Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нейроанестезиология (2).ppt
Скачиваний:
0
Добавлен:
13.03.2024
Размер:
620.54 Кб
Скачать

Во время беременности опухоли могут быстро

увеличиваться в объеме за счет отека опухоли. При этом симптоматика нарастает вплоть до появления экстренных показаний к оперативному вмешательству. Но после окончания беременности отек проходит, симптоматика существенно уменьшается. Связанный с беременностью отек опухоли особенно отчетливо может проявиться при нарушениях зрения, вызванных опухолями бугорка турецкого седла. У этих пациенток есть реальная надежда на восстановление зрения после родов.

Следует отметить, что у больных с внутричерепной опухолью, может наступить резкое ухудшение состояния за счет возрастания ВЧД и дислокации мозга. Основными причинами такого ухудшения являются: усиление перифокального вазогенного отека, обструкция путей ликворотока, деструкция опухоли за счет кровоизлияния в нее или образования кисты, исчерпанность всех возможностей компенсации ВЧГ. Как правило, эти больные нуждаются в проведении экстренного оперативного вмешательства на фоне терапии, направленной на снижение ВЧД и стабилизацию адекватного мозгового кровотока.

Премедикация включала:

1.Ваголитики (атропин 0,5-1 мг)

2.Антигистаминные (димедрол 5-10 мг)

3.Наркотические анальгетики (по показаниям)

4.Нейропептид (даларгин 14 мкг/кг)

Интраоперационный период

Положение больного на операционном столе

При удалении объемных образований ГМ правильно выбранное положение больного на операционном столе является одним из важных условий успешного проведения оперативного вмешательства. Многообразная локализация опухолей предполагает использование в хирургии опухолей практически всех известных в нейроанестезиологии операционных положений пациента. Существуют общие принципы, относящиеся к любой операционной позиции пациента. Положение пациента на операционном столе должно обязательно предварительно обсуждаться совместно оперирующим хирургом и анестезиологом. Окончательное решение является компромиссом между оптимальными условиями для доступа, обеспечением адекватного венозного оттока от головы, компенсаторными возможностями организма больного, его анатомическими, возрастными и функциональными особенностями.

При любом положении голова должна быть чуть выше уровня предсердий. Следует обеспечить надежный доступ к венам, в которые проводится инфузия растворов и введение препаратов. Необходимо предусмотреть совместную тактику хирургической и анестезиологической бригад на случай проведения больному закрытого массажа сердца и дефибрилляции. Важен выбор эндотрахеальной трубки. При сгибаниях и разгибаниях головы в положении сидя, при манипуляциях на шейном отделе позвоночника желательно использовать армированные трубки, практически устраняющие вероятность гиповентиляции за счет перегиба и существенно снижающие травмирование гортани и трахеи. Особое внимание положению шеи и туловища необходимо уделять при жесткой скелетной фиксации головы (например, в операционном головодержателе).

Важно иметь возможность легко изменить положение больного на операционном столе, поднять или опустить головной конец. При любых поворотах следует помнить, что пациент находится в состоянии миорелаксации, поэтому голову надо поворачивать одновременно с туловищем, при этом шея должна находиться в нейтральном положении. Конечно, необходимо учитывать реальные технические возможности операционного стола. Практически при любой позиции больного на операционном столе в ходе удаления внутричерепной опухоли существует опасность воздушной эмболии или кровотечения.

Положение на спине используется при локализации образования в лобной, теменной, височной областях, на основании черепа в передней и средней черепных ямках. Голова всегда располагается чуть выше предсердий, но не настолько высоко, чтобы существенно увеличить риск воздушной эмболии. Как правило не наблюдается клинически значимой воздушной эмболии при приподнимании головного конца операционного стола до 30°. При повороте головы пациента направо или налево под противоположное плечо необходимо подложить валик и добиться такого положения шеи, которое не дает перегиба вен или максимально уменьшает его.

Положение на боку используется при теменной, затылочной локализации опухолей, а также у больных, у которых поворот шеи затруднен («короткая шея», тучные пациенты, выраженный шейный остеохондроз, любые варианты нестабильности шейного отдела позвоночника, при наличии выраженных симптомов вертебробазилярной недостаточности). Следует еще раз подчеркнуть, что при укладывании больного в эту позицию поворот головы и туловища осуществляется строго одновременно, шея постоянно находится в нейтральной позиции.

Для защиты от сдавления плечевого сплетения в подмышечную область укладывается мягкий валик. Все места локального давления, в том числе между ногами больного, защищаются мягкими подушечками. Ноги умеренно сгибаются в тазобедренных и коленных суставах.

Положение больного на боку. Стрелками показана одновременность поворота головы и туловища

Положение на животе иногда используется при удалении объемных образований затылочной локализации. Под грудную клетку необходимо заранее подготовить мягкие валики, назначение которых так приподнять грудную клетку, чтобы максимально облегчить движения диафрагмы. Важно контролировать положение рук больного, избегая нефизиологичных отведений и осевых ротаций. Тщательно защищаются мягкими подушечками все костные выступы, контактирующие с операционным столом и приспособлениями к нему.

Положение больного на животе. Показана жесткая

скелетная фиксация головы в операционном головодержателе и прокладки, обеспечивающие свободное провисание передней брюшной стенки.