Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 398-1

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
8.47 Mб
Скачать

Именно культура, как внешнее условие, обеспечивающее развитие и формирование ценностно-смысловой направленности связано с так называемой «культурой эмпатии», по словам Б.Х. Бгажнокова и K.L. Pike [2; 5], существующей внутри социума в качестве уникального эмического элемента, включающего систему норм, правил и ценностей, благодаря которым для индивида становится возможным заботливое отношение и помогающее поведение. Таким образом, эмпатия и ценностно-смысловые ориентации личности взаимосвязаны через особые культурные нормы, ценности и моральные устои, которые могут быть усвоены человеком в процессе социализации или взаимодействия с обществом, где существует «культура эмпатии». А эмпатия, в свою очередь, являясь частью культуры общества как внешнего условия для развития ценностно-смысловой сферы личности, встраивается в нее и имеет с ней взаимосвязь через когнитивные и эмоциональные компоненты, затем находя свое выражение в определенной модели поведения (рис. 1).

Применяя данную логику к выстраиваемой нами модели, обратимся к исследованиям M. Davis, где, согласно мнению автора, анализ эмпатических феноменов возможен с точки зрения теоретической модели, разделяющей поле эмпатических способностей на процессы («perspective taking – децентрация» и «fantasy –

сопереживание») и результаты («empathic concern – эмпатическая забота» и «personal distress – личностный дистресс») [4]. Также М. Рокич среди личностных ценностей выделял терминальные (образ конечного результата, в том числе – цели жизни) и инструментальные (средства для достижения целей).

Переходя к выстраиваемой модели (рис. 1) и опираясь на мнение В. Франкла, Ф.Е. Василюка и Д.А. Леонтьева о том, что смыслы формируются на основе ценностей, являются ее продуктом, а также, что ценности являются одновременно и источниками и носителями значимых для человека смыслов, можно сказать, что развитые эмпатические способности к сопереживанию и децентрации способствуют формированию устойчивой ценностно-смысловой позиции личности относительно значимости альтруистических терминальных ценностей на уровне смысловой жизненной цели.

60

Рис. 1. Модель взаимосвязи эмпатических способностей и ценностно-смысловых ориентаций

В подтверждение этого приведем слова Д.А. Леонтьева, который подчеркивает, что: «жизнь каждого человека, поскольку она к чему-то устремлена (интенциональна), объективно имеет смысл, придающий ей витально необходимую определенность посредством реальных ценностных отношений с действительностью, т.е. носит характер превращенной формы жизненных отношений с миром» [3]. Таким образом, претворение личностных смыслов, состоящих из ценностей, есть смысложизненная ориентация, а значит принятая и эмоционально прожитая посредством, например, эмпатического сопереживания, терминальная ценность действительно может стать смысложизненной

61

целью для индивида. Схожая связь может быть обозначена, когда осмысленные инструментальные ценности как процесс (например, чуткое и терпимое отношение к другому), могут привести к получению такого результата, как, например, эмпатическая забота.

Таким образом, возвращаясь к мнению авторов о том, что «культура эмпатии» способствует формированию заботливого и помогающего поведения, скажем, что развитие эмпатических способностей, согласно представленной модели, будет способствовать формированию устойчивой просоциальной позиции индивида за счет интериоризации алтьтруистических ценностей и формирующихся вместе с тем жизненных смыслов.

Подведем итог: в структуре эмпатии и ценностно-смысловой системы личности существуют компоненты, взаимосвязь которых (рис. 1) способствует формированию на уровне осмысленных ценностных установок сочувственного, понимающего, эмоционально окрашенного сознания и альтруистического, просоциального поведения индивида.

Литература

1.Анисимова Е.В. Социально-психологическая модель структуры ценностно-смысловых ориентаций личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 1А. С.150–163. DOI: 10.34670/AR.2020.45.1.018

2.Бгажноков Б.Х. Культура эмпатии // Этнографическое обозрение. 2003. № 1. С. 55-68.

3.Брызгалин Е.А. Ключевые положения о личностных ценностях и смыслах (по материалам отечественных и зарубежных научных источников // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. №2 (15). С.46–66.

4.Карягина Т.Д., Кухтова Н.В. Тест эмпатии М. Дэвиса: содержательная валидность и адаптация в межкультурном контексте // Консультативная психология и психотерапия.

2016. Том 24. №4. С. 33–61.

62

5.Лебедева Ю.В. Кросс-культурные особенности эмпатии (на примере студентов из России и Китая) дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2017. 200 с.

6.Сарджвеладзе Н.И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия / Н. И. Сарджвеладзе // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: в 4 т. Т. 3 / под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 485–490.

Ценностные ориентации старшеклассников (на примере Мурманской области)

Антипин П.А., Хлябич Ю.Н.

СГМУ, Архангельск, Россия antipinp@gmail.com, yuhlyabich@gmail.com

Современный мир характеризуется значительными трансформациями социально-экономического и социокультурного пространств. Р. Инглхарт в работе «Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества» отмечает, что «перемены в мироотношении людей, глубинные и массовые, изменяют облик экономической, политической и социальной жизни», под влиянием этих изменений происходят «изменения в базовых ценностях населения» [1].

Проблема ценностей и ценностных ориентаций остается одной из актуальных тем современных философских [4, с. 136-138; 8, с. 84-98], социологических [2, с. 1506-1512], психолого-педагогических [7, с. 8896], медицинских [3, с. 1506-1512] научных исследований. Большинство авторов рассматривают ценностные ориентации своего рода регуляторами поведения человека, оказывающими влияние на процесс становления личности [6, с. 69; 8, с. 97].

Известно, что основные индивидуальные ценности формируются в процессе социализации в детском и подростковом возрасте. В.Н. Селезнев подчеркивает, что подростковый возраст многие психологи считают «сензитивным» для формирования ценностных ориентаций

как

устойчивого

образования

личности,

способствующего

 

 

 

 

63

становлению мировоззрения и отношения к окружающей человека действительности [6, с. 69].

На примере одной из школ Мурманской области нами изучены ценностные ориентации старшеклассников (учащихся 7-11 классов, 2021-2022 учебный год).

Источником информации служили данные социологического опроса, выполненного на основе методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанной на прямом ранжировании ценностей, сгруппированных в два списка: терминальных и инструментальных ценностей. В настоящем исследовании анализируются терминальные ценности, которые сам автор рассматривал как «убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться» [5].

Общая численность респондентов составила 120 человек, из них учащиеся 7-9 классов (2006-2007 гг. рождения) – 70 человек (58,3%), учащиеся 10-11 классов (2003-2005 гг. рождения) – 50 человек или 41,7% от общего числа опрошенных. Средний возраст респондентов – 15,6 года (7-9 классы – 14,5; учащиеся 10-11 классов – 16,75 соответственно).

Установлено, что первое ранговое место в системе жизненных ценностей большинства школьников занимает ценность «здоровье» (77,5% от общего числа опрошенных). При этом доля учащихся седьмых – девятых классов составила 54,84%, доля учащихся десятых - одиннадцатых – 45,16% от общего числа опрошенных.

Второе ранговое место в системе жизненных ценностей респондентов занимает ценность «материальный достаток» (52,5% от общего числа опрошенных; 34,3% респондентов 7-9 классов и 78% респондентов 10-11 классов).

Ценности «друзья» (49,2% случаев), «семья» (45% от общего числа опрошенных) занимают соответственно третье и четвертое ранговые места, что позволяет сделать вывод о высоком уровне потребности респондентов во взаимодействии с ближайшим социальным окружением.

43,3% опрошенных пятое ранговое место присвоили ценности «любовь». При этом наиболее значимой эта ценность является для учащихся 7-9 классов (35,7% случаев, третье ранговое место), у

64

учащиеся старших классов эта ценность занимает 7 ранговое место (54% случаев).

«Уверенность в себе» как значимую ценность отметили 41,7 % опрошенных. Для учащихся 10-11 классов более значимыми являются ценности «активная деятельная жизнь» (62% случаев) и «интересная работа» (56% случаев). Вместе с тем, ценности «познание» – возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры и интеллектуального развития – в общей выборке соответствует лишь 26,6% (10 ранговое место).

Девятое ранговое место занимает ценность «свобода» (37,7% случаев). Ценность «продуктивная жизнь» или максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей, как и ценность «творчество» отмечены в 15% случаев от общего числа опрошенных (11 ранговое место). Доля учащихся 7-9 классов, присвоивших ценности «продуктивная жизнь» 11 ранговое место, составила 10%. Доля старшеклассников – 24,0%. Также в 24,0% случаев старшеклассники отметили ценность «развлечения».

К числу наименее значимых ценностей в каждой из возрастных групп были отнесены «красота природы и искусства» (11,6%), «счастье других» (5,8%).

Исследование отражает изменение ценностей старшеклассников по мере взросления. Для школьников, проживающих в условиях Кольского Заполярья, в сравнении с данными исследований, выполненных в иных климатических зонах [8, с. 68-78], ведущей является ценность «здоровье».

Литература

1.Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и

изменяющиеся

общества.

URL:

https://sociology.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm.

 

2.Колосова В.В. Социологические подходы к изучению ценностей личности в процессе профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 9 (113).

3.Лядова А.В. Ценность здоровья в современном обществе // XX

Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире:

65

Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г., Екатеринбург: УрФУ, 2017.

4.Мешков И.М. «Цели и средства» в системе ценностных ориентаций философии кантианства и прагматизма Дж. Дьюи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 1-2.

5.Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост Н.Ф. Гребень. Минск. 2007.

6.Селезнёв В.Н. Ценностные ориентации старших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 4.

7.Степучев Д.М. Исследование ценностно-смысловых ориентаций и отношения к здоровью учащихся общеобразовательной школы // Вестник науки. 2023. №2 (59).

8.Суворова О.С. Является ли здоровье личностной ценностью? //Философская мысль. 2017. № 2.

Взаимосвязь субъективной удовлетворенности жизнью и авторитарности личности студентов вузов

Артеменко О.А., Кочетков Н.В.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия olesya.art777555@mail.ru, nkochetkov@mail.ru

В современном быстро меняющемся обществе для качественной оценки субъективной удовлетворенности жизнью существует необходимость учета огромного многообразия индивидуальнотипологических различий индивидов, полоролевых, культурных и других факторов. В зарубежной и отечественной психологии авторитарность была рассмотрена как комплекс социальных установок, которые отражают отношение личности к вопросам доминирования и подчинения, а также близких к ним свойств [4]. Авторитарность – социально-психологическая характеристика личности, которая выражается в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению [3]. Авторитарная личность — личность, которая стремится стать лидером

66

и организует вокруг себя четкую иерархическую структуру, основанную на строгом выполнении ее просьб, требований и приказов

[1].Сексизм является составляющей частью авторитарной личности.

[2].Сексизм – форма негативных или позитивных предубеждений по отношению к объекту на основе его принадлежности к тому или иному гендеру [5].

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи субъективной удовлетворенности жизнью и авторитарности личности студентов вузов.

Висследовании приняли участие 100 студентов гуманитарных и технических вузов в возрасте от 17 до 26 лет, из которых 65% женщины, 35% мужчины. Респонденты, наряду с вопросами методик, направленных на выявление уровня авторитаризма правого толка, присущего личности, межличностной, организационной и социальнополитической авторитарности и субъективной удовлетворенности жизни, также отвечали на вопросы, в которые входили социальноэкономические и демографические переменные – такие, как пол, возраст, образование и материальное положение. Для проведения исследования мы воспользовались рядом методик, включающим в себя шкалу авторитаризма правого толка Дж. Даккита, шкалу удовлетворённости жизнью, шкалу субъективного счастья Любомирски и шкалу амбивалентного сексизма (П. Глика и С. Фиск).

Проведенное исследование показало, что у мужчин существует взаимосвязь между авторитарностью и субъективной удовлетворённости жизнью (r = 0,537, р ≤ 0,01), соответственно, чем выше уровень авторитарности у мужчин, тем выше уровень субъективной удовлетворённости жизнью, что характерно для патриархального общества.

Уженщин существует взаимосвязь между уровнем враждебного сексизма и их субъективном счастьем (r = 0,337, р ≤ 0,01). Это можно объяснить это тем, что несмотря на построение феминистического общества, в нем до сих доминируют традиционные ценности.

Проведенная эмпирическая работа показывает, что субъективное счастье и удовлетворенность жизнью в нашем обществе прямо связаны с такими явлениями, как авторитарность личности и сексизм, при этом примечательно, что враждебный сексизм как совокупность представлений о роли женщины в обществе, обусловленной ее

67

биологическими функциями, играет свою роль именно у представительниц женского пола, увеличивая их переживания счастья. Все это говорит о том, что, несмотря на феминистическую повестку, которая декларативно присутствует и в современном отечественном дискурсе, мы до сих пор находимся в условиях консервативного патриархального общества, поэтому именно наличие у его представителей традиционных ценностей будет обеспечивать большую удовлетворенность жизнью.

Литература

1.Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2012.

2.Барчунова Т.В. «Эгоистичный гендер», или Воспроизводство гендерной асимметрии в гендерных исследованиях // Общественные науки и современность. 2002. № 5.

3.Попов Л.М., Меркель Р.В. Психологические особенности авторитарной личности // Образование и саморазвитие. 2009,

№ 4(14). С. 143-148.

4.Юртайкин В.В., Дьяконова Н.А. Авторитаризм в системе установок российских и американских студентов // Социологическое исследование. 2001. №9. С. 58–67.

5.Longres J.F. Men’s issues and sexism: a journal review / J. F. Longres, R. H. Bailey // Social work 1979. № 24.

Взаимодействие психологов и педагогов по обеспечению профилактики виктимного поведения в современных условиях

Афанасьева О.Ф., Феоктистова С.В., Чанкаева И.Р.

АНО ВО «РосНОУ», Москва, Россия oafanaseff@gmail.com, svfeoktistova@mail.ru, 17irada17@mail.ru

Профессиональная компетенция любого специалиста подразумевает не только наличие умений и навыков, но и предвидение возможных негативных ситуаций. Для многих профессий такие компетенции являются жизненно необходимыми. В перечень таких

68

профессий с жизненно важными компетенциями входят профессии психолога и педагога. На каждом этапе становления личности важен наставник, особенно в период формирования личности.

Главной особенностью психолого-педагогической работы является то, что основной предмет труда этой деятельности – личность другого человека. И не просто личность, а формирующаяся личность, которая более чувствительна к социальным воздействиям, более ранима и менее устойчива [6].

В контексте вопроса взаимодействия педагога с виктимными подростками в ситуациях школьного буллинга, хотелось обратить внимание на само понятие виктимности (с лат. viktima – жертва). Виктимность – понятие, неотъемлемо включающее в себя внутренние (индивидуальные личностные особенности) и внешние факторы (социокультурная среда) влияющие на возникновение данного свойства [5].

Нами были проведены исследования на предмет выявления различных видов и уровней виктимности у подростков, а также причин влияющих на возникновение виктимного поведения. Мы считаем, что данное исследование актуально в современных условиях, так как различные проявления виктимности являются мощным фактором, снижающим качество жизни ребенка в различных социумах, особенно в школе (проявления школьного буллинга).

Среди 44 испытуемых в возрасте 12-13 лет у 4,8% высокий уровень агрессивного виктимного поведения (склонность к антиобщественному и провокационному поведению). В школе это возможные буллеры. Высокий уровень активного виктимного поведения способствует формированию поведения жертвы, склонной

ксамоповреждающему и саморазрушающему поведению. Склонность

ктакому поведение обнаружена у 11,4% испытуемых в возрасте 12-13 лет, так же у 26,3% испытуемых в возрасте 14-15 лет (всего 38 учащихся). В данной референтной группе зависимому и беспомощному поведению подвержены 6,8% (12-13 лет) и 10,5% (1415 лет). В процессе буллинга это потенциальные жертвы. Существует корреляция виктимности с акцентуированными чертами характера. Подростки с эмотивным, тревожно-мнительным и гипотимным типом акцентуаций (застенчивость, уныние, зависимость, низкая самооценка,

69

Соседние файлы в папке книги2