества.

Таким образом, право средневековой Франции представляло собой сложную мозаику различных правовых систем - местных, общефранцузских, общеевропейских, сословных, корпоративных и т. п. В рамках каждой из них существовал свой, самостоятельный механизм формирования правовых норм. Всё это предопределяло и соответствующий характер источников права.

Называя обычай в качестве базового источника французского средневекового права, необходимо иметь ввиду, что он воплощался во множестве разновидностей. Обычай (кутюм) доминировал в качестве источника права на местном уровне - в рамках отдельных провинций. Но он действовал в этом же качестве и в системе общефранцузского права, то есть наряду с местными обычаями применявшимися лишь в пределах какой-то одной местности, следует выделить обычаи, получившие авторитет в масштабе всей страны.

Значение того или иного источника права было неодинаковым в различных правовых системах. Например, судебное решение играло более важную роль в качестве источника в рамках торгового права, нежели в какой-нибудь другой правовой системе, нежели в рамках местного права. Закон свою наибольшую роль в качестве источника права играл в общефранцузском праве, выступая в виде королевских установлений, или ордонансов.

Рассматривая такой источник права средневековой Франции, как королевское установление, следует обратить внимание на параграф 1043 произведения Филиппа де Бомануара “Кутюмы Бовези”, в котором говорится: “Следует понимать, что король является сувереном над всеми и на основании своего права охраняет своё королевство, в силу чего он может создать всякие учреждения, какие ему угодно для общей пользы, и то, что он устанавливает, должно соблюдаться”. Филипп де Бомануар проводил, однако, различие между установлениями короля, изданными для своего домена, и королевскими установлениями, имевшими характер генеральных, то есть предназначенных для всего королевства. По его мнению, установления первого рода бароны были вправе не применять в своих землях. Установления же второго рода являлись общеобязательными для всех, если они были выработанными совместно с “Большим советом”

В качестве примера королевских законодательных актов можно привести Ордонанс короля Людовика XII “О суде и охране порядка в королевстве”, изданный в марте 1498 года, а также Ордонанс короля Франциска I “Об отправлении правосудия”, изданный в августе 1539 года.

Значение тех или иных источников права средневековой Франции менялось в процессе эволюции французского общества и государства. Например, по мере усиления государственной власти возрастала роль королевских установлений и соответственно падало значение обычая.

В начале коронации король произносил так называемую promissio, или клятву церкви. В ходе церемонии король, склоняя голову, говорил: «Обещаю вам и подтверждаю только для вас и вашей церкви быть верным канонической привилегии и законной обязанности справедливо ей служить, защищать предъявленное право, так как король своей властью един с епископством и церковью, верен им и будет продол- жать защищать предъявленное»25. По существу promissio — это договор между королем и церковью, возлагающий на короля обязанности сохранять привилегии церкви и четко проводящий различие

Соседние файлы в папке ИГПЗС учебный год 2023