Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы по ювенальному.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
01.01.2020
Размер:
836.57 Кб
Скачать

Внутригосударственная защита нарушенных прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации

В Российской Федерации защита нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется органами общей компетенции, к которым относятся органы судебной власти, прокуратура, правоохранительные органы, иные органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. В абсолютном большинстве случаев такую защиту осуществляют органы специальной компетенции. В систему этих органов входят: органы опеки и попечительства в объеме полномочий, установленном ГК, СК и Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" в отношении несовершеннолетних; комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав субъектов РФ; Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ; уполномоченные по правам ребенка субъектов РФ. Органы специальной компетенции, с одной стороны, осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних во внесудебном (административном) порядке; с другой стороны, их деятельность находится в тесном взаимодействии с деятельностью судов.

Так, органы опеки и попечительства как органы исполнительной власти субъектов РФ выполняют следующие функции по защите прав и интересов детей во внесудебном порядке:

– рассматривают разногласия между родителями о воспитании детей и дают необходимые рекомендации; дают обязательные для опекунов и попечителей рекомендации, касающиеся воспитания подопечных;

– рассматривают разногласия между родителями по поводу порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя, дают предписания о времени, месте и способах такого общения; рассматривают обращения родственников ребенка по поводу устранения препятствий для общения со стороны родителей или одного из них, дают предписания о месте, времени и способах такого общения;

– производят отобрание в административном порядке у родителей и заменяющих их лиц ребенка при непосредственной угрозе опасности его жизни или здоровью;

– осуществляют деятельность по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей; выбирают с учетом мнения ребенка форму его устройства, подбирают кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, будущих приемных родителей или патронатных воспитателей; дают будущему усыновителю заключения о целесообразности или нецелесообразности усыновления ребенка;

Административный и судебный порядок защиты прав и интересов несовершеннолетних регламентируют нормы публичных отраслей права. К числу источников ювенального права, как отмечалось, безусловно следует отнести КоАП. Содержащиеся в нем нормы дифференцируются по трем направлениям деятельности государства: во-первых, это нормы, с помощью которых осуществляются охрана и защита прав и законных интересов несовершеннолетнего потерпевшего от возможных или уже совершенных посягательств. Как предусмотрено в ч. 3 ст. 1.2 КоАП, в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних предметом ведения Российской Федерации является определение подведомственности дел об административных правонарушениях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется, в частности, путем установления административной ответственности взрослых за нарушение этих прав.

Порядок защиты нарушенных или оспариваемых прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве регламентируется нормами, содержащимися в ГПК. В соответствии с ч. 2 ст. 37 ГПК несовершеннолетний может осуществлять свои процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности в полном объеме со времени вступления в брак или эмансипации, т.е. с момента приобретения полной гражданской дееспособности. Часть 3 данной статьи предусматривает, что права, свободы и законные интересы не только малолетних, но и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители) без каких бы то ни было дополнительных полномочий. Защита прав и интересов несовершеннолетних – не только право, но и обязанность указанных лиц (ст. 64 СК). Если между интересами детей и родителей либо иных законных представителей имеются противоречия, органы опеки и попечительства назначают для защиты прав и интересов детей другого представителя. Однако суд обязан привлекать к участию в деле самих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В случаях, предусмотренных федеральным законом, несовершеннолетние вправе самостоятельно защищать свои права, свободы и законные интересы по делам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, публичных и других правоотношений; однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних (ч. 4 ст. 37).

В ГПК содержится целый ряд конкретных процессуальных гарантий, обусловленных возрастом несовершеннолетних истцов, ответчиков, третьих лиц и свидетелей. В частности, в ч. 2 ст. 154 установлены сокращенные (до одного месяца) сроки рассмотрения дел о взыскании алиментов; как известно, судебные решения о взыскании алиментов, в том числе и прежде всего на содержание несовершеннолетних детей, обращаются к немедленному исполнению. Статья 176 ГПК предусматривает, что несовершеннолетние свидетели по делу, не достигшие 16 лет, допрашиваются в присутствии не только законного представителя, но и педагога; эти лица не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, суд ограничивается разъяснением необходимости правдиво рассказать все, что им известно по делу.

Особые процессуальные гарантии реализации и защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего предусмотрены в гл. 29 ГПК, регламентирующей порядок рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей. Так, в соответствии со ст. 273 ГПК такие дела рассматриваются с обязательным участием усыновляемого ребенка, достигшего возраста 14 лет. Надо полагать, что в данном случае выявление подлинной воли ребенка, его добровольного согласия на усыновление не ставится в зависимость от того, проживает ли он в семье усыновителей и считает ли их своими кровными родителями. В необходимых случаях к участию в деле может быть привлечен также усыновляемый в возрасте от 10 до 14 лет. В соответствии со ст. 275 ГПК усыновленный, достигший возраста 14 лет, является истцом по делам об отмене усыновления; ребенок, достигший возраста 10 лет, также привлекается к участию в судебном разбирательстве для выявления его согласия на отмену усыновления, на изменение в связи с этим его фамилии, имени и отчества, а также записи усыновителей в качестве его родителей, если она была произведена при его усыновлении.

Глава 31 ГПК регламентирует порядок рассмотрения дел об ограничении или о лишении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет права распоряжаться своими доходами по основаниям, предусмотренным ст. 26 ГК. Статья 284 ГПК предусматривает обязательное участие в судебном заседании самого несовершеннолетнего. В гл. 32 содержатся нормы о порядке рассмотрения дел об объявлении несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (об эмансипации).

Охрана и защита прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляются также с помощью норм, содержащихся в УПК. Прежде всего, как отмечалось ранее, в нем выделена специальная гл. 50, в которой закреплены все процессуальные гарантии в отношении несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности, на всех стадиях расследования и рассмотрения дела.

Статья 50 УПК предусматривает обязательное участие защитника по делам, в которых подозреваемый или обвиняемый (подсудимый, осужденный) является несовершеннолетним. В ст. 188 УПК предусмотрены особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого; в ст. 191 – особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. Лицо, не достигшее возраста 14 лет, допрашивается в присутствии педагога; по усмотрению следователя и (или) суда в присутствии педагога может быть допрошено лицо в возрасте от 14 до 18 лет. При допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего вправе присутствовать его законный представитель.

31. Защита несовершеннолетних от насилия и всех видов эксплуатации на международном и внутригосударственном уровнях. 

Гарантии защиты несовершеннолетних от посягательств на личные и имущественные блага

Исходя из фактов реальной действительности, свидетельствующих о том, что именно в семье чаще всего ребенок испытывает не только позитивное, но нередко и негативное воздействие взрослых, в ст. 19 Конвенции о правах ребенка установлено, что "государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также в случае необходимости для возбуждения судебной процедуры".

В России указанные положения Конвенции реализуются прежде всего в семейном законодательстве. В п. 2 ст. 56 СК признается право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и заменяющих их лиц.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Аналогичное право в отношении несовершеннолетнего, находящегося под опекой или попечительством, в том числе в приемной семье, предусмотрено абз. 4 п. 1 ст. 148 СК. И хотя подобное право прямо не закреплено в отношении детей, помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем не менее в п. 3 ст. 155.3 СК содержится положение о том, что такие дети имеют права, предусмотренные ст. 55–57 СК, т.е. среди прочих – право на защиту от злоупотреблений со стороны лиц, заменяющих родителей (в данном случае это работники указанных организаций).

В ст. 69 СК предусмотрено, что родители могут быть лишены родительских прав, если они злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность. По аналогичным основаниям может быть отменено усыновление (ст. 141 СК), а также может быть расторгнут договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью с предварительным отстранением опекуна (попечителя) от исполнения функций по опеке и попечительству (ст. 151.3 СК, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве). При наличии в действиях родителей и заменяющих их лиц признаков какого-либо преступления против жизни и здоровья или преступления сексуального характера родители или лица, их заменяющие, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Эксплуатация несовершеннолетних со стороны родителей, заменяющих их лиц либо со стороны тех, кто по закону обязан заботиться о них, может выражаться также в вовлечении их в совершение антиобщественных действий, в частности в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, в бродяжничество или попрошайничество (ст. 151 УК) либо в совершение преступлений (ст. 150 УК).

В ст. 34 Конвенции о правах ребенка содержатся нормы о мерах, которые должны принять государства-участники для защиты детей от всякого рода сексуальной эксплуатации. Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:

a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

b) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;

c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

О защите несовершеннолетних от сексуальной эксплуатации в семье, а также от эксплуатации их интереса к эротике и соответственно об установлении особого порядка распространения в средствах массовой информации эротической продукции речь уже шла. Однако главным средством защиты несовершеннолетних от всякого рода посягательств на их половую неприкосновенность является уголовная ответственность за преступления сексуального характера. Этому в УК посвящена специальная глава. Так, в качестве квалифицирующих признаков изнасилования как наиболее тяжкого из разряда подобных преступлений в ст. 131 УК указано изнасилование заведомо для виновного несовершеннолетней (п. "а" ч. 3); еще более суровая ответственность наступает за изнасилование заведомо для виновного несовершеннолетней, не достигшей возраста 14 лет (п. "б" ч. 4). В ст. 132 УК установлена ответственность за мужеложство, лесбиянство и иные насильственные действия сексуального характера. В п. "а" ч. 3 данной статьи установлен квалифицирующий признак, усиливающий ответственность за совершение таких действий в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего лица, а в п. "б" ч. 4 – еще более строгая ответственность за насильственные действия сексуального характера в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего возраста 14 лет.

Статья 134 УК устанавливает уголовную ответственность лица, достигшего совершеннолетия, за половое сношение или иные ненасильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего 16 лет. В ч. 2 предусмотрена более строгая ответственность за совершение таких действий с лицом, заведомо для виновного не достигшим 14 лет, в ч. 3 – ответственность за подобные действия в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего возраста 12 лет. Такие же квалифицирующие признаки, усиливающие уголовную ответственность, установлены в ст. 135 УК за совершение лицом, достигшим возраста 18 лет, развратных действий в отношении несовершеннолетнего.

В полном соответствии со ст. 34 Конвенции находятся нормы об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией или понуждение их к продолжению занятия проституцией (ст. 240, 241 УК). В ч. 3 ст. 240 УК содержится квалифицирующий признак, усиливающий ответственность и выражающийся в совершении указанных действий в отношении заведомо для виновного несовершеннолетних лиц. В ст. 241 УК установлена уголовная ответственность за организацию занятия проституцией; наиболее строгая ответственность наступает за использование для занятия проституцией заведомо для виновного несовершеннолетних лиц; особо строгая ответственность устанавливается за совершение указанных действий в отношении лиц, заведомо для виновного не достигших возраста 14 лет.

В ст. 242.1 УК установлена уголовная ответственность за изготовление или оборот порнографических материалов или предметов с изображением несовершеннолетних.

Ответственность устанавливается в том числе за перемещение через государственную границу с целью распространения или публичную демонстрацию, а также распространение или публичную демонстрацию или рекламирование таких изображений либо привлечение несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.

В соответствии со ст. 36 Конвенции "государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка". Эта общая норма Конвенции призывает государства, участвующие в ее реализации, еще и еще раз строго оценить свое национальное законодательство с позиций защищенности несовершеннолетних от таких форм эксплуатации, которые еще не нашли отражения в диспозиции конкретных правовых норм и за которые пока не установлены юридические санкции.