Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
684.87 Кб
Скачать

4. Понятие и виды региональных интеграционных объединений в контексте международного права

Для того чтобы дать более полную характеристику подотрасли МЭП, регулирующей РЭИ, необходимо определить категориальный аппарат международно-правового регулирования региональной экономической интеграции, а также структуру этого комплекса международно-правовых норм и ее влияние на формы интеграционного процесса.

Одним из общих мест всех рассуждений о региональной экономической интеграции является положение о том, что ключевой термин "интеграция" имеет общенаучное значение и не несет никакой юридической нагрузки*(48). С этим можно согласиться лишь в том смысле, что предлагаемые международно-правовые определения интеграции, в том числе региональной экономической интеграции, не вносят ничего принципиально нового в дефиниции интеграционного процесса, выработанные экономической наукой*(49).

В работах зарубежных авторов прослеживается тенденция выработать синтетическое определение экономической интеграции, объединив ряд характерных для нее особенностей. Прежде всего, выделяется пространственный аспект интеграционного феномена. По мнению М. Бие, интеграцию следует понимать "как замену более или менее изолированных национальных пространств на единое международное пространство, чтобы сделать максимально совместимыми центры принятия решений, которые это пространство составляют"*(50). Иными словами, М. Бие делает основной акцент на понятие интеграции как результат, т.е. были разрозненные экономические пространства, а в результате образовалось единое экономическое пространство. Для других авторов более важным оказывается сам процесс развития национальных экономик до преобразования в единый комплекс. Так, для венесуэльского юриста И. Моралеса интеграция "заключается в процессе объединения территории и населения договаривающихся государств, а также объединения свободной игры факторов производства с целью ускорить экономическое и социальное развитие этих государств"*(51).

Для всех без исключения авторов интеграция представляется весьма сложным и социальным феноменом, охватывающим различные стороны общественной жизни. Практически все интеграционные схемы (от ЕС до СНГ) начинали свое функционирование в силу действия главным образом причин политического порядка.

С экономической точки зрения рыночная региональная интеграция постепенно проходит в своем развитии ряд последовательных этапов: от зоны свободной торговли (устранение таможенных барьеров) до полной интеграции, означающей создание единой экономики в рамках интегрированного территориального пространства.

Интеграция затрагивает и культурную сферу, поскольку неизбежно влечет за собой интегральное развитие стран-участниц, включающее образование, науку и культуру. В общественном сознании формируется образ личности, имеющей единую духовную основу ("гражданин Европы" или "европеец" - гражданин одной из стран - участниц ЕС, "андинец" - гражданин одной из стран - участниц Андского пакта и т.д.). Справедливости ради нужно отметить, что этот процесс весьма длителен и становится результативным, как правило, уже на более зрелой стадии интеграции. На начальных этапах более характерен поиск совместного духовного идеала, например: "Одна культура - два государства" - об Украине и России.

В социальной сфере интегрирование ведет также к определенной унификации социальных стандартов, и прежде всего - уровня заработков трудящихся. Возможность свободного перемещения рабочей силы в рамках единого рынка должна стимулировать работодателей к конкуренции за привлечение трудящихся; это заставляет трудящихся и их объединения оказывать давление на национальных предпринимателей и государство, с тем чтобы они обеспечивали социальные стандарты на уровне не ниже, чем в передовых странах объединения. Это, в свою очередь, может способствовать сближению или даже унификации социального законодательства.

В юридической сфере, как принято отмечать, интеграция влечет наиболее значительные последствия, являющиеся результатом деятельности наднациональных органов, создаваемых в процессе интеграции, которые наделены полномочиями создавать обязательные для участников интеграционного процесса нормы права (права интеграции). В то же время принцип равенства, также играющий роль в регулировании этого процесса, накладывает на государства-участники обязательства гармонизировать их законодательства с целью постепенного формирования правового пространства на их территориях. Иными словами, правовая интеграция в таком понимании сводится к формированию нового правопорядка и одновременно к унификации и гармонизации внутреннего законодательства государств-членов.

На данном этапе важно выяснить международно-правовые формы региональной экономической интеграции и их влияние на перспективы развития интеграционного процесса и его международно-правовую оценку, например, принято выдвигать несколько критериев классификации.

Так, согласно уровню интенсивности процесса интеграции можно выделить элементарные формы интеграции, такие как ассоциация свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз*(52).

Критерий содержания процесса интеграции позволяет различать функциональные формы интеграции: общие союзы (Бенилюкс), функциональные и отраслевые союзы (Евратом). По критерию их отношения к внешнему миру могут быть союзы закрытые (автаркичные), полузакрытые (открытые только для стран определенного региона), открытые для внешнего мира. В соответствии с критерием сферы действия различаются ограниченные по составу союзы (Союзное государство России и Белоруссии, Бенилюкс) и союзы, объединяющие большое количество сторон (например, ЕС). Можно классифицировать их согласно политической природе: 1) империи; 2) федерации; 3) конфедерации; 4) международные организации классического вида; 5) наднациональные международные организации.

Региональная экономическая интеграция - это процесс не только регионализации МЭО, т.е. укрепления объединительных тенденций в рамках отдельно взятых регионов, но и экономический в том смысле, что объединяющиеся страны по типу национальной экономики относятся к одному из вышеперечисленных видов: развитые и развивающиеся с рыночной экономикой; страны с переходной к рыночной экономикой (в практике МВФ их называют странами с формирующимися рынками), которые еще не получили более дробного деления, но очевидно, что часть из них будет эволюционировать, а другие пополнят ряды развивающихся; страны с плановой экономикой, которые также различаются по уровню и характеру развития. Это позволяет сделать вывод о том, что и объединения таких стран будут отличаться по своим экономическим возможностям, поскольку в ряде случаев переход от одного этапа рыночной интеграции к другому просто невозможен не только потому, что у объединившихся правительств недостаточно политической воли, но и потому, что для этого не созрели объективные предпосылки, в силу чего переход к новым, более высоким ступеням интеграции с соседями грозит катастрофическими потерями для национальной экономики и утратой независимости. Это означает, что нельзя абсолютизировать потенциал развития. В ряде регионов страны решаются организовать свое экономическое взаимодействие в формах традиционной координации внешней торговли и других аналогичных мер, не строя амбициозных планов поэтапной интеграции. Следовательно, к оценке возможностей экономического роста в условиях интеграции следует подходить осторожно и взвешенно, в том числе и в вопросах систематизации используемых государствами целей, методов и форм интеграции.

С учетом вышеизложенного отметим, что можно также выделить интеграционные объединения различных по уровню развития стран: союзы развитых стран (ЕС, НАФТА), союзы развивающихся стран (ЛАИ, Андский пакт, АСЕАН, Африканский общий рынок и т.д.), союзы стран с переходной экономикой (СНГ). Данная классификация носит инструменталистский характер, поскольку границы между экономиками перечисленных стран весьма условны. Вполне возможно, что дальнейшее развитие новых информационных технологий выдвинет в число передовых такие страны, на которые в настоящее время мало кто обращает внимание. Несмотря на временный характер классификации, она помогает сориентироваться в расстановке социально-политических сил и спрогнозировать международно-правовую позицию каждой группы стран по тому или иному актуальному вопросу современных МЭО. Это следует учитывать, тем более что характер принимаемых внутри регионального объединения международно-правовых обязательств вынуждает его участников согласовывать свои международные позиции хотя бы по тем вопросам, которые входят в компетенцию союзов.

В настоящее время наблюдается процесс формирования экономических суперрегионов, на которые возлагается уже в самом ближайшем будущем роль экономических локомотивов мировой экономики. В современной научной экономической литературе отмечается, что процесс подобной мегарегионализации влечет за собой не только создание региональных межгосударственных объединений интеграционного типа с наднациональными полномочиями или в форме традиционных международных организаций, но и появление менее формализованных региональных межгосударственных объединений неинтеграционного типа, которые способны содействовать "нарастанию" совокупного потенциала экономической мощи объединившихся стран*(53). В Азиатско-Тихоокеанском регионе подобное сочетание интеграционных и неинтеграционных межгосударственных объединений весьма характерно, причем до настоящего времени большинство международных организаций интеграционного типа не имеют развитых наднациональных характеристик. Наличие сильных самостоятельных и высокоразвитых перспективных экономических "игроков" в этом регионе позволяет предположить, что перспективы формирования неинтеграционных международных организаций здесь более предпочтительны и ожидаемы. Несмотря на то что они формируются и действуют как международные объединения sui generis, т.е. в отличие от ММПО или наднациональных организаций не обладают международной правосубъектностью и их международно-правовые основы пока весьма расплывчаты, по мере развития все более ощутимо будет проявляться тенденция к "уплотнению" их международно-правового статуса, потому что участие в их работе международно-организованных участников (государств - членов интеграционных объединений) и крупных самодостаточных государств неизбежно приведет к уточнению рамок их взаимодействия и сотрудничества.