Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

9999

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
3.64 Mб
Скачать

На последнем этапе классицизма (конец XVIII – первая треть XIX в.) создавались единые архитектурные ансамбли городов с широким введением триумфальных сооружений и монументов. Так, в Петербурге одновременно со строительством Казанского собора (рис. 60) (А. Воронихин) полностью перестраивалось здание Главного адмиралтейства (рис. 61) (А. Захаров). Созданный ансамбль организовал пространство трех площадей: Адмиралтейской, Сенатской и Дворцовой. Важнейшее значение для городской панорамы со стороны Невы имело создание ансамбля стрелки Васильевского острова с центральным зданием – Биржей (1805–1806, Тома де Томон).

В это время в Петербурге строятся собор, здание Главного штаба (1819– 1829), Сенат и Синод (1829–1834, К. Н. Росси) – все это представители русского классицизма.

Рис. 60. Казанский собор в Санкт-Петербурге (1802–1811 гг.)

Рис. 61. Башня Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806 – 1820 гг.)

71

Завершающий этап классицизма (после Отечественной войны 1812 г.) называют ампиром. В этот период в Москве был создан ансамбль Театральной площади с Большим театром (1821–1824, О. Бове), восстановлен Московский Университет (1817–1819, Д. Жилярди). К позднему классицизму относится также здание Манежа в Москве (рис. 62) (А. Бетанкур, О. Бове), в котором новая конструкция стропил позволила перекрыть без опор пролет около 45 м.

Рис. 62. Здание Манежа в Москве (1817–1825 гг.)

Новым в приемах архитектурной композиции этого времени было свободное использование форм колоннады, аркады, портика и их сочетаний в контрасте с большим полем гладкой, часто легко рустованной стены; использование форм дорического ордера с целью создания героического облика архитектуры; применение яркой окраски фасадов в сочетании с белыми рельефами.

По-новому использовалась декоративная скульптура, отражающая триумфальную и героическую тематику: лепные венки, медальоны, военная атрибутика. Все это создавало единую по стилю застройку в духе патриотического утверждения идей гражданственности, общегосударственных успехов России и подъема культуры русского народа.

11.4. Эклектика

С 40-х гг. XIX в. в русской архитектуре заметен отход от ансамбля в композиции, развитие эклектики. В архитектуре Петербурга отход от русской классической школы виден в Исаакиевском соборе (рис. 63) (О. Монферран).

В дворцовой архитектуре появилось реакционно-монархическое официальное направление, провозгласившее «русско-византийский» стиль. Например, в фасадах Большого Кремлевского дворца в Москве (1839–1849, К.А.Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры.

Важным фактором, оказавшим влияние на развитие архитектуры, явилась потребность в строительстве новых типов зданий (крупных корпусов фабрик, заводов, больших многоквартирных (доходных) домов) и соответственно в новых строительных материалах, конструкциях (чугун, прокатное железо, позднее

– железобетон) и новой строительной технике.

72

Рис. 63. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (1817–1857 гг.)

С начала XIX в. вместо кирпичных и каменных столбов стали применять чугунные, вместо деревянных балок, каменных и кирпичных сводов – железные прокатные балки в качестве перекрытий лестниц, несущих частей балконов, ферм для мостов и большепролетных помещений. При постройке производственных, больших торговых и конторских зданий применяли каркасные стены, плоские ребристые железобетонные перекрытия.

11.5. Архитектура модерна

К концу XIX века была сделана попытка создать новый стиль, используя при строительстве новые материалы – бетон, металл и стекло. Этим стилем стал модерн, для которого характерны пластические формы, вяло изгибающиеся плоскости, линии. С появившимися новыми материалами – сталь, бетон – в представлении архитекторов воплотились мысли о новых конструктивных и художественных возможностях этих материалов.

Новый архитектурный стиль модерн возник как реакция на эклектические заимствования из архитектурного наследия прошлого.

Характерные черты стиля модерн: стремление к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач, вычурность, изломанность «текучих» форм и линий, как бы воспроизводящих ритм живой природы; преобладание стилизованно-растительных орнаментов, декора (лилии, ирисы, орхидеи); мягкая цветовая гамма фасадов и интерьеров. Черты стиля модерн в московском зодчестве наиболее отчетливо проявились в произведениях Ф. Шехтеля (1859–1926) – особняк Рябушинского (рис. 64).

73

Рис. 64. Особняк Рябушинского в Москве (1900 г.)

Наряду с поисками новых архитектурных форм, продолжалось изучение архитектуры прошлых эпох. Началу XX в. свойствен интерес к глубинным истокам русской культуры – ее языческому прошлому. Сторонники национального романтизма обращались к неорусскому стилю в ретроспективном плане, применяя формы и детали древнерусской архитектуры (например, Казанский вокзал в Москве, 1914–1919, А. Щусев). Другие ретроспективисты выражали свои идеи по преимуществу в формах ордерных стилей, прибегая или к итальянскому Возрождению (особняк Тарасова в Москве, 1912, И. Жолтовский), или к традициям русской классической архитектуры XVIII–XIX вв.

Тема № 12. АРХИТЕКТУРА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

12.1. Архитектура второй половины XIX– начала XX в.

Капитализм стремительно начал развиваться в европейских странах после победы буржуазных революций.

Бурное развитие ремесла, промышленной торговли потребовало пересмотра сложившихся в прежних социальных эпохах форм и методов технического оснащения общества. Появилась необходимость в строительстве многочисленных сооружений нового типа: дорог, мостов, фабричных зданий, зданий для демонстрации новых товаров на выставках, административных и банковских зданий, вокзалов и т.д.

Старые материалы и стили архитектуры не обеспечивали социальный заказ нового общества.

С развитием капитализма резко изменилась структура населения. В ведущих капиталистических странах появляются города с большой и активно возрастающей численностью населения.

74

Рост населения городов поставил еще одну важную социальную задачу – массовое строительство в виде жилых домов, школ, больниц, библиотек и т.д. Такое разнообразие строительства и его громадный объем уже не могли осуществляться на основе традиционных материалов – камня и дерева.

Капитализм вызвал к жизни новые материалы – чугун, железо. В 1783 г. был изобретен прокатный способ, в 1855 г. – бессемеровский, а в 1879 г. – томасовский способы производства стали. В 1821 г. был разработан цемент, а в 1851 г. открыт железобетон. Эти новые материалы создали совершенно новые условия для развития архитектуры. Металл давал возможность увеличивать пролеты сооружений, делать их ажурными и легкими; бетон, в свою очередь, также позволял увеличивать пролеты и создавать новые формы, передавать и воспринимать большие нагрузки. Если в прежних условиях камень воспринимал только сжимающие усилия, небольшие растяжения и изгиб, что соответствовало применению стоечно-балочной системы, арок, некоторых видов сводов, то новые материалы давали больше свободы творчеству.

Темпы строительства, новый ритм жизни, отличный от патриархального средневековья, не могли быть обеспечены за счет ручного труда. В промышленности в этот период интенсивно шел процесс индустриализации – с заменой ручного труда машинным. Этот процесс не мог не коснуться и строительства. Первым удачным примером индустриального строительства зданий является строительство Хрустального дворца – выставочного павильона в Лондоне (1851 г.). Инженер Д. Пэкстон предложил построить павильон из готовых металлических элементов, колонн, балок, собираемых на месте в каркас. Здание Всемирной промышленной выставки в Лондоне было сооружено только из стали и стекла впервые в архитектурной практике (построено за 16 недель).

Остекленные элементы и стальные рамы положили начало так называемой ажурной архитектуре. Памятником архитектуры стала 300-метровая Эйфелева башня (рис. 65) (А. Эйфель), построенная для Всемирной промышленной выставки в Париже.

К сожалению, архитекторы не были готовы к использованию возможностей новых строительных материалов, и в течение почти всего XIX века шел поиск новых форм архитектуры. Практика строительства не использовала эклектическое нагромождение старых архитектурных форм и стилей на основе новых материалов, которым не были свойственны эти формы.

Начиная с 30-х годов XIX в. для композиции и художественной отделки зданий характерны стилизация (подражание стилям прошлого) и эклектика.

Эклектика – смешение различных стилей – привела к нарушению связей между функцией, конструкцией и обликом архитектуры. Псевдоготический стиль выражался в деталях фасадов и интерьеров, псевдопомпейский – в имитации росписи древней Помпеи.

Пестрой эклектической обработкой отличались фасады домов, банков, вокзалов.

В этот период следует отметить большие достижения в строительстве инженерных сооружений, которые служили образцом для многих архитектурных сооружений.

75

Рис. 65. Эйфелева башня в Париже (1851 г.)

Например, были построены: в 1818 г. в Ирландии висячий мост с пролетом 176 м из металла (Томас Тельфорд); в 1838 г. – мост пролетом 143 м (Роберт Стефенсон); в 1883 г. в Шотландии – мост пролетом 525 м; в 1869-83 гг. в США

– Бруклинский мост пролетом 487 м (рис. 66). Строительство мостов и различных сооружений показало широкие возможности металла, которые стали использоваться при строительстве выставочных павильонов, магазинов и многих зданий.

В начале 90-х гг. XIX в. в Бельгии, Франции, Голландии, Австрии, Германии почти одновременно возник как реакция на эклектику новый стиль – модерн (фр.– современный), который порывал с исторической преемственностью в мировом искусстве. Для него характерны простая выразительность линий (плавные изгибы стен и сложные криволинейные очертания деталей, окон, дверей), живописность цветовых решений, использование новых материалов – бетона, стали, керамики, освобождение от симметрии и классических форм, в том числе ордеров. Идеологом нового стиля в архитектуре был бельгиец Хенри ван де Велде (Велде Хенри) (1863–1957), работавший в Германии. В стиле модерн строились городские особняки и загородные виллы.

76

Рис. 66. Бруклинский мост в Нью-Йорке (1869 – 1883 гг.)

Среди выдающихся архитекторов модерна необходимо отметить Антонио Гауди из Испании (1852–1926). Наиболее известными его сооружениями являются Дом Мила (рис. 67) и собор Саграда Фамилия в Барселоне (рис. 68).

Рис. 67. Дом Мила в Барселоне (1905–1910 гг.)

77

Рис. 68. Собор Саграда Фамилия в Барселоне (начало строительства 1891 г.)

В США в конце XIX в. (в Чикаго) впервые появилась идея использовать стальной каркас в строительстве многоэтажных зданий. Конструктивные и функциональные проблемы высотного строительства разработал американский архитектор Л. Салливен (1856–1924), которому принадлежит крылатая фраза: «Форма следует функции», т.е. форма сооружения зависит от его назначения.

С 60-х гг. XIX в. бетон стали армировать, чтобы увеличить сопротивление растяжению, сжатию и изгибу. Во Франции О. Пере была разработана железобетонная рамная конструкция многоэтажного жилого дома (рис. 69).

К началу XX в. относится создание больших промышленных комплексов на основе железобетонных конструкций, стального каркаса, элементов заводского изготовления, что привело к возникновению идей унификации и стандартизации элементов зданий.

Другой путь, по которому шло развитие архитектуры, был связан с использованием пластических свойств железобетона, т.е. его способности принимать любую форму.

В Германии (в Баухаузе – художественно-промышленном училище г.Веймара, которое было основано архитектором В. Гропиусом) в 1920-е гг. зарождается новое течение в архитектуре – функционализм, провозгласивший идею синтеза искусства и техники основой современного формообразования. Функционализм требовал строгого соответствия архитектурных форм зданий протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).

78

Рис. 69. Жилой дом на улице Франклина в г. Париже (1902–1903 гг.)

Один из лидеров функционализма – немецкий архитектор Мис ван дер Роэ (1886–1969) – выдвинул новую концепцию пространства: стена не подчиненный элемент, а имеет самостоятельное значение, связывая внутреннее пространство с окружающей средой. Он развивал идею совершенной «универсальной формы» в архитектуре, которую можно применить для любых зданий.

12.2. Современная архитектура

Один из создателей современной архитектуры – французский архитектор и теоретик архитектуры Ле Корбюзье (1887–1965) – видел основу обновления архитектуры в современной технике и серийности индустриального строительства. Он формулирует пять основных принципов новой архитектуры:

гибкая планировка, возможная внутри каркасной конструкции;

свободное решение фасада, вынесенного перед каркасом;

сплошные горизонтальные ленты окон;

плоская крыша, используемая как сад;

постановка здания на железобетонные столбы с отрывом от земли, чтобы продолжить под зданием зеленую зону.

Вилла Савой в Пуасси (рис. 70) – с наибольшей последовательностью иллюстрирует эти принципы.

79

Рис. 70. Вилла Савой в Пуасси близ Парижа. Дом на стойках (1928–1930 гг.)

Эти принципы нашли свое отражение в 1947–1952 гг. в архитектуре жилого блока в Марселе, который представляет собой единый 17-этажный жилой дом, оснащенный магазинами, детскими садами, амбулаториями, гостиницами, большими двухэтажными квартирами. Размеры дома и его элементов установлены по разработанной архитектором модульной системе – модулору – ряду пропорциональных величин на основе принципа «золотого сечения», увязанных с размерами человеческой фигуры.

Уильям Моррис (1834–1896) и Джон Раскин (Англия, 1819–1900) выдвинули и внедрили в свою практическую деятельность идею архитектуры как внутренней среды, в которой протекает жизнь человека. Эта среда должна создавать человеку, кроме удобств, функциональное и эстетическое наслаждение. Они вместе с проектированием дома проектировали и мебель, т.к. связывали все это воедино. Насыщение мебелью должно было быть минимальным, функционально необходимым, по сравнению с прошлыми стилями. Ими была высказана мысль о внедрении машин для изготовления внутренних деталей (ручек, шарниров и т.д.), не прибегая к индивидуальному ручному труду, как это было принято раньше. В этом заслуга этих двух архитекторов, заложивших принципы дизайна.

Всемирно известный архитектор Франк Ллойд Райт (1869–1959) выдвинул теорию соединения внутреннего пространства с природой. Он считал функцию только началом и не одобрял поклонения ей в полной мере. Его называют осно-

вателем органической архитектуры.

Райт является приверженцем индивидуальности в строительстве зданий. Он построил много жилых домов и загородных дач, вилл.

Райт был сторонником отказа от бутафорского перекрытия внутренних конструкций (балок, стропил и т.д.) с правдивым показом их функций. Широко использовались природные камни, растительность при сочетании с природой (Дом над водопадом, США, 1936 г.).

80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]