Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Этнополитология Часть 1. Хрестоматия. Документы и материалы Часть 2. Эт

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
13.54 Mб
Скачать

КАНАДА: НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ 1867 Г.

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

И.Союз

3.Объявление о Союзе. Королева в силу и на основании мнения высокочтимого Тайного совета Ее Величества будет иметь право объявить посредством Прокламации, что со Дня, в ней указанного, но не позже чем через шесть месяцев после принятия настоящего Акта, провинции Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик обра­ зуют и будут входить в единый Доминион под названием Канада; и начиная с этого дня названные три провинции будут составлять единый Доминион под указанным наименованием.

5.Четыре провинции. Канада разделяется на четыре провинции, называемые: Онтарио, Квебек, Новая Шотландия и Ныо-Брансуик.

6.Провинции Онтарио и Квебек. Части провинции Канада (как она существует ко времени принятия настоящего Акта), которые прежде соответственно составляли провинции Верхняя Канада и Нижняя Канада, будут считаться разделенными и будут образовы­ вать две различные провинции. Часть, которая прежде составляла провинцию Верхняя Канада, образует провинцию Онтарио, а часть, которая прежде составляла провинцию Нижняя Канада, образует провинцию Квебек.

7.Провинции Новая Шотландия и Нью-Брансуик. Провинции Новая Шотландия и Ныо-Брансуик будут иметь те же границы, ко­ торые они имели при принятии настоящего Акта.

IX. Различные постановления

133. Использование английского и французского языков. В пала­ тах Парламента Канада и палатах законодательного собрания Кве­ бека употребление английского и французского языка в прениях является факультативным; но оба названных языка должны упот­ ребляться в составлении соответствующих протоколов и журналов этих палат; и любой из этих языков может употребляться любым лицом в каких-либо судебных процессах или судебных документах,

2 9 1

исходящих из судов Каанады, учреждаемых на основании настоящего Акта, и в документах, представляемых в суды Квебека или исходящих из последних.

Акты Парламента Канады и законодательного собрания Квебека должны печататься и публиковаться на обоих этих языках.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ 1982 Г.

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Часть I

Канадская Хартня прав и свобод

Официальные языки Канады

16. (1) Официальные языки Канады. Английский и французский языки являются официальными языками Канады; они имеют оди­ наковый статус и равные права и привилегии в том, что касается их использования в парламентских и правительственных органах Канады.

(2)Официальные языки в провинции Нью-Брансуик. Английский

ифранцузский языки являются официальными языками Нью-Бран­ суика; они имеют одинаковый статус и равные права и привилегии в том, что касается их использования в законодательном собрании и правительстве Нью-Брансуика.

(3)Достижение равного статуса. Настоящая Хартия не ограни­ чивает парламент и законодательные собрания по проведению мер для достижения равного статуса или использования английского и французского языков.

...20 (1) Связь населения с федеральными учреждениями. Каждый человек, живущий в Канаде, имеет право употреблять английский или французский язык для передачи сообщений в местонахождение или центральные органы Парламента или Правительства Канады, а также получать сообщения от этих органов; аналогичное право распрост­ раняется на любые другие органы этих учреждений...

(2)Связь населения с учреждениями провинции Нью-брансуик. Каждый человек, проживающий в Нью-Брансуике, имеет право употреблять английский или французский язык для передачи сооб­ щений в любые службы законодательного собрания или правитель­ ства, а также получать сообщения от этих служб.

2 9 2

Право обучения на языке меньшинства

23 (1) Язык для обучения. Граждане Канады:

a) для которых первым изучаемым и понимаемым языком явля­ ется тот, который использует англоязычное или франкоязычное меньшинство провинции их проживания, или

B) которые получили свое начальное образование в Канаде на английском или французском языке и которые проживают в про­ винции, где язык, на котором они получили это образование, явля­ ется языком англоязычного или франкоязычного меньшинства, в обоих случаях имеют право обучать своих детей на начальном и среднем уровне на этом языке.

(2)Употребление языков для обучения. Граждане Канады, ребе­ нок которых получил или получает образвание на начальном или среднем уровне на английском или французском языке в Канаде, имеют право обучать всех своих детей на начальном или среднем уровне на том же языке.

(3)Установление численности. Признаваемое в параграфах 1 и 2 право граждан Канады обучать своих детей на начальном или сред­ нем уровне на языке англоязычного или франкоязычного меньшин­ ства какой-либо провинции:

a) осуществяется повсюду в провинции, где численность детей граждан, которые обладают этим правом, является достаточной, чтобы оправдать расходы из государственных фондов, предоставля­ емых для обучения на языке меньшинства; и

B) когда численность таких детей это оправдывает, включает

право обучать их в образовательных заведениях языкового мень­ шинства, финансируемых из государственных фондов.

Конституционные акты Канады // Конституции зарубежных государств.

Учебное пособие. М., 1997.

Комментарии1

В 1982 г. впервые за свою более чем вековую историю в резуль­ тате последовательной и целеустремленной политики правительства либеральной партии во главе с широко известным политическим деятелем канадского государства, тогдашним премьер-министром страны П.Трюдо Канада преодолела один из анахронизмов прошлого

1См.: Россия на пороге XXI века... М., 1996.— С.311—315.

2 9 3

местного законодательства, займов и кредитов из средств провин­ ций, природных ресурсов на их территории, учреждения муниципа­ литетов и различных представительств, имущественных и граждан­ ских. прав в провинциях и др. Особая статья относила просвещение также к полномочиям провинций.

ФЕДЕРАЛЬНО-ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

В практике государственно-правовой эволюции канадской федерации наряду с федеральными институтами как органами пре­ одоления федерально-провинциальных и межпровинциальных раз­ ногласий получил развитие и закрепился специфический институт федерально-провинциальных конференций. Они проводятся на самых различных уровнях, начиная со встреч на высшем уровне (премьерминистр Канады и премьеры десяти провинций) и кончая координа­ ционными встречами сотрудников аналогичных по своим функциям министерств различных провинций. Причем проведение подобных конференций никак не регламентировано в конституционном порядке, хотя только на высшем уровне за десять минувших лет федерально­ провинциальные конференции проводились в среднем не реже одного раза в семь-восемь месяцев.

Фактически федерально-провинциальные конференции стали важнейшей частью (хотя юридически и не оформленной) политико­ государственного механизма современной Канады. Невозможно назвать такую сферу государственной деятельности страны, кото­ рую не затронули бы федерально-провинциальные отношения. Это финансы, сельское хозяйство, транспорт, энергетика, образование, экология, трудовые ресурсы, социальное обеспечение, здравоохра­ нение, промышленное развитие, торговля и многое другое. За год обычно проводится в среднем от 700 до 11 тыс. разнообразных федерально-провинциальных встреч и совещаний, не считая межпро­ винциальных. По данным Министерства федеральных и межправи­ тельственных дел провинции Альберта, только в 1985 г. его предста­ вители участвовали в 84 федерально-провинциальных конференциях и 89 совещаниях на межправительственном уровне.

ФРАНКО-КАНАДСКАЯ ПРОБЛЕМА

Важнейшая черта канадской Конституции — разделение полно­ мочий между центром и провинциями лишь по территориальному,

2 9 5

а не по национальному признаку. В ней изначально не признавалось наличие в стране наряду с англоканадцами другой равноправной нации — франкоканадцев, составляющих подавляющее большин­ ство жителей (более 80%) крупнейшей по территории провинции страны — Квебека. Единственной статьей в Акте о Конституции 1867 г., в какой-то степени отражавшей состав населения Канады, было положение о праве пользоваться французским языком в пар­ ламентских прениях и о предоставлении некоторых незначительных языковых и религиозных прав провинции Квебек.

Такое положение сохранялось вплоть до конца 60-х годов XX века, когда произошло резкое обострение франкоканадской про­ блемы. Но и в этот период политика федерального правительства в национальном вопросе практически свелась к претворению в жизнь программы многокультурности на двуязычной основе и к лозунгу создания «плюрастического общества». Единственным реальным шагом в государственно-правовой сфере стало принятие в 1969 г. закона об официальных языках, который провозглашал английский

ифранцузский официальными языками Канады и устанавливал их равный статус и права. Однако это отнюдь не означало признания французского в качестве языка одной из наций Канады. Представи­ тели федерального правительства всячески подчеркивали, что при­ нятие закона следует трактовать лишь в одном смысле — подавляющее большинство канадцев говорят на этих двух языках.

Действие закона об официальных языках ограничивалось систе­ мой федеральных государственных институтов, куда входят парла­ мент, правительство и его министерства, Верховный суд, вооружен­ ные силы, таможенная и налоговая службы, казначейство, жандар­ мерия, контролируемая государством, радиовещательная компания Си-би-си и другие государственные корпорации. Закон предусмат­ ривал издание всех документов указанных ведомств на двух языках

иосуществление государственной службы на языке, который пред­ почитают сами граждане.

В1970 г. на основе соглашения между федеральным и провинци­ альным правительством были определены планы обучения второму языку (соответственно французскому в англоязычных провинциях

ианглийскому в Квебеке) на школьном и университетском уровнях. С тех пор его действие регулярно продлевается на очередной пяти­ летний срок. Расходы федеральных властей на эти цели постоянно растут и к середине 80-х годов достигли 460 млн. долл, (в 1971 г. — 80 млн. долл.) в год.

2 9 6

Стремясь сгладить остроту франкоканадской проблемы в стра­ не, федеральное правительство предприняло также шаги по привле­ чению франкоканадцев на государственную службу. С этой целью пятая часть государственных должностей была объявлена «двуязыч­ ной». Результаты такого шага не замедлили сказаться. Если в нача­ ле 70-х годов доля франкоканадцев в государственных федеральных учреждениях составляла 24%, то к середине 80-х годов она возросла до 27% (в начале 90-х годов данный показатель уже вплотную при­ близился к отметке 29%), что даже несколько превосходит удельный вес франкоканадцев в составе населения страны. Что касается выс­ шего звена, то за этот период их доля возросла с 17 до 25%. Подав­ ляющее большинство этих служащих владели как французским, так и английским языками.

Дальнейшая эволюция франкоканадской проблемы нашла отра­ жение в подготовленных к ратификации Мичлейкском и Шарлоттаунском конституционных соглашениях, согласно которым за Квебе­ ком впервые в истории Канады признавался особый статус «само­ бытной общности» в рамках канадской федерации. Кроме того, за представителями провинции закреплялась треть мест в Верховном суде Канады, предусматривалось право вето франкоязычной про­ винции в жизненно важных для нее вопросах, а также существенное расширение ее прав в целом ряде важных областей, таких как соци­ альная политика, вопросы занятости, иммиграция, региональное экономическое развитие, культура и др. И хотя упомянутые доку­ менты не были в конечном итоге ратифицированы, в самом перего­ ворном процессе был создан важный юридический и политический прецедент, в соответствии с которым де-факто признается особое положение Квебека в рамках федерации.

Новым серьезным испытанием на прочность всей совокупной системы канадского федерализма стал приход к власти в сентябре 1994 г. во франкоязычной провинции просепаратистской Квебек­ ской партии. 30 октября 1995 г. по ее инициативе состоялся референ­ дум о выходе Квебека из состава федерации. Большинство жителей на этот раз высказались против отделения. Несомненно, что указанные обстоятельства привели к существенному обострению положения и форсированию событий в области федерально-провинциальных отношений в стране. Но было бы преждевременно всерьез говорить о неизбежном распаде Канады как федеративного государства в его нынешнем виде и крахе канадского федерализма.

В процессе эволюции канадского государства наряду с сохране­

2 9 7

нием дееспособного центрального уровня власти существенно воз­ росла и роль субъектов федерации, которые в своей деятельности опирались не только на конституционные гарантии, но и на нормы неписаной конституции (политические и исторические традиции, утвердившиеся нормы и правила, судебные прецеденты). В этой свя­ зи взаимодействие двух уровней власти приобрело особое значение, что хорошо видно на примере международной активности провин­ ций, а также деятельности последних в области управления соци­ альными программами.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОВИНЦИИ

Для последних трех десятилетий XX века характерно быстрое расширение самостоятельного участия провинций в международных связях.

Объективной основой развития этого процесса служит сочета­ ние ярко выраженной региональной экономической специализации и экспортной ориентации ведущих отраслей хозяйства каждой про­ винции. Кроме того, возрастание роли провинций в межгосудар­ ственных контактах Канады связано с отсутствием в Конституции страны четкого разграничения полномочий между двумя уровнями власти в области внешних сношений; процессом социально-эконо­ мических и политических изменений во франкоязычной провинции Квебек, в ходе которого развитию международных связей стало уде­ ляться особое внимание; характерным для современных междуна­ родных отношений расширением сферы международного сотруд­ ничества, во все возрастающей степени охватывающей комплекс вопросов, относящихся к юрисдикции провинций.

К этим факторам в последнее десятилетие добавились резко воз­ росшее и обострившееся в глобальном масштабе соперничество за рынки сбыта, а также неизбежное повышение международной роли провинций в принятии решений, связанное с нарастающим развитием процесса экономической интеграции в регионе Северной Америки после заключения и вступления в силу в конце 80-х — начале 90-х годов Соглашения о свободной торговле между США и Канадой и Соглашения о свободной торговле в Северной Америке между США, Канадой и Мексикой. Анализируя последнее обстоятельство, авторитетные американские эксперты призывают политические кру­ ги обратить особое внимание на то, что именно субъекты федера­ ций «могут стать теми решающими действующими лицами, которые

2 9 8

будут содействовать или препятствовать плавному развитию про­ цесса континентальных экономических связей».

В этих условиях федеральное правительство Канады, объектив­ но неспособное достаточно эффективно и адекватно отражать инте­ ресы всех группировок правящего класса страны на международной арене, вынуждено было избирать в вопросе о внешних сношениях провинций особую тактику. Суть ее сводится к тому, что федеральное правительство:

• осуществляет верховенство и полный контроль в области меж­ дународных контактов, проводит единую для всей страны внешне­ экономическую и внешнюю политику; достигает компромисса пу­ тем изоляции крайних точек зрения при столкновении интересов различных местных группировок буржуазии, способствуя тем самым максимальному сохранению, а по возможности и укреплению цент­ рализующего начала в федерации;

• содействует самостоятельной международной деятельности провинций, если таковая не идет вразрез с общегосударственными интересами и не представляет собой попытки поставить под сомне­ ние главенствующую роль Оттавы в области внешних сношений. Последнее имеет особое значение, поскольку дает возможность фе­ деральному правительству не только использовать дополнительный канал для обеспечения как общенациональных, так и региональных интересов Канады на международной арене, но и сглаживать феде­ рально-провинциальные и межпровинциальные противоречия.

Таким образом, при оценке взаимоотношений и взаимодействия двух уровней власти в канадской федерации в области международных отношений следует исходить из того, что провинции непосредствен­ но осуществляют деятельность на международной арене, а также оказывают воздействие на внешнеэкономическую и внешнюю поли­ тику федерального правительства.

При этом провинции опираются на уже сложившийся и постоян­ но развивающийся аппарат осуществления международных контак­ тов на провинциальном уровне. Одним из его основных звеньев яв­ ляется разветвленная сеть зарубежных представительств ряда про­ винций, которая по своим масштабам практически не имеет аналога в международной практике других федераций наших дней. Следует отметить, что в последние годы все активнее в этом плане стали проявлять себя штаты США (так, в 1991 г. 43 штата имели 160 зару­ бежных представительств), но в пропорциональном отношении они все еще значительно уступают субъектам канадской федерации (для

2 9 9