Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебники 60174.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
1.6 Mб
Скачать

Рабочая закалка

Школа многое дала Владимиру Щербакову. Но, к сожалению, непредсказуемость в образовании в связи с переходом на одиннадцатилетнее обучение поставила перед юношей не простой выбор. Учиться еще лишний год или получить рабочую закалку и окончить десятилетку в школе рабочей молодежи. И он выбирает сложный путь, зная, как нелегко совсем молодому парню устроится на работу, так как без этого десятилетка не светила.

В 1963 году Владимир Щербаков подает документы в ШРМ №16 на ул. Краснознаменной. А с устройством на работу помогла родня.

Вспоминает В.И. Щербаков:

«Мой дядя Иван Васильевич Гурьев, всю жизнь проработавший на механическом заводе, посоветовал выбрать профессию станочника, и по его протекции меня берут учеником фрезеровщика в инструментальный цех №10 Воронежского механического завода.

Три месяца нам преподавали теорию обработки металлов и практической работы на станках. Моим наставником был опытный фрезеровщик Тимофеич из династии Лыткиных. Он, как кудесник, из грубой стальной заготовки делал великолепную деталь для штампа. Я же работал рядом с ним на маленьком станке DEKEL.

В цеху вместе со мной работали ученики токарей и слесарей — такие же бывшие девятиклассники, как и я. А вечером многие из нас ходили в ту же шестнадцатую школу рабочей молодежи. В 10-м «Д» классе ШРМ №16 учились со мной бывшие одноклассники и новые ребята с механического завода. Учителя в школе подобрались толковые: знали, как давать знания рабочей молодежи. Мне нравилось, что день заполнен работой и обучением на заводе, а вечером в школе. Свободными были только суббота и воскресенье.

После трехмесячных учебных курсов мне доверяют работать на чешском фрезерном станке с программным управлением. Это был красивый станок, но отечественные ЗФС были мощнее.

Первая зарплата была потрачена на «магарыч» Тимофеичу и на покупку модной радиолы на ножках «Ригонда», которая и сейчас «пашет» на даче.

Работа фрезеровщиком на механическом заводе мне нравилась. Ощущение того, что делаешь нужное дело в громадном коллективе, приносило удовлетворение. Кроме того, можно было получить направление для дальнейшей учебы в политехе, отработав два года.

Выпускные экзамены в школе успешно сданы, аттестат получен. Теперь предстояло выбрать: или поступать в вуз, или остаться работать на заводе, получая приличную по тем временам зарплату в 130-140 рублей.

Мои друзья по танцевальному ансамблю Витя Казьмин и Лариса Филиппова уже учились в строительном институте, куда они и мне советовали поступить».

Глава 2 Взрослая жизнь Студенческие годы

На самом деле ВИСИ был единственным вузом в Ленинском районе и самым близким на Чижовке. Посмотрев перечень специальностей, абитуриент Щербаков остановился на «Водоснабжении и канализации», к тому же говорили, что конкурс туда поменьше.

Полученных на вступительных экзаменов проходных 20 баллов хватило ему для того, чтобы стать студентом.

Из воспоминаний В.И. Щербакова:

«Группа 412, куда я был зачислен, наполовину состояла из девушек, а в другую половину входили ребята, вернувшиеся из армии. И только трое студентов поступили сразу после школы. «Старики» учились похуже, а девчонки были значительно сильнее».

С той поры, когда в институте начались специальные предметы, они сильно увлекли Щербакова. Особенно нравились такие предметы, как гидравлика, ее читал замечательный человек и талантливый педагог Семен Алексеевич Кремез. Нравились всем лекции заведующего кафедрой гидравлики, водоснабжения и водоотведения доцента Александра Петровича Орлова, впоследствии он стал руководителем дипломного проекта В. Щербакова.

Вспоминает В.И. Щербаков:

«Темой моей дипломной работы стало водоснабжение города Сыктывкара. Преддипломную практику я проходил в Московском институте «Гипрокоммунводоканал» у известного инженера Михаила Михайловича Андрияшева, который в институте занимался расчетами водопроводных сетей. В это время институт занимался расчетами по водопроводным сетям столицы республики Мари-Л, и мне показалось интересным заняться этой темой.

Было принято решение по забору воды из реки Сысула при помощи глубинного водозабора уложенного в короб загруженного большими камнями. Воспользовавшись материалами, имеющимися в институте и рекомендациями Орлова, я выполнил проект, который защитил 25 июня первым в свой день рожденья.

Кстати, эту традицию продолжил мой сын Константин, который тоже первым защищал диплом 25 июня, спустя много лет.

В студенческие годы разросся круг друзей у Владимира Щербакова. У них в общежитии даже образовался некий клуб с названием «91». Название расшифровывалось очень просто: это бы номер комнаты в третьем общежитии, где проживали ребята со строительного факультета из ПГС Володя и Шота Кавторадзе из Кутаиси, Гоги Арабули из Гори, Валера Карпачев из Курска, Леня Сафронский из Винницы. Вокруг этой комнаты сформировался целая группа друзей-единомышленников. Сюда входили Саша Одуд, Леша Баженов, воронежец Саша Соболев, сам Владимир Щербаков…

Эта дружба сохранилась надолго и бывшие студенты ВИСИ до сих пор поддерживают самые добрые отношения.

Володя и Шота Кавторадзе — спецстроевцы, ныне крупные строители в Новороссийске, построили половину города Ижевска, Саша Одуд потихоньку строит новые дома в центре Москвы, Леня Сафронский проживает в Израиле, Валера Карпачев сейчас строит новый Сочи, Саша Соболев и Леша Баженов работают в городе Ижевске.

Компания у нас была дружная. Традиционно в субботу мы сбрасывались по пятерке и шли в ресторан «Воронеж», где весело отдыхали. Особенное удовольствие доставлял приезд отца Кавтарадзе, Левана Владимировича, который привозил собой много самодельного вина. Сам он бывший фронтовик, интересный собеседник, работал на автомобильном заводе в Кутаиси, а жена Кавтарадзе тетя Сима была русская из Ленинграда.

С кладывались теплые отношения с друзьями КВНщиками. Многие годы перезванивались и встречались с Игорем Лесотой, Толей Шулик, Юрой Косаревым, многими другими ВИСИлейцами. Среди сокурсников, связавших свою жизнь навсегда со строительной специальностью, Витя Горовцов, прошедший все этапы становления руководителя стройкой от мастера до начальника строительного управления и рано ушедший из жизни. Станислав Красноруцкий, по распределению уехавший в Ригу, ныне строит объекты в Москве, как и Виктор Мурашкин, бывший Ленинский стипендиат, по распределению попавший в Москву, сегодня работающий в Главке по теплоснабжению и теплофикации Министерства. С первых дней кафедра физкультуры сразу предложила широкий выбор секций для занятий спортом. Я выбрал лыжный спорт, и первым моим тренером стал Алексей Николаевич Пономарев — настоящий профессионал и педагог. А в летнее время большинство лыжников садилось на велосипед. Тренером велосипедистов был Иван Яковлевич Плотников, работающий в вузе до сих пор. Из друзей по спорту вспоминается Валентин Чернов, теперь живет в Калуге и Володя Лисицын, проектировщик по теплогазоснабжению и вентиляции, который живет в Воронеже».

Учеба, занятия танцами, спортом не оставляли свободного времени. Каждый день проходил в полной загрузке, да ещё хотелось пообщаться с новыми институтскими товарищами. Все удавалось.

В летнее время, когда начинались каникулы, Владимиру Щербакову не сиделось дома. В те годы мощное движение строительных студенческих отрядов лавиной катилось по стране. Оно объединяло под комсомольскими знаменами не только передовую часть студенчества, приучало молодежь к жизни, давало возможность проявить себя в трудных условиях быта, развивало многие хорошие качества. Красивая форма и регалии, само звание стройотрядовец, адреса новостроек по Союзу — все это завлекало молодежь в это движение. И конечно не лишними были честно заработанные рубли. И не всем в зачет производственной практики шла работа в стройотрядах, но все старались выкроить время для поездки со своими на какую-нибудь стройку, хоть даже и в родной Воронежской области. Летом практически весь клуб «91» отправлялся в стройотряд.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]