Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражд_проц_Общая часть_Амалфея.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

§ 6. Оценка доказательств

Весь процесс собирания, проверки доказательств и вынесения правильного решения по делу немыслим без их оценки. По своей сути оценка доказательств – это определение относимости и допустимости доказательств, их достоверности и достаточности.

Как известно, судебное доказывание включает в себя не только процессуальную деятельность, но и умственную: мышление судей, юридически заинтересованных в исходе дела лиц как необходимое условие всякой осмысленной деятельности. Мышление, в свою очередь, подчинено законам логики, без соблюдения которых невозможно прийти к правильным выводам об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.

Мыслительная (логическая) деятельность суда в процессе доказывания проявляется в конкретных процессуальных действиях (например, по собиранию дополнительных доказательств, принятию либо отказу в принятии доказательств и т.д.). Оценка доказательств как элемент судебного доказывания подвергается в определенных пределах правовому регулированию. Естественно, что порядок мышления нормами права не устанавливается, они только регулируют условия и цель оценки судебных доказательств, проявление результатов оценки в процессуальных и судебных документах (ст. 305, 306 ГПК).

Следовательно, оценка доказательств имеет две стороны – логическую и правовую. Первая состоит в том, что суд и другие субъекты доказывания посредством логических умозаключений проводят анализ доказательств, объединяют имеющиеся сведения о фактах в единую систему и т.д. Вторая (правовая) сторона оценки доказательств заключается в том, что изучению подлежат только сведения, полученные из предусмотренных законом средств доказывания. Цель оценки непроизвольна, она определена законом, и результаты ее всегда выражаются в процессуальных действиях (истребование дополнительных доказательств, отказ в истребовании и исследовании доказательств и др.). Результаты оценки доказательств находят свое отражение в мотивировочной части судебного решения, где суд обязан указать выводы и доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства.

Оценка доказательств проводится не только судом, но и юридически заинтересованными в исходе дела лицами в процессе исследования доказательств. В зависимости от того, кто оценивает доказательства, различают рекомендательную и властную оценки.

Оценка, даваемая юридически заинтересованными в исходе дела лицами, носит рекомендательный характер и содержится в судебных прениях. Суд учитывает мнение других участников процесса по оценке доказательств, но это не означает, что он должен следовать им.

Властный характер носит оценка доказательств, даваемая судом, так как постановления, в которых она отражается, имеют обязательную силу.

Кроме этого, различают предварительную, окончательную и контрольную оценки. В основу этого различия положен уровень познания.

Оценка доказательств, которая дается судом в процессе доказывания, называется предварительной. Она находит свое выражение в различных определениях суда в ходе собирания доказательств (о принятии доказательств либо об отказе в принятии как неотносимых к делу, о приобщении вещественных доказательств к делу, о назначении экспертизы и т.д.).

Окончательной является оценка доказательств, которая дается судом в совещательной комнате и служит основой для вынесения судебного решения по делу.

Контрольная оценка доказательств производится только вышестоящими судами при рассмотрении дела в кассационном порядке или в порядке надзора. Ее особенность заключается в том, что вышестоящий суд не вправе при отмене решения устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в решении или отвергнуты им, предрешать вопрос о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 431 ГПК). Однако при изменении и вынесении нового решения по имеющимся в деле и дополнительным доказательствам суд кассационной инстанции осуществляет оценку всех доказательств в совокупности 1.

Прежде всего каждое доказательство оценивается с точки зрения относимости (ст. 180 ГПК), допустимости (ст. 181 ГПК). После определения указанных свойств доказательств суд оценивает их достоверность.

Достоверность доказательств означает, что сведения, которые они дают, соответствуют действительности. Чтобы определить достоверность доказательств, суд прежде всего должен проверить доброкачественность источника, из которого получены сведения, и сам процесс формирования доказательства. Например, суд должен проверить, мог ли свидетель правильно воспринимать факты, правдиво ли он дает показания. В отношении письменных доказательств суд должен проверить их подлинность и обстоятельства их составления и т.д.

Достоверность доказательств проверяется также путем сопоставления их с другими доказательствами по делу при возникновении у суда и юридически заинтересованных в исходе дела лиц сомнений в этом.

Установив достоверность доказательств, суд оценивает все доказательства в совокупности для определения их достаточности для разрешения дела. Если суд придет к выводу, что на основании имеющихся доказательств невозможно сделать определенный вывод об искомых фактах, то возникает необходимость в исследовании дополнительных доказательств.

Только определив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств, т.е. оценив их, суд может сделать вывод о наличии или отсутствии входящих в предмет доказывания фактов. Правильная оценка доказательств дает возможность установить действительные взаимоотношения сторон и обстоятельства дела. В связи с этим важнейшими вопросами процесса являются принципы оценки доказательств (ст. 241 ГПК):

1) суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению;

2) внутреннее убеждение должно быть основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех входящих в предмет доказывания фактов;

3) при оценке доказательств суд должен руководствоваться только законом.

При этом каждое доказательство должно быть оценено с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все доказательства в совокупности – также с точки зрения достаточности для разрешения дела.

1) Суть первого принципа сводится к тому, что в законе не может быть установлено никаких предписаний о том, как оценивать те или иные доказательства, какое значение для дела они имеют. В своих оценочных суждениях суд свободен, самостоятелен и независим.

Внутренне убеждение – это не безотчетное впечатление, это – уверенность в правильности выводов об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.

Оценка доказательств по внутреннему убеждению гарантируется тем, что при отмене решения вышестоящие суды не вправе давать нижестоящему суду указания относительно достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими (ст. 431 ГПК). Само собой разумеется, что в противном случае оказывалось бы влияние на суд и его внутреннее убеждение.

2) Внутреннее убеждение должно быть основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех входящих в предмет доказывания фактов. В судебном заседании суд должен оценить каждое доказательство отдельно и во всей совокупности (ст. 241 ГПК).

Требования полноты, всесторонности и объективности – важнейшие требования, которым должно удовлетворять внутреннее убеждение суда. Соблюдение их является необходимой предпосылкой правильности оценки доказательств.

Требование полноты предполагает исследование доказательств в таком объеме, который является достаточным для истинных выводов, не должно возникать сомнений в обоснованности решения.

Всесторонность и объективность означают, что должны быть проверены доказательства, обосновывающие требования истца и возражения ответчика. Подлежат рассмотрению и доводы юридически заинтересованных в исходе дела лиц.

3) При оценке доказательств суд должен руководствоваться только законом. Этот принцип проявляется в том, что суд обязан, оценивая доказательства, убедиться в соблюдении норм права, регулирующих порядок исследования (проверки) доказательств, относимость и их допустимость.

В судебном решении отражаются суждения суда по оценке доказательств. Так, согласно ч. 2 ст. 305 ГПК в мотивировочной части решения указываются доказательства, положенные в основу выводов суда, а также доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства.

Контрольные вопросы для практических (семинар­ских) занятий:

1. Понятие и способы собирания доказательств.

2. Обеспечение доказательств.

3. Судебные поручения.

4. Проверка доказательств.

5. Оценка доказательств.

Раздел V.

иск и другие средства судебной защиты в гражданском процессе

Глава 19. иск и средства защиты против иска

§ 1. Понятие и сущность искового производства

§ 2. Понятие иска

§ 3. Элементы иска и их значение

§ 4. Виды исков

§ 5. Право на иск

§ 6. Соединение и разъединение исковых требований

§ 7. Распоряжение исковыми средствами защиты права

§ 8. Защита ответчика против иска

§ 9. Обеспечение иска

§ 1. Понятие и сущность искового производства

Исковое производство является основным видом гражданского судопроизводства. Подавляющее большинство рассматриваемых и разрешаемых судами граждан­ских дел – это дела искового производства. Дела, возникающие из административно-правовых отношений, и дела особого производства рассматриваются судами по правилам искового производства с учетом особенностей, установленных соответственно главами 29 и 30 ГПК, и сущности соответствующего вида судопроизводства (ст. 336, 362 ГПК). Таким образом, правила искового производства носят общий универсальный характер.

Исковое производство имеет определенные специфические признаки, в которых выражается его природа и сущность. Для него характерно:

1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспариваемого права;

2) рассмотрение и разрешение этого требования судом в установленном законом процессуальном порядке;

3) наличие спора о субъективном праве;

4) наличие двух наделенных законом равными процессуальными правами сторон с противоположными материально-правовыми интересами, между которыми возник спор о праве гражданском.

Споры, подлежащие рассмотрению и разрешению в порядке искового производства, могут возникать из различных правоотношений (гражданских, семейных, трудовых и т.д.). Спор о праве, лежащий в основе искового производства, может иметь разные формы: отрицание обязанным лицом наличия правоотношения, присвоение или отрицание чужого права, неисполнение лицом лежащих на нем обязанностей и т.д. Субъекты таких споров равноправны, между ними отсутствуют отношения власти и подчинения. В гражданском процессе они занимают положение сторон. Одна сторона предъявляет в суд материально-правовое требование о защите своего нарушенного или оспоренного права или охраняемого законом интереса (иск), вторая – отвечает по этому требованию.

Сущность искового производства состоит в том, что гражданское дело, возникшее в результате предъявления иска, подлежит рассмотрению и разрешению судом с обязательным соблюдением всех установленных процессуальным законодательством правил судопроизводства. Совокупность этих правил образует исковую форму защиты права. Исковая форма защиты права, с одной стороны, обеспечивает юридически заинтересованным в исходе дела лицам определенные правовые гарантии правильного разрешения спора, с другой – обязывает суд рассматривать и разрешать споры на основании норм материального права и в строгом соответствии с нормами процессуального права, устанавливать имеющие значение по делу обстоятельства, выносить законные и обоснованные судебные решения.

Цель искового производства – защита субъективного права или охраняемого законом интереса путем применения одного из предусмотренных законом способов, а именно: путем признания права, присуждения к исполнению обязанности, восстановления нарушенного права, запрета либо пресечения действий, ведущих к нарушению права, обеспечения возникновения, изменения или прекращения право­отношения и т.д. (ст. 7 ГПК, ст. 11 ГК). В исковом производстве защищаются интересы не только истца (лица, в чьих интересах возбуждается дело), но и ответчика (лица, к которому предъявляются соответствующие исковые требования). Удовлетворяя иск, суд защищает нарушенные или оспоренные права, охраняемые законом интересы истца. Отказывая в удовлетворении необоснованного иска, суд не допускает неправомерного ухудшения правового положения ответчика, возложения на него не вытекающих из законодательства юридических обязанностей.

Исковая форма защиты права наиболее приспособлена для правильного рассмотрения и разрешения дел. К ее основным чертам можно отнести следующие:

1) порядок рассмотрения и разрешения исковых дел четко определен гражданским процессуальным законодательством;

2) стороны и другие юридически заинтересованные в исходе дела лица имеют право участвовать в рассмотрении дела в заседании суда, а также обладают иными правами, позволяющими влиять на ход процесса и добиваться вынесения решения в свою пользу;

3) исковое производство носит состязательный характер, стороны и другие заинтересованные в исходе дела лица пользуются в процессе равными правами для защиты своих интересов;

4) рассмотрение и разрешение заявленного требования осуществляется особым управомоченным на то органом – судом, решение которого должно соответствовать требованиям законности и обоснованности1.

Исковое производство – это осуществляемая в установленной гражданским процессуальным правом форме и в предусмотренном законом порядке деятельность суда по рассмотрению и разрешению споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды, а также иных споров о субъективном праве или охраняемом законом интересе.

Исковая форма защиты права характерна также для хозяйственного процесса и третейского (арбитражного) разбирательства гражданско-правовых споров. Некоторые ее особенности, существующие в хозяйственном процессе и при третейском разбирательстве споров, не меняют ее сущности как универсальной формы защиты нарушенных или оспоренных прав и охраняемых законом интересов.