Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие 1742

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
1.96 Mб
Скачать

архиерейского содержания» Троицко-Борщевский монастырь, за которым числились 1350 четвертей земли, три мельницы, 4 подворья (одно из них в Воронеже), 175 крестьянских дворов. Подворье архиерейского дома – Богородицко-Карачунский монастырь, расположенный в 50 верстах от Воронежа, имело большой конный завод и 21 крестьянский двор. Петр I приписал к епархии новопостроенную в 1690 г. пустыньку на «Донщине городище» (в Елецком уезде), пожаловал Митрофану в безоброчное владение мельницу на р. Тихая Сосна в Острогожске и дал в вотчину село Мокрый Боерак с приселками в Лебедянском уезде. В царствование Петра I в Воронежском крае и на Дону вновь возникло 4 монастыря; а всего в то время существовало здесь 17 монастырей, которые вели хозяйство на принадлежавших им землях с помощью зависимых крестьян.

Распространение церковного, помещичьего и дворцового землевладения (особенно по берегам Хопра) протекало в острой борьбе за землю. Служилые люди «по прибору» и донские казаки упорно отстаивали свои права на земельные владения и промысловые угодья, а духовные и светские феодалы использовали все средства, чтобы сломить сопротивление местных жителей (пример – разбойное нападение в мае 1690 г. на орловских драгун у р. Хавы вооруженных стрельцов и крестьян под командой игумена Акатово-Алексеевского монастыря Павла).

Следовательно, сельское хозяйство в конце ХVII – первой четверти ХVIII вв. продолжало развиваться в рамках феодальных отношений, в острой борьбе за землю. Государство в лице высших и низших органов власти отстаивало интересы феодальных собственников, помогало им преодолевать сопротивление служилых людей «по прибору» и донского казачества.

Петровская эпоха ознаменовалась качественными сдвигами в развитии промышленности нашего края. Именно к этому времени относится возникновение крупных предприятий

– мануфактур. Их появление и функционирование находились

91

в экономической и производственно-технической связи с сельским хозяйством края, а также с нуждами кораблестроения, армии.

Так, на плодородных землях по берегам Воронежа и Дона издавна выращивались рожь, ячмень, хмель, из которых местное население изготовляло хмельные напитки разных сортов. Значительное увеличение числа населения и войск привело к повышению спроса на продукцию винокуренного производства. Неудивительно, что в целом ряде городов Воронежского края за короткий срок возникли винокуренные заводы: вначале – в Воронеже и Таврове, затем – в Орлове, Усмани, Усерде, Коротояке и Острогожске. Время от времени правительство поручало отдельным лицам «высидеть» в Воронеже от 20 тыс. до 60 тыс. ведер вина: например, в 1700 г. стряпчий Сытного двора Иван Пекин и уксусник Данила Федоров были посланы в Воронеж «сидеть у приказной водки», а воеводе предписывалось обеспечить их всем необходимым.

На сельскохозяйственной основе развивались также суконное и кожевенное производства. Наличие дешевого местного сырья (шерсти и кожи) и производственных навыков у жителей края благоприятствовало возникновению суконных и кожевенных мануфактур. Кроме того, в продукции этих предприятий было заинтересовано военное ведомство, поэтому Петр I лично занимался вопросами их организации. 17 июня 1713 г. Ф.М. Апраксин писал адмиралтейц-комиссару Беляеву о заведении суконной фабрики в с. Липском, ссылаясь именно на царский указ. В первой четверти ХVIII в. Липское превратилось в крупный центр суконного производства. Здесь возникли казенные фабрики: суконная (1713 г.), шляпная (1714

– 1719 гг.) и чулочная. На территории Азовской губернии было создано еще несколько казенных предприятий – суконная фабрика в Таврове (1720 г.), шляпная в с. Починки (до 1719 г.), кожевенный завод в Воронеже (до 1720 г.).

Большое значение для экономики края имели появившиеся на рубеже ХVII и ХVIII вв. металлургические и

92

металлообрабатывающие заводы. В 1693 г. был построен Романовский (Боринский) завод, расположенный на притоке Воронежа р. Белый Колодезь. Владельцами завода являлись московские предприниматели дьяк К. Борин и гостиной сотни торговый человек Н. Аристов. К. Борин по своей служебной деятельности имел непосредственное отношение к управлению металлургической промышленностью: сначала он служил в Казенном приказе и в Приказе Большой казны, затем – в Золотой и Серебряной палатах, а с 1700 г. – в Приказе рудокопных дел.

Вскоре казна построила на притоках Воронежа еще три предприятия: два на р. Липице, у с. Липского (1703 и 1712 гг.) и одно на р. Кузминке (1705 г.). Липецкий завод, основанный в 1703 г., имел 4 домны (горна), несколько кузниц и мощную плотину. Тяжелое оборудование приводилось в действие силой воды. Романовский, Липецкие и Кузминский заводы были обеспечены рудой, древесным топливом и водными путями сообщения для сбыта готовой продукции. На этих заводах изготовлялись самые разнообразные предметы – полосовое железо, якоря, пушки, ружья, гвозди, ножи, замки, топоры, котлы, серпы, кирки, косы и др. Главными потребителями этой продукции были Воронежская верфь, Азовский флот и гарнизоны южных городов.

В связи с быстрым заселением земель к югу от Воронежа, зарождается и металлургия в степях между Доном и Хопром. В 1715 г. житель Хамовной слободы Василий Озеров получил от Рудной канцелярии разрешение на постройку металлургического завода в Козловском уезде. «Завод рудных дел» был построен в 1720 г. при слиянии трех речек – Подгорной, Толучеевой и Маниной – недалеко от слободы Калач. Производственные постройки завода были немногочисленны: 6 домен, 2 кузницы, угольный амбар и несколько дворов без специального назначения. Завод занимал площадь в 10 десятин земли; его производительность была 2-3 тыс. пудов изделий в год.

93

Вопрос о наличии крупных металлургических предприятий в самом Воронеже является дискуссионным. Известный историк Воронежского края Е.А. Болховитинов отрицал возможность создания в Воронеже Литейного двора, а другой историк – Вейнберг – утверждал обратное, ссылаясь на воспоминания К. де Бруина. В работах воронежских ученых ХХ в. и наших дней (В.И. Недосекина, Е.А. Августина и др.) утверждается, что Литейный двор существовал и успешно действовал до 1713 г.

В Воронеже работали также колокольные заводы: в марте 1707 г. воронежский заводчик Л.А. Котельников лил для г. Старого Оскола колокола различных размеров – от 20 фунтов до 20 пудов.

Мануфактуры Воронежского края строились и обслуживались работными людьми разных категорий. На казенных предприятиях работали приписные и наемные из городских и сельских жителей. Липская суконная мануфактура «строена Воронежской губернии городов работными людьми». К металлургическим и металлообрабатывающим заводам 70-х гг. были приписаны 3 города – Романов, Сокольск и Белоколодск. Кроме приписных, на этих заводах использовались и наемные работники. На суконной и шляпной фабриках с. Липского трудились «мастеровые и работные люди из церковных причетников, из однодворцев, из дворцовых крестьян и посадских людей». Частные заводы обслуживались наемными работниками. На заводе Василия Озерова было занято 270 наемных работников, преимущественно посадские люди и бобыли, сходцы из разных городов и уездов, хотя подавляющее большинство при этом было выходцами из Романовского уезда

– старинного района железоделательного производства. Однако на материальном и правовом положении даже

наемных работников сказывалось господство в стране феодально-крепостнических отношений. Ввиду слабого развития товарно-денежных отношений и отсутствия удобных путей сообщения, работные люди заводов, удаленных от городов, не могли рассчитывать на привозное продовольствие

94

и, чтобы прокормиться, должны были сами заниматься сельскохозяйственным трудом (Василий Озеров, например, ходатайствовал о прирезке к своему заводу пахотной земли). Кроме того, в условиях феодализма и владелец мануфактуры чувствовал себя почти феодальным собственником и соответственно обращался с работными людьми – как помещик с крепостными крестьянами (все тот же Василий Озеров).

Приведенные факты позволяют прийти к выводу о том, что экономическое развитие Воронежского края в конце ХVII – ХVIII вв. было достаточно успешным и претерпевало значительные изменения. Самым главным достоянием этого периода является возникновение и развитие местной промышленности, способной в короткие сроки удовлетворить потребности государства в предметах промышленного производства. Рост населения, продолжавшийся процесс заселения территории края, способствовали увеличению спроса на продукцию сельского хозяйства, а значит, вело к расширению посевов сельскохозяйственных культур, развитию скотоводства. Решающее влияние на развитие экономики края оказало кораблестроение на воронежских верфях, создание флота, требовавшие обеспечения работных людей и матросов продовольствием, сырьем. Появление мануфактур и развитие торговли, начавшиеся изменения в социально-экономическом статусе отдельных групп населения (например, бывших служилых людей «по прибору»), – все это свидетельствует о появлении новых тенденций в экономике и политической жизни края в конце ХVII – начале ХVIII вв., зачатков капиталистических отношений. Однако господство феодальнокрепостнической системы в стране в целом сдерживало рост экономики, в том числе и в нашем крае; вызывало усиление консервативных тенденций (распространение помещичьего землевладения, рост феодальной эксплуатации и т.д.), приводивших нередко к социальным потрясениям и изменениям в территориально-административном делении.

95

Тема 6. ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД

В послепетровский период Воронежский край превращается в один из глубинных районов Российского государства. Его административное деление, установившееся в первой четверти ХVIII в., просуществовало почти без изменений до середины 60-х годов этого столетия. Наиболее заселенной его частью была территория между Доном и Воронежем, и на юг до р. Тихой Сосны. По проведенной в 1724 г. первой общей ревизии (переписи) населения Воронеж находился на 39 месте среди городов России. Первые три места по численности населения занимали: Москва, Ярославль и Калуга.

С 1725 г. Азовская губерния переименована в Воронежскую. Воронеж уже не столь значим, как при Петре I, хотя уровень его стратегического значения еще высок. Азов в то время находился в руках турок. С начала 30-х гг. в Воронеже возобновляются прерванные работы по ремонту и сохранению боевой флотилии. А в 1734 г. по указу императрицы Анны Иоанновны строится 20 новых галер. Все эти меры были связаны с подготовкой к войне с Турцией, состоявшейся в следующем, 1735 году. В 1736 г. в результате наступления русских войск на Азов турецкий гарнизон капитулировал. Азов вновь стал русским городом, на этот раз навсегда. Строительство и отправка в Азов судов из Воронежа продолжалась до окончания русско-турецкой войны (1739 г.). Русские прочно закрепились на юге, в связи с чем необходимость в воронежском судостроительстве отпала. В течение нескольких лет все работы сворачиваются. В дальнейшем, когда в 1768 г. началась новая русско-турецкая война, корабли строили в Новохоперске и Павловске.

В XVIII в. в Воронеже развивались торговля и производство. К 1725 г. в городе уже существовали суконная, волосяная, кожевенная фабрики, строились кирпичная, мукомольная, чулочная, сапожная мануфактуры. Продолжалось активное освоение и заселение края. Однако теперь это

96

происходило отнюдь не естественным путем. Собственниками земель стали аристократы, крупные землевладельцы, получившие их в качестве "царского жалования". На эти земли помещиками переселились крепостные из центральных губерний. Многие населенные пункты сохранили имена прежних владельцев: Бутурлиновка, Кантемировка, Чехуровка, Воронцовка. Кроме того, в 1764 г. Екатерина II своим указом ликвидирует церковное и монастырское землевладение. Бывшие монастырские крестьяне получают статус государственных и называются "экономическими". Отобраны земли у всех воронежских монастырей, которые были до того времени крупнейшими землевладельцами. Сюда, на отобранные монастырские земли, правительство принудительно переселяет "экономических" крестьян из центральных, густо населенных районов России. Новые села получают названия по тем местам, откуда прибыли переселяемые. Так возникли населенные пункты Каширское, Коломенское, Можайское, Мосальское.

В 1765 г. Бахмутская провинция, расположенная на юге, отошла ко вновь образовавшейся Новороссийской губернии. В составе Воронежской губернии остались Воронежская, Елецкая, Тамбовская и Щацкая провинции, каждая из которых делилась на уезды. Например, в Воронежской провинции выделились уезды: Воронежский, Землянский, Костенский, Усердский, Верхососенский, Ольшанский, Павловский, Усманский, Демшинский, Орловский, Коротоякский (а также Битюцкая волость). До 1765 г. в состав провинции входил и Острогожский уезд, отошедший затем к новой СлободскоУкраинской губернии. Таким образом, в большинстве уездов их центрами становились города, игравшие в предшествовавший период роль оборонительных крепостей на юге России. Потеряв уже к концу ХVII в. прежнее значение оборонительных центров, многие из этих городов в новую эпоху не смогли стать и экономическими центрами. Так, население Орлова, Костенска, Верхнесосенска и некоторых других городков по роду занятий не отличалось от сельского; ремесла и торговля были развиты слабо. В то же время

97

некоторые сельские поселения, находившиеся в более благоприятных условиях, вырастали в новые экономические центры.

Изменения в социально-экономическом и политическом значении населенных пунктов Воронежского края, а также обострение классовой борьбы в России в середине ХVIII в. и связанная с этим необходимость укрепления дворянской власти на местах, – все это вызвало к жизни новые административнотерриториальные преобразования. В 1775 г., после подавления восстания под предводительством Е.И. Пугачева, была проведена административная реформа. Правительство Екатерины II ввело должность наместника, управляющего двумя или тремя губерниями. Наместник был наделен чрезвычайными полномочиями и ответственен только перед императрицей. Новые административно-территориальные единицы Российского государства – наместничества – просуществовали до 1796 г., когда были упразднены по указу Павла I.

Территория Воронежской губернии после реформы 1775 г. приблизительно совпала с прежней Воронежской провинцией и несколько расширилась к югу за счет Слободской Украины. Воронежское наместничество было учреждено в 1779 г. и полностью совпало с территорией обширной Воронежской губернии. По указу 1779 г. в состав Воронежской губернии входило пятнадцать уездов: Бирюченский, Беловодский, Валуйский, Бобровский, Богучарский, Воронежский, Задонский, Землянский, Калитвенский, Коротоякский, Купенский, Ливенский, Нижнедевицкий, Острогожский, Павловский. Именно в 1775-79 гг. многие старые города (Орлов, Верхососенск, Романов, Демшинск) в соответствии с их экономическим значением были превращены в обычные села. Одновременно села, сумевшие приобрести значение новых экономических центров, стали городами и даже центрами уездов. К таким селениям принадлежали: Нижне-девицк (ранее

– село Нижняя Девица), Бобров (бывшая слобода Бобровская), Ливенск (бывшая слободка), Задонск (бывшая слобода Тешевская при Задонском монастыре), Бирюч, Калитва.

98

Наиболее крупным населенным пунктом губернии оставался Воронеж (число жителей в 80-е годы ХVIII в. достигало 8000); относительно крупными городами (свыше 1000 домов) были Острогожск, Богучар, Бирюч.

В середине и второй половине ХVIII столетия изменилась не только административно-территориальная, но и социальноэкономическая характеристика Воронежского края. Продолжался процесс заселения края, в результате чего к концу века увеличилась плотность населения, появились новые населенные пункты, расширилась площадь обрабатываемой земли. Наиболее заселенной частью Воронежского края по-прежнему была территория между Доном и Воронежем, а также в бассейне Дона до р. Тихой Сосны; новые населенные пункты (и уезды) создавались здесь уже на освоенных территориях. На восточной, южной и юго-восточной окраинах Воронежского края к середине ХVIII в. продолжали существовать огромные незаселенные земельные участки. Поэтому сюда устремились взоры многих русских аристократов, царских сановников: Бутурлиных, Воронцовых, Трубецких, Орловых-Давыдовых, Шереметьевых, Кантемиров. Они переселили в Воронежский край своих крепостных, основали села, которым дали свои фамилии и имена (Бутурлиновка, Воронцовка, Кантемировка, Чехуровка и др.). Малоосвоенные земли на юге и востоке края продолжали относиться к близлежащим крупным городам. Так, к Острогожскому уезду отходила вся правая территория Дона к югу от Тихой Сосны до р. Богучарки, включая эту реку (сейчас на этой территории находятся 7 районов Воронежской области). Левобережье Дона в междуречье Битюга и Толучеевки географически тяготело к Павловску и в первой половине ХVIII в. составляло его уезд. Последним большим районом в пределах Воронежского края, заселенным во второй половине ХVIII в., был бассейн р. Хворостани. В 1764 г., в ходе церковной реформы Екатерины II, было ликвидировано церковное землевладение. Бассейн Хворостани был отобран у воронежского Покровского женского монастыря; здесь были поселены «экономические» (бывшие монастырские) крестьяне.

99

Названия сел, возникших у р. Хворостани (Каширское, Коломенское, Можайское и др.), показывают, из каких уездов переселялись сюда крестьяне.

Внациональном отношении население Воронежской губернии не было однородным: основную его массу составляли русские; на юге жили украинцы, переселявшиеся сюда в течение ХVII – ХVIII вв.; в ряде уездов Щацкой провинции значительную часть жителей составляли мордва, мещера и татары.

Всередине и второй половине ХVIII столетия происходят изменения в сословной структуре населения края: растет число помещичьих крестьян, появляются так называемые «экономические» крестьяне, «войсковые обыватели», работные люди и т.д. В условиях господства феодально-крепостнической системы сохранялось деление общества на множество сословных групп, отличавшихся друг от друга характером землевладения, размерами платежей в пользу государства, различием в повинностях, в правовом положении и т.д. Так, по данным четвертой ревизии (80-е гг. ХVIII в.), в Воронежской губернии среди податного населения выделялось шестнадцать сословных групп. Наиболее значительными из них были: однодворцы (85444 чел. мужского пола), дворцовые крестьяне

– русские (11151 чел.) и украинские (3695 чел.); экономические крестьяне – русские (12477 чел.) и украинские (726 чел.); помещичьи крестьяне – русские (30203 чел.) и украинские (115154 чел.); войсковые обыватели (40090 чел.).

Сведения о количестве дворян-помещиков можно найти в документах, относящихся к периоду третьей ревизии (60-е гг. ХVIII в.): в Воронежской провинции числилось 426 дворян, владевших населенными имениями; в Шацкой – 1720; в Елецкой – 1568; в Тамбовской – 2799. Значительно меньшее, чем в соседних провинциях, число дворян в Воронежской провинции объясняется историческими условиями заселения Воронежского края. Однако в течение ХVIII в. в крае все же начало складываться крупное помещичье землевладение. Ослабление Османской империи, присоединение к России

100