Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
панлейкопения.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
21.06.2021
Размер:
51.96 Кб
Скачать

2. Обзор литературы

Панлейкопения (Panleukopenia) характеризуется значительным снижением числа лейкоцитов (пан- греч., общий; лейко — греч., белый, имеется ввиду белая клетка крови, лейкоцит; пения — греч., снижение, уменьшение) и разрушением слизистой оболочки кишечника, приводящим к сильному воспалению кишечника, то есть энтериту[2]. Это высококонтагиозная, быстропротекающая болезнь, характеризующаяся поражением кишечника, общей интоксикацией, обезвоживанием и уменьшением общего количества лейкоцитов в крови. Болезнь кошек с признаками, похожими на чуму собак, известна давно. Однако впервые Христофор(1928) в условиях эксперимента доказал, что остро протекающая и высококонтагиозиая инфекция кошек не имеет отношения к чуме собак и является самостоятельной болезнью, вызываемой вирусом. Выяснение природы панлейкопении кошек произошло в 1964 году, когда Джонсон впервые вырастил вирус в культуре ткани. Болезнь распространена во многих странах мира [1].

Панлейкопения кошек диагностируется в крупных мегаполисах, где имеются условия для лабораторных исследований. При клиническом течении болезни погибает более 75% кошек, что наносит существенный моральный и материальный ущерб владельцам животных.

Эпизоотические данные. Панлейкопения кошек представляет собой высокоинфекционное заболевание и в отношении популяции кошек, которая в большинстве своем невакцинирована, данное заболевание будет эндемичным. Несмотря на то, что этим заболеванием могут быть поражены кошки различных возрастов, тем не менее, в основном эта болезнь поражает молодых котят, организм которых прекращает сопротивление на исходе колострального иммунитета. Переболевшие животные приобретают устойчивый иммунитет на всю жизнь. Заболеваемость подверженной популяции кошек - 100%, хотя не все пораженные животные обязательно проявляют сильно выраженные клинические признаки; во многих случаях болезнь имеет лишь слабовыраженную или бессимптомную формы. Панлейкопения имеет сезонный характер, при этом пики заболевания приходятся на лето и осень, как результат сезонной динамики рождаемости котят, восприимчивых к заболеванию. Вирус панлейкопении кошек сохраняется в популяции кошек навсегда и происходит это по следующим причинам. Во-первых, он сохраняется у кошек за счет контактов, распространяясь от инфицированных к восприимчивым индивидуумам, разумеется, в том случае, когда в популяции имеется достаточное число восприимчивых животных и хорошая возможность контакта между ними. Вирус присутствует в огромных количествах в испражнениях инфицированных животных, а также в слюне, моче, рвоте и крови. Необходимо запомнить, что у беременных самок может произойти трансплацентарное инфицирование плода. Во-вторых, вирус может персистировать у выздоровевших животных, которые становятся иммунными носителями. Он обнаруживается в тканях в течение нескольких месяцев, в тканях котят с атоксией; в испражнениях норок вирус устойчиво выявляется сроком вплоть до одного года. Однако устойчивость вируса в этих иммунных носителях вероятнее всего не столь важна - намного более значимым в эпизоотологии болезни является выдающаяся способность вируса к выживанию в окружающей среде[6]. Таким образом, если элементы окружающей обстановки - клетки, посуда для еды, лотки с наполнителем, а также одежда персонала - будут сильно загрязнены инфицированными выделениями и если только не будут выполнены надлежащие процедуры дезинфекции, то любая кошка или котенок, не имеющие надлежащего иммунитета, станут хорошей мишенью для инфекции. Кровососущие насекомые и клещи также способствуют распространению болезни.

Этиология заболевания. Возбудитель панлейкопении — Viruspanleukopeniafeline из семейства Parvoviridae, диаметром 20-25 им, имеет антигенное родство с возбудителями вирусного энтерита норок и парвовирусного энтерита собак. Геном вируса представлен однонитчатой молекулой ДНК.

Вирус весьма устойчив к действию тепла (температура 60С убивает его в течение часа), а также к обычным дезинфицирующим средствам, фенолу, эфиру, хлороформу, кислотам. В помещениях, на клетках, в фекалиях и органах больных животных при низких температурах может сохраняться больше годa[3]. В лабораторных условиях размножается в культурах почечных клеток кошки. Имеет избирательное родство к молодым, активно делящимся клеткам слизистой оболочки кишечника, лимфатической системы и костного мозга.

Клинические признаки. Инкубационный период длится от 2 до 14 дней. Болезнь поражает все органы (в первую очередь — желудочно-кишечный тракт, нервную, дыхательную системы и костный мозг) и страшна своими осложнениями.

Обычно болезнь проявляется внезапным угнетением животного, повышением температуры тела до 40-41С, рвотой и жидким стулом. Рвотные массы сначала водянисто-желтые или коричневатые, позже становятся слизистыми, часто с примесью крови. Одновременно или спустя короткое время развивается диарея. Фекалии жидкие, зловонные, бесцветные, желтоватые с примесью крови, иногда с хлопьями фибрина, что является следствием катарального или геморрагического гастроэнтерита. Часто воспалительный процесс носит смешанный характер — катарально-геморрагический или фибринозно-геморрагический. Позы и поведение пациентов свидетельствуют о сильной болезненности в области живота и паха. Больные животные ищут укромные темные — при лихорадке прохладные, а при выздоровлении теплые — места, лежат на животе с запрокинутой головой и вытянутыми конечностями или сидят сгорбившись в темном месте или над миской с водой, но не пьют. Во время болезни аппетит полностью исчезает. При пальпации живота отмечают увеличение лимфоузлов брыжейки, кишечные петли малоподвижны, болезненны, утолщены, по структуре напоминают резиновую трубку, иногда растянуты жидкостью и газами. При аускультации прослушиваются звуки плеска, воркования или урчания. Часто при пальпации живота появляется рвота. В более редких случаях регистрируют сверхострую форму у котят до одного года, которая проявляется клиническими симптомами поражения нервной системы. Отмечается сильное возбуждение, повышенная подвижность, потеря аппетита, отказ от воды, пугливость, ночное бдение, наличие частой пенистой беловатой или желтоватой рвотной массы. Котята предпочитают прятаться в темные прохладные места. Может появиться диарея. Кожа становится малоэластичной, волос тусклым, а шерстный покров взъерошенным. При нервном синдроме быстро развиваются судороги клонического или тонического характера как на отдельных участках тела, так и по всему животному. Возможно развитие парезов и параличей сфинктеров внутренних органов и конечностей. Эта форма весьма скоротечна и без активной ветеринарной помощи заканчивается гибелью в течение 24-48 ч. В некоторых случаях болезнь проявляется в легочной форме. При ней в воспалительный процесс вовлекаются верхние дыхательные пути, бронхи и легкие. На слизистых оболочках глаз и носа появляются мутные гнойные наложения и пленки, иногда изъязвления и кровоизлияния. Слизистая оболочка носовой и ротовой полостей, гортани гиперемированная и отечная. В углах глаз и носа скапливается и засыхает мутный гнойный экссудат, который уменьшает просвет носовых ходов и закупоривает слезные протоки.

В результате уменьшения просвета носовых ходов прохождение воздуха осложняется, дыхание учащается, появляется одышка, ткани организма начинают испытывать дефицит кислорода. При тяжелом течении болезни нос становится сухим и шершавым, часто горячим. При прогрессирующей интоксикации и обезвоживании организма слизистые оболочки становятся бледными, часто с синюшным оттенком.

Воспаление верхних дыхательных путей, бронхов и легких сопровождается частым дыханием, одышкой, кашлем, чиханием. При аускультации легких прослушивает частое жесткое напряженное дыхание с сухими хрипами, реже с влажными, особенно при выздоровлении. Аускультация сердца характеризуется усилением сердечного толчка, учащенным сердцебиением, сливанием первого и второго тонов, тахикардией и экстрасистолией. В агональной стадии сердце прослушивается плохо, сердечный толчок ослаблен, тоны слабые, тихие, прогрессирует аритмия, брадикардия, нарастает сердечно-сосудистая недостаточность. Важным показателем является резко выраженная лейкопения. Число лейкоцитов может быть 4000-3000 и ниже в 1 мм3 крови. Количество нейтрофилов сильно уменьшается, что может привести к абсолютной нейтропении. Наблюдается картина общей лейкопении при относительном лимфоцитозе.[9]

При своевременном и активном лечении кошки выздоравливают через 4-10 дней. При ошибочном диагнозе и неправильном лечении болезнь затягивается на длительное время, возникают осложнения. Без лечения животное (болеют чаще всего котята и молодые кошки) может погибнуть за несколько дней (обычно за 4-5). Если болезнь затягивается до 9 дней и больше, кошки часто выживают и приобретают пожизненный иммунитет, однако при этом могут очень долго оставаться вирусоносителями.

Патологоанатомические признаки. При наружном осмотре обращают на себя внимание признаки обезвоживания и кахексии—глаза запавшие, не выражено трупное окоченение. Кожа, мышцы, подкожная клетчатка суховатые. Если проводилась регидратационная терапия, то обнаруживают отеки, гидроторакс, асцит, которые обусловлены гипопротеинемией. Слизистые оболочки, жировая ткань — белые или серовато-белые, анемичные. Изменения находят в тимусе и кишечнике. Тимус уменьшен в объеме, что чаще выражено у котят. Кишечник имеет относительно характерные изменения. Обычно серозная оболочка кишечника гиперемирована, усеяна многочисленными мелкими кровоизлияниями; в стенке кишки возможны точечные кровоизлияния, находящиеся в мышечной оболочке или подслизистом слое слизистой оболочки. Тонкая кишка местами может быть несколько расширена и похожа на отрезок резиновой трубки. Содержимое кишечника зловонное, водянистое, желтовато- серого цвета; иногда содержимое кровянистое. Слизистая оболочка гладкая, серого цвета, на ней могут быть пленки фибрина и кровоизлияния. Брыжеечные лимфатические узлы увеличены, гиперемированы. Красный костный мозг разжижен, дегтеобразен.

При гистологическом исследовании иногда у новорожденных котят можно обнаружить гипоплазию мозжечка, изредка у котят отмечают гидроцефалию, которую связывают с внутриутробной инфекцией.

Диагностика. Диагноз на панлейкопению ставится на основании клинико- эпизоотологических данных, патологоанатомических изменений и лабораторных (гематологических, гистологических, вирусологических) исследований. В необходимых случаях проводят биопробу на здоровых котятах из благополучных пунктов. Посмертное вирусологическое исследование патматериала может закончиться и необнаружением вируса, который во многих случаях элиминируется из организма в течение 14 дней после начала болезни. Диагноз подтверждается анализом мазков крови, окрашенных по Гимзе, или метиловым голубым, в результате которого выявляется почти полное отсутствие лейкоцитов. Лабораторный анализ крови показывает количество лимфоцитов ниже 7x10 9/л, а часто и ниже 2х109/л, после недели болезни наблюдается нейтрофилия со сдвигом влево[9]. В летальных случаях производится вскрытие. Для гистологии берут образцы тощей и подвздошной кишок, мезентериальных лимфатических узлов и селезенки. Подтверждают диагноз в специальных вирусологических лабораториях, хотя возможны ложно-негативные результаты, потому что выделение вируса достаточно затруднительно. У живых животных берут носоглоточные смывы, кал и, желательно, сыворотку крови в острый период болезни и в период выздоровления. У умерших кошек берут образцы селезенки, мезентериальные лимфатические узлы, подвздошную кишку и кал.

Лабораторные наборы для определения антигенов к парвовирусу собак можно использовать для определения парвовируса кошек почти во всех случаях панлейкопении кошек.

Серологическая диагностика панлейкопении Для серологической диагностики применяется набор для определения антигена парвовирусного энтерита собак, вирусного энтерита норок и панлейкопении норок (научно-производственное объединение «Нарвак»). Данный набор предназначен для выявления специфического антигена панлейкопении в биологическом материале от больных и экспериментально зараженных животных иммуноферментным анализом. Метод основан на взаимодействии иммобилизированного на поверхности лунок планшета специфического иммуноглобулина с антигеном панлейкопении из исследуемой пробы и последующем выявлении полученного комплекса конъюгатом (меченным пероксидазой хрена специфическим иммуноглобулином G к антигену панлейкопении). Связанная пероксидаза вызывает разложение находящегося в хромоген-субстратном растворе водорода и окисление хромогена. В лунках развивается окраска, интенсивность которой прямо пропорциональна количеству антигена в определяемой пробе. Материал, используемый для постановки реакции. Для анализа используют пробы фекалий, дефибринизированную кровь, а так же участки тонкого и толстого отделов кишечника, взятые от павших или вынужденно убитых животных в первые часы после гибели. Из материала готовят 10% суспензию на забуференном физрастворе и центрифугируют при 2000-3000 об/мин. Анализируют полученный супернатанг. Предназначенный для исследования материал можно хранить в морозильной камере бытового холодильника. Размораживать только перед анализом. Постановку и учет реакции проводят в соответствие с наставлением по применению набора.

Панлейкопению следует дифференцировать от токсоплазмоза и энтеритов вирусного и алиментарного происхождения, а бездиарейное течение болезни от гемобартонеллеза, вирусной лейкемии.

Иммунитет и специфическая профилактика. Переболевшие кошки долгое время могут оставаться вирусоносителями, представляя опасность для восприимчивых животных, поэтому переболевшая мать может заразить свое потомство. У переболевших животных долгое время выявляют специфические антитела в высоком титре.

Для специфической профилактики используют вакцины: леукорифелин (комбинированная вакцина против ринотрахеита, панлейкопении калицивирусной инфекции кошек); Мультифел-4 (панлейкопения, ринотрахеит, калицивирусная инфекция и хламидиоз кошек); Nobivac, Tricat(ринотрахеит, калицивирусная инфекция и панлейкопения) и другие. Перечисленные препараты создают активный иммунитет продолжительностью не менее 1 года.

Применяются обе модификации вакцины: живая и инактивирован- ная. Обе дают хороший иммунитет, но, тем не менее, живая вакцина дает большую и быструю защиту. Инактивированная вакцина может безопасно использоваться для беременных кошек и, если необходимо, для маленьких котят, потому что не может быть загрязнена внешними патогенными агентами или восстановить вирулентность.

У котят, рожденных от иммунной кошки, наблюдается прямая кор- реляция между титрами антител матери и пассивным иммунитетом котят. Хотя разработана оптимальная возрастная схема прививок, в случае панлейкопении такой индивидуальный подход вряд ли необходим. Это объясняется достаточно устойчивым иммунитетом в некоторых кошачьих сообществах, который приобретен благодаря продолжительной и эффективной вакцинации всех кошек и отсутствию у них клинических симптомов.

В дальнейшем для успешной вакцинации котята могут быть эмпирически разделены на данные категории.

1. Котята, рожденные от привитых кошек со средним уровнем приобретенных антител. Теряют приобретенные материнские антитела в возрасте 8-12 недель. (а) Их нужно вакцинировать в возрасте12 недель, если нет риска заражения, а затем держать в полной изоляции, пока не разовьется устойчивый иммунитет

(б) Вакцинировать в 8-9 недель, если заражение возможно, с ревакцинацией 3-4 недели спустя.

2. Котята, рожденные от кошек с высокими титрами антител. приобретенных в результате заражения вирулентным вирусом или вакцинации живой вакциной перед или во время беременности.

Материнский иммунитет устойчив в течение 16 недель. Вакцинировать, как 1-ю категорию, но в возрасте 16 недель производить ревакцинацию.

3. Котята в возрасте 12 недель с неизвестным иммунным статусом.

Одноразовая прививка, но с ревакцинацией в 16 недель, если предполагается их принадлежность ко 2-й категории.

4. Котята, рожденные от кошек с недостаточным уровнем антител, и при существующей угрозе заражения.

Вакцинация в возрасте 4-6 (инактивированной вакциной), 8 и 12 недель.

Иммунитет считается относительно продолжительным. Таким образом:

• Кошки, перенесшие заболевание, имеют очень высокие титры вируснейтралиэующих антител.

• Кошки, вакцинированные аттенуированной вакциной, вырабатывают средние титры антител, которые держатся на этом уровне, по крайней мере 4 года.

• Кошки, вакцинированные инактивированной вакциной, вырабатывают слегка сниженные титры антител, которые устойчиво сохраняются в течение года.

Первую ревакцинацию лучше всего проводить в возрасте 1 года с последующими ревакцинациями с интервалами от 1 до 2 лет в зависимости от типа вакцины и возможности заражения (помещение в питомник для передержки). Может произойти естественное заражение и последующая иммунизация, но на это не стоит полагаться.

Регулярная вакцинация, как описано выше, дает хорошую защиту от болезни всем животным. Дополнительно следует сказать, что кошки, входящие в новое кошачье сообщество, должны быть вакцинированы по крайней мере за 2 недели до этого события и содержаться в карантине еще 2-3 недели. В гостиницах для передержки все кошки должны содержаться отдельно и иметь свое оборудование для ухода и посуду, а подозрительные животные должны содержаться строго изолированно, и кормить их нужно последними.

Вне зависимости — открытое ли это сообщество или хорошо контролируемая кошачья колония, прорыв иммунитета может произойти где угодно. Для этого существуют следующие причины: Случайные ошибки при проведении вакцинации. Параллельные заболевания (ВЛК, ВИК).Индивидуальные иммунологические особенности. Сильное заражение. У котят, уже потерявших материнские антитела либо вакцинированных, когда материнские антитела могли нарушить процесс иммунизации.

Профилактика и меры борьбы Общая профилактика направлена на соблюдение ветеринарно-санитарных и зоогигиенических правил кормления, ухода и содержания кошек, а также на обязательное карантинирование всех животных, поступающих в питомники и приюты. Помещения для животных, а также инвентарь, снаряжение, предметы ухода подвергаются плановой дезинфекции, дезинсекции и дератизации. При возникновении панлейкопении больных кошек изолируют и лечат. Обязательно подвергают дезинфекции пол, ковры, клетки, предметы мебели и кошачьей гигиены раствором едкого натра, эмульсией лизола, и другими препаратами, убивающими вирус.