Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
отчет по преддипломной практике.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
08.08.2022
Размер:
2.03 Mб
Скачать

1.5 Хозяйственное освоение территории

Район работ располагается в зоне интенсивного техногенного воздействия на окружающую среду. С 2009 года и по настоящий период ведется разработка полиметаллических руд месторождения.

В процессе поисков и разведки месторождения применялись методы, которые привели к частичной трансформации рельефа. Канавы, траншеи, штольни и шурфы с рассечками являются объектами техногенного происхождения, которые изменили природный ландшафт территории. Немаловажным фактором, изменившим рельеф участка изысканий, является технологический процесс отработки месторождения, предусматривающий строительство хвостохранилища и ограждающей дамбы, подъездных дорог, рудных складов.

2.Степень изученности района

Первые сведения о геологическом строении и полезных ископаемых района относятся ко второй половине XVIII века и связаны с открытием полиметаллических месторождений Кличкинского рудного поля. В 1899 году В.А. Обручевым, А.З. Гедройцем и М.П. Герасимовым была опубликована первая сводная геологическая карта Забайкалья, где были отображены все имевшиеся к тому времени сведения. Планомерные геологические исследования площади начаты Геологическим комитетом в 1914–16 г.г. и были продолжены с 1925 года под руководством М.М. Тетяева

На площади листа М-50-XVII в 1926–27 г.г. была проведена геологическая съемка масштаба 1:200 000 Е.А. Пресняковым и К.Г. Войновским-Кригером. В 1934–45 г.г. комплексные исследования, включавшие геологическую съемку среднего масштаба, проведены партиями «Спецгео» под руководством В.И. Миртова, А.А. Смирнова и И.А. Бузыкина. Полученные материалы обобщены в 1939 году Д.А. Савченко на геологической карте 1:1000000 и в 1940 году в сводной работе под руководством П.Л. Кудрявцевой. В 1947 году по имеющимся материалам Т.С. Ивановой и М.М. Тетяевым под редакцией С.А. Музылева составлена государственная геологическая карта масштаба 1:1000000 листа М-50.

С 1948 года в районе геологические съемки масштабов 1:200000 и 1:50000, а также поисковые и разведочные работы проводятся партиями Читинского геологического управления (ЧГУ). Непосредственно на площади листа М-50-57-А поисково-оценочные работы масштаба 1:50000 выполнены Яланской партией (И.К. Абрамов и др.) в течение 1962–64 г.г.

В 1984–87 г.г. на площади листа М-50-XVII поставлено геологическое доизучение масштаба 1:200000 (ответственный исполнитель Озерский А.Ф.). Ими уточнена схема стратифицированных образований и взаимоотношений интрузивных комплексов, получены новые важные геологические и металлогенические выводы.

Площадь работ сравнительно хорошо изучена геофизическими методами. Она полностью покрыта гравиметрической съемкой масштаба 1:200000 (Булетов и др., 1962; Менакер и др., 1966. Результаты этих исследований позволили расшифровать общую картину тектонического строения Восточного Забайкалья и, в частности, позднемезозойских впадин, уточнить конфигурацию интрузивных массивов, выделить разрывные нарушения различных рангов.

Для всей территории района (лист М-50-XVII) выполнена аэромагнитная съемка масштаба 1:200000, на основе которой издана карта аномального магнитного поля (Дрижаченко и др., 1964)

Геохимическими поисками охвачена почти вся площадь. Металлометрическая съемка масштаба 1:50000 была поставлена в 1954–58 г.г. Урулюнгуевской партией ЧГУ. Поиски по первичным ореолам масштаба 1:200000 выполнены в 1964–65 г.г. Степной партией под руководством Ф.Н. Алексеева. Более детальные работы проводились в разные годы различными исследователями. Пробы анализировались в лабораториях нескольких организаций с различной чувствительностью анализа, часто при недостаточном комплексе определявшихся элементов, практически не проводилась спектрозолотометрия. Поэтому результаты этих работ в ряде случаев не отвечают современным требованиям.

Месторождение Нойон-Тологой открыто ГРЭ-324 в 1989 году в процессе геологосъемочных работ масштаба 1:50 000. На месторождении выполнены поисковые и поисково-оценочные работы: через 50–200 метров пройдены канавы и по сети 100–400х50–400 метров пробурены скважины глубиной до 600 метров. Всего пробурено 35680 пог. м скважин и пройдено 44346 м канав. В процессе работ отобрано и проанализировано 6613 керновых и 3005 бороздовых проб. Проведены лабораторные технологические исследования по 5 пробам весом до 200 кг. По результатам работ выполнено оперативный подсчет запасов руды и метала по категории С2 и определены прогнозные ресурсы категории Р1. По запасам и ресурсам месторождения относится к крупным [1]

В истории гидрогеологического исследования Читинской области выделяется два этапа.

Первый этап характеризуется главным образом сбором сведений о подземных водах и минеральных источниках области. Эти исследования, связанные в основном со строительством Транссибирской ж.-д. магистрали, проводились В. А. Обручевым, А. П. Герасимовым и А. Гедройцем.

Наиболее ранней работой первого периода является вышедшая в 1897 г. книга М. Сергеева, посвященная характеристике геологического строения и гидрогеологических условий Забайкальского участка дороги. В ней приводятся некоторые соображения об источниках пита­ния подземных вод, глубине их залегания и даны рекомендации по водоснабжению будущих железнодорожных станций. Другая работа аналогичного направления, но касающаяся западной части Амурской ж. д., была опубликована в 1916 г. А. В. Львовым. В ней дано подробное описание гидрогеологических условий и «вечной» мерзлоты (распространение, глубина залегания, мощность, режим), выполненное на базе обобщения материалов, собранных во время изысканий и постройки железной дороги.

Некоторые минеральные источники Забайкалья, в том числе и Чи­тинской области, были охарактеризованы в первых сводных работах И. А. Багашева (1905) и В. А. Обручева (1914). Этими работами заканчивается первый этап гидрогеологического исследования Читинской области. В результате этих работ были получены первые сведения о гидрогеологии области, геологических условиях выхода на поверхность пресных и минеральных подземных вод, их генезисе, химическом и газовом составе, даны рекомендации по каптажу ямаровских минеральных источников.

Начало второго этапа, продолжавшегося примерно до 1930 г., ха­рактеризуется главным образом исследованиями минеральных источников области. В вышедшей в 1920 г. сводке А. П. Герасимова: «Минеральные воды России» дается описание минеральных источников Дарасунского, Ямаровского и Ямкуна. Исследованию Ямаровского источника в это время посвятили свои работы П. Д. Рязанов и А. В. Арсентьев (1924). Я А. Макеров (1924—1926) опубликовал результаты работ, выполненных на дарасунских минеральных источниках.

В результате всех этих работ были получены весьма ценные сведения об особенностях формирования минеральных вод названных источников, их температуре, химическом и газовом составе, радиоактивности, дебите, а по некоторым из них получены данные о микрокомпонентах.

Среди пресных подземных вод Забайкалья, приуроченных к участкам распространения мерзлой зоны, были выделены надмерзлотные, меж­мерзлотные и подмерзлотные воды

Наряду с работами по изучению минеральных вод важное значение приобретают гидрогеологические исследования в целях водоснабжения.

Такие работы были выполнены в районе Шерловогорского рудника и Хапчерангинского комбината (Бондаренко, 1931; Шумилов, 1932; Комис­саров, 1931—1933; Ефимов, 1931—1933; Лопарев, 1933; Говоров, 1933— 1934; Эрганов и Толстихин, 1934—1935 и др.). Сложные гидрогеологические условия и аридность климата в районе проведения работ обусловили необходимость проведения более широких гидрогеологических ис­следований. Таким образом, этими работами было положено начало систематическим среднемасштабным гидрогеологическим съемкам, которые осуществлялись в это время Восточно-Сибирским геологоразведочным трестом и трестом Спецгео. Такие работы в 1931—1933 гг. были выполнены С. В. Комиссаровым в Агинском аймаке, в районе ст. Даурия и по правобережью Борзи, в 1930 г. Н. И. Толстихиным, Н. С. Ильиной, Е. Н. Щукиной и М. И. Александровой в бассейнах рек Ингоды, Унды и Куренги, Е. Е. Осиповой в бассейне р. Аргуни, в 1931 г.

Ф. И. Смирновым в Александрово-Заводском районе и т. д. Однако следует заметить, что съемки проводились на недостаточно подготовленной геологической основе и на схематических топографических картах. Поэтому они не выдерживают современных требований, предъявляемых к гидрогеологическим картам, и не отвечают заданному масштабу.

В 1933 г. с целью изучения режима шахтных и рудничных вод в Ямкуне была организована мерзлотно-гидрогеологическая станция.

К сожалению, она просуществовала лишь до 1935 г. и поэтому (непро­должительный срок работы) не смогла выполнить полностью намечен­ную программу исследований

Более широкий размах гидрогеологические и комплексные геологогидрогеологические съемки среднего масштаба приобрели с 1935 по 1942 г. Ими была покрыта вся юго-восточная часть Читинской области.

В выполнении работ принимали участие Н. Л. Кудрявцева, В. А. Лы­сенко, Е. Л. Муравьев, К. А. Беляев, Ц. Я. Мирская, В. И. Миртов, Н. А. Маринов, Д. С. Соколов, Е. Я. Стрелковскнн и др. В результате этих работ для указанной территории были составлены геологические и почвенные карты, позволившие выявить основные закономерности рас­пространения, питания и формирования химического состава подземных вод и дать рекомендации по их практическому использованию. Материалы этих съемок были обобщены группой геологов под руководством Н. Л. Кудрявцевой в сводной работе по геологии и гидрогеологии юго- восточного Забайкалья (Кудрявцева, 1942).

Помимо названных работ в этот период проводятся гидрогеологиче­ские работы по изучению минеральных вод и по разведке месторожде­ний полезных ископаемых, главных образом углей.

В процессе разведки месторождений был получен обширный материал по характеристике водоносности выполняющих депрессии мезозойских осадочных пород. В течение 1936—1942 гг. проводились также гидрогеологические исследования в районе некоторых рудных месторождений с целью изыскания источников водоснабжения для построенных на них горнорудных предприятий. Такие исследования были выполнены на Хапчерангинском оловокомбинате (Эрганов, Толстихин, 1934—1935; Малковский, 1935—1936 и Масленников, 1939), Белухинском вольфрамовом месторождении (Кисаров, 1937), в районе комбината Дарасунзолото (Пушко, 1939—1940), на Шерловогорском оловокомбинате (Иттер, Перельштейн, 1940—1942) и др. В итоге проведенных работ была изучена водоносность главным образом аллювиальных и аллювиально-про­лювиальных отложений, выполняющих долины в районе перечисленных месторождений. Были рекомендованы также участки для строительства водозаборов подземных вод.

Последний период характеризуется значительным расширением гидрогеологических работ самого различного целевого назначения и содержания. В это время возобновляется производство среднемасштабных гидрогеологических съемок, продолжаются работы по изучению гидрогеологии месторождений полезных ископаемых, по поискам и разведкам подземных вод для водоснабжения городов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, по изучению минеральных источников, режиму подземных вод и тематическим исследованиям.

Гидрогеологическая съемка среднего масштаба проводилась в районе курортов Молоковка и Шиванда, а также Карповского минерального источника, расположенного в окрестностях г. Читы. Назначением ее являлось получение данных для дальнейшего проектирования разведочных работ, связанных с расширением гидроминеральной базы курортов (Орлова, Широбоков, Устюжанина, 1950). В результате выполненных исследований установлена приуроченность выходов холодных углекислых минеральных вод к зонам крупных тектонических нарушений и выделены участки, перспективные для поисково-разведочных работ на минеральные воды. В 1949—1950 гг. Г. С. Тентелюк занимался изучением минеральных озер.

Гидрогеологическая среднемасштабная съемка начала планомерно проводиться Читинским геологическим управлением с целью улучшения состояния существующего водоснабжения животноводческих колхозов и совхозов. В 1951—1955 гг. она проводилась на площади Агинского на­ционального округа, где расположена основная часть животноводческих колхозов и совхозов области (А. В. Устюжанина, Н. В. Кужелева, Н. С. Богомолов). В 1956—1961 гг. задачи съемки значительно расширились в связи с необходимостью выявления источников водоснабжения не только для сельского хозяйства, но и других объектов, а также проведения гидрохимических исследований с целью поисков рудных место­рождений. За эти годы гидрогеологической съемкой была покрыта площадь более 25 тыс. км2, расположенная в пределах бассейнов рек Ин- годы и Шилки (Портнов, 1958; Богомолов и Овчаренко, 1958; Богомолов, 1959; Богомолов, Будзинский, Коржов, 1960, 1961), Унды (Орлова и Яненко; 1957—1958), Газимура и Аргуни (Овчаренко, 1959; Овчаренко, Цыганок, 1960; Овчаренко, Коржов, Самойленко, 1961), а также р. Нерчи (Осадчий, Портнов, Богомолов, 1957). Кроме того, гидрохи­мические исследования в поисковых целях проводились П. А. Удодовым и И. П. Онуфриенком, С. П. Албулом, С. Д. Капрановым, Р. С. Кононовой и др.

Большой фактический материал по характеристике подземных вод получен в результате работ, выполненных при разведке месторождений полезных ископаемых. Трещинные и трещинножильные воды магматических и метаморфических пород и трещинно­карстовые воды карбонатных пород кембрия изучались в районе и на участках Акатуевского и Спасского полиметаллических и других место­рождений, а трещинно-пластовые и пластовые воды осадочных пород верхнеюрского и нижнемелового возраста — при разведке Черновского, Харанорского, Иргенского, Кутинского и других буроугольных месторождений, приуроченных к межгорным впадинам области. Следует отметить обобщающие работы И. Я Зарубинского по гидрогеологии угольных месторождений.

Поиски и разведка подземных вод проводились для водоснабжения существующих и проектируемых промышленных и горнорудных пред­приятий, городов и населенных пунктов.

Региональные среднемасштабные гидрогеологические работы относятся главным образом к южной и юго-западной частям территории области. Центральная и северная части в гидрогеологическом отноше­нии изучены пока крайне слабо.

Детальные исследования, включающие крупномасштабную гидро­геологическую съемку в пределах области, почти не проводятся.

Изучение режима подземных вод, начатое лишь в 1957 г., проводится только в пределах Читинского артезианского бассейна в основном по эксплуатационным скважинам.

Несмотря на широкое распространение в пределах территории области зоны многолетней мерзлоты, почти не проводятся мерзлотно-гидрогеологические исследования, позволяющие дать характеристику температурного режима многолетнемерзлой зоны и условий ее формирования.

Отсутствие глубоких опорных гидрогеологических скважин не позволяет дать оценку геотермическим особенностям территории области, а также условиям формирования термальных вод.