Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы по зарубежке. Раздел 1.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
23.01.2024
Размер:
118.79 Кб
Скачать

Раздел 1. Вопрос 6. Песнь о Нибелунгах ———

Песнь о Нибелунгах как образец героического эпоса в Германии

«Песнь о Нибелунгах», немецкая эпическая поэма, крупнейший и древнейший памятник немецкого народного героического эпоса. Написана, видимо, около 1200 года на территории Австрии каким-то придворным поэтом.

В основе «Песни о Нибелунгах» лежат древние немецкие сказания, восходящие к событиям периода варварских нашествий. Исторические факты, к которым восходит поэма – это события V века, в том числе гибель Бургундского царства, разрушенного в 437 г. гуннами. Эти события так же упоминаются в «Старшей Эдде».

Одним из персонажей, наиболее привлекающих исследователей, является Кримхильда. Она вступает в действие нежной юной девушкой, не проявляющей особой жизненной инициативы. В последствии же Кримхильда – никудышная мать и жестокая дьяволица, но она также – трагическая героиня, утратившая мужа и честь, примерная мстительница.

Зигфрид — идеальный герой «Песни о Нибелунгах» — наделен всеми рыцарскими достоинствами. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него превыше всего. В образе Зигфрида сочетаются архаические черты героя мифов и сказок с манерами поведения рыцаря-феодала, честолюбивого и задиристого. Характерно, что королевич беспрекословно служит королю Гунтеру, не стыдясь стать его вассалом. В этом сказывается не только желание заполучить в супруги Кримхильду, но и пафос верного служения сюзерену, неизменно присущий средневековому героическому эпосу.

Все герои «Песни о Нибелунгах глубоко трагичны. Трагична судьба Кримхильды, счастье которой разрушают Гунтер, Брюнхильда и Хаген. Трагична судьба бургундских королей, погибающих на чужбине, а также ряда других персонажей поэмы.

Патриотический пафос совершенно чужд немецкому героическому эпосу. Во-первых, Германия очень удобно расположена – в центре Европы, не боролась с захватчиками. Идея государственности не превалирует. Во-вторых, в качестве основы используются события не очень далекого прошлого во Франции и Испании. В германском эпосе фабулой становится очень дальнее событие. Немецкий героический эпос обращается к произведениям, где господствует стихия родового сознания. История бургундов – это история королей. Их гибель. В «Песни о Нибелунгах» мы находим правдивую картину злодеяний феодального мира, предстающего перед читателем как некое мрачное разрушительное начало, а также осуждение этих столь обычных для феодализма злодеяний. И в этом, прежде всего, проявляется народность немецкой поэмы, тесно связанной с традициями немецкого былевого эпоса.

Идейная направленность поэмы

«Песнь о Нибелунгах» демонстрирует нам следующее: ни один из героев, включая Зигфрида, не говорит о своей причастности к миропорядку, к высшей цели и служению делу. Более того, каждый из героев действует исключительно в своих интересах. То есть можно предположить, что главным мотивом поэмы является высокомерие, которое становится разрушительным не только для самих персонажей, но и для прежней системы ценностей, постепенная утрата которой воспринималась как трагедия и самим автором «Песни о Нибелунгах», и его современниками.

Для подтверждения предположение мы можем обратиться ко времени написания произведения для выявления особенностей мировосприятия людей той эпохи.

Итак, в «Песне» весьма силен дидактический мотив. Более того, можно сказать, что основной посыл написания произведения имеет воспитательный характер. Однако, этот мотив не столько связан с христианской традицией, сколько не противоречит ей. Он проистекает из более древнего, архаичного понимания мира, связан с целостной картиной мира и определяется мифическим сознанием. Человек в Средние века не отделял себя от мира природы и следовал общим законам мироздания, которые были до конца непознаваемыми. Идея общего начала, которое было и продолжает существовать как особый уровень бытия, была одной из ключевых. Она предполагала необходимость постоянного соответствия некоему эталону, канону – нарушение канона грозило бедами и тяжкими последствиями. Ощущение заданности судьбы было настолько сильным, что исключалась вертикальная мобильность личности. Однако в рамках своей социальной роли человек не просто должен был формально соответствовать своему статусу, но и стремиться к идеалу – к понимаю своей судьбы как благородного дела. В такой системе ценностей самым страшным пороком являлась гордыня (высокомерие).

Гордыня предполагает стремление к обретению благ не по своим заслугам, тщеславное желание возвыситься над другими, заполучить себе иную судьбу. В то время такие стремления вырывали личность из общего, гармонично устроенного, целостного мира; противопоставляли индивидуума обществу и миропорядку.

Высокомерие сулило бедствия не только самому гордецу, но и всем окружающим, поскольку порок становится триггером для всех последующих событий. Гордыня и похвальба Зигфрида по приезду в Вормс заставляет Гунтера и Хагена воспринимать его как потенциального врага. Бургунды понимают, что такого легендарного воина лучше не провоцировать и стараются предложить ему условия дружбы и мирного соседства, но как только Кримхильда, уже в статусе жены Зигфрида, открыто заявляет о своем превосходстве над Брюнхильдой, Зигфрид превращается из потенциальной угрозы в реального врага. Гордыня Гунтера заставляет его искать руки Брюнхильды, хотя он понимает, что не сможет одолеть деву-воительницу. Это никому не под силу – Зигфриду приходится прибегнуть к помощи магического плаща, чтобы превзойти соперницу в состязаниях. Гордыня Брюнхильды вынуждает Зигфрида не только прибегнуть к хитрости во время сватовства, но вступить с ней в схватку и в королевских покоях. Он одерживает победу и отдаёт деву нетронутой Гунтеру. Утратив свою силу в объятьях мужа, гордая воительница впоследствии высмеивается и прилюдно унижается Кримхильдой. Хаген соотносим со своей судьбой – судьбой верного вассала – до того момента, как гордыня толкает его на присвоение себе золота Нибелунгов. Этим он желает сравняться с поверженным им героем, но сам никогда не станет столь же легендарным воином как Зигфрид. И, наконец, высокомерие Кримхильды не только приводит к гибели Зигфрида, но и к полному истреблению её собственного рода.

Для Средних веков характерно мифическое, целостное, сознание, которое предполагало заданность человеческой судьбы, но одновременно требовало от индивида исправного служения благородному делу. Личность приравнивалась к своей судьбе и должна была быть достойна своего удела. Гордыня нарушала общий порядок вещей, так как притязания человека оказывались шире его роли в социальном и общемировом устройстве. Такие притязания и стремления вели к трагическим последствиям, что мы наблюдаем в «Песне о Нибелунгах». Гордыня не просто порицалась, а требовала осознания и борьбы, что является одной из центральных идей эпоса.

Раздел 1. Вопрос 7. Литература зрелого феодализма. Рыцарская куртуазная литература 12-13 веков. Рыцарский роман. Тристан и Изольда (+)