Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

NAPRAVLENIYa_V_PSIKhOLOGII

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2023
Размер:
1.38 Mб
Скачать

учѐных открыл перспективу создания оригинальной теории и принципиального обновления практических методов «исцеления души». Это открытие, сделанное к 40-а годам, обоих заставило порвать все формальные связи с научным сообществом и, поддерживая существование своих больших семей частной практикой (оба женились около 30 лет, Фрейд стал отцом шестерых детей, Юнг – пятерых), отдать себя на волю бурных волн кризиса середины жизни, предавшись самоанализу. У обоих кризис продолжался около четырѐх лет, разрешился же он (и в том и в другом случаях) созданием стройных научных систем с последовавшими публикациями и постепенным мировым признанием открытий. И Фрейду, и Юнгу было за 80 лет, когда они скончались после 17-летнего периода нездоровья.

Сравнительная биография Фрейда и Юнга:

Зигмунд Фрейд (Австрия,

Карл Густав Юнг

родился в г. Фрейбурге, Моравия,

(Швейцария, родился в деревне

ныне Чехия)

Кесвиль близ г. Базеля)

 

 

В 25 лет оканчивает мед. фак-

В 25 лет – мед. степень,

т Венского ун-та, врач-

получает должность психиатра в

невропатолог. Влияние Дарвина и

клинике Бурхгельцли (Цюрих).

Э. Брюкке (организм как динамич.

 

энергетич. система).

 

29 лет. Стажировка в Париже

27 лет. Стажировка в Париже

(в кл. Сальпетриер, Шарко, гипноз).

у Пьера Жане. 28 л. Женитьба + 5

30 л. Женитьба + 6 детей.

детей

30-39 лет. Выработка

30-39 лет. Выработка собств.

собственной теории в сотр-ве с

теории в сотрудничестве с Эженом

Иозефом Брейером, его влияние.

Блейлером (26-34 г.). Шизофрения,

Исследование истерии.

оккультизм, ассоциативный эксп.,

 

п/а метод Фрейда.

39-40 лет. Сон об Ирме.

К 40 годам. Сон о доме.

Создание словесн. ассоциат.

Влияние Отто Гросса (мистич. знач.

метода, обнаружение мех-ма

сексуальности), Фридриха

вытеснения, исключение из

Крейцера. Уход: из клиники, от

Венского мед. общества.

профессуры в Цюрихск. ун-те, с

61

 

поста президента Международной

 

п/а ассоциации. Разрыв с Фрейдом.

40-44 года. Самоанализ +

39-43 года. Самоанализ.

частн. практика

Духовн. кризис (сновидения и

 

мифы).

44 года. «Толкование

46 лет. «Психологические

сновидений» (1900).

типы». I самост. труд.

I самостоят. труд.

 

46 лет. Создание (будущего)

50 лет. I англояз. семинар в

Венского п/а общ-ва

Цюрихе.

 

+ Боллингенский замок.

49 лет. Окончат. разрыв с

Ок. 50 лет. Окончательное

научн. сообществом из-за

оформление теории кб/с и

психосекс. теории

архетипов

(«3 эссе о сексуальности»

 

(1905).

 

К 55 годам. Расцвет

К 60 годам. Президент

Междунар. п/а ассоциац.,

Междунар. мед. п/т общ-ва,

междунар. признание (и в США),

Президент Герм. п/т общ-ва, глава

междунар. призы, наличие крон-

общ-ва ―Эранос‖ (Аскона,

принца.

Швейцария).

 

 

56-64 года. Разрыв с Юнгом, I

К 70 годам. почѐтн. доктор

Мир. война – страх за сыновей,

Гарварда, Оксфорда, Женевского

смерть дочери. Танатос под вл.

ун-та, профессор Высш. техн.

Шпильрейн. ―По ту стор. принц.

школы в Цюрихе, в Базельск. ун-те.

уд.‖ (1920), ―Введ. в п/а‖.

Путешествия. Публикации.

77 лет. 30-ая лекция

К 80 годам. Самость,

«Введения в п/а» (об оккультизме)

синхронистичность (акаузальный

 

связ. принцип), заверш. исслед.

 

алхимии

83 года. Смерть после 16-

86 лет. смерть после 14-летн.

летней болезни

уедин. в Боллингенском замке.

 

Семья – в доме в Кюснахте

 

(Цюрих), на берегу Цюр. озера.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Неосознаваемая мотивация поведения. Школы психоанализа

62

1. Два учѐных, с биографиями которых мы только что познакомились, психологами быть не собирались, однако же их теории внесли и в психологию, и в философскую антропологию вклад, по сей день определяющий мировоззрение многих людей Европы и Америки.

Оба они были практикующими психиатрами, оба считаются родоначальниками психоанализа как особой медицинской практики и психологического направления, обратившего внимание на бессознательное как на новый предмет научной психологии. Этапы становления психоанализа связаны также с третьим знаменитым именем – именем Альфреда Адлера, которому мы посвятим отдельную лекцию.

В отличие от большинства коллег эти врачи не ограничились применением известных методик, стремясь поновому осмыслить эмпирический материал, с которым им пришлось столкнуться.

Вклад их в науку о человеке состоит в том, что они впервые, каждый по-своему, осмелились предложить целостную модель человеческой личности, описать еѐ структуру и характер взаимодействия сознательной и бессознательной частей психики.

Однако сами понятия сознания и бессознательного уже использовались прежде философами и психологами.

Бессознательное в философии: Эдуард Гартман

(немецкий философ XIX в.), создатель философии бессознательного: синтез Гегеля и Шопенгауэра, понятие «бессознательное» – из философии романтизма Шеллинга, а также из учения Лейбница об «индивидуальностях» (монадах). Суть философии бессознательного Гартмана: мир бессознательного выводился из содержания сознания (спекулятивно). Всякое желание порождает несчастье. Цель практической философии – довести до сознания необходимость спасения мира от бедствия желаний.

Эти принципы философии Гартмана стали принципами классической психоаналитической практики: на место активного бессознательного (вытесненных желаний) должен встать сознательный выбор своего поведения. Иррациональное

63

должно быть обуздано рацио. Кроме того, исходный конфликт должен быть эмоционально отреагирован в процессе трансфера (особого эмоционального отношения пациента к аналитику).

2. Пристальное внимание психоанализа к бессознательному в психике, к инстинктам и интуитивным влечениям, позволяет нам отнести психоанализ к философии иррационального. Парадокс же заключается в том, что Фрейд, основатель психоанализа, стоял на исключительно позитивистских позициях, вообще определявших первые десятилетия существования научной психологии.

Своеобразие, в своѐ время даже скандальное своеобразие, его концепции тем и вызвано, что Фрейд имел научное мужество замахнуться на иррациональные феномены, так сказать, каменным топором естественнонаучного материализма XIX в. Чуть позже мы посмотрим, как Фрейд это сделал.

3. Как мы уже знаем, знакомство Фрейда и Юнга, сначала эпистолярное, состоялось в 1906 г. С чем они оба подошли к этой встрече и почему в дальнейшем разошлись их пути? Я предлагаю проследить, перефразируя В.И. Ленина, «источники и составные части» психоанализа – как фрейдизма, то есть

классического психоанализа, так и аналитической психологии

Юнга.

I. Первым источником психоанализа стала эмпирика,

личный опыт и Фрейда, и Юнга, потрясший их и потребовавший осмысления. Рассмотрим четыре составляющих этого опыта:

1. Когда мы хотим сказать, что кто-то не вполне нормален, мы говорим, что у него не все дома, что он не в себе, то есть что именно его-то и нет, когда дома не все. Кто же там остаѐтся? Народная демонология на этот вопрос отвечает просто: даже когда мы оговоримся или ненароком скажем лишнее, это значит бес попутал, чѐрт за язык дѐрнул. Если вдруг потеряем что-то, лежавшее под рукой, просим домового поиграть да отдать…

64

Но Фрейд был физиологом, врачом, атеистом, ни в Бога, ни в чѐрта не верил, и сказочный вопрос, кого же я у себя дома не знаю, мучил его, не снятый фольклорными объяснениями.

Итак, артефакты, явления ―психопатологии обыденной жизни‖ (так и называлась одна из работ Фрейда), досадные мелочи, такие, как оговорки, забывания, запрятывания

первыми указали Фрейду на то, что наше сознание – не хозяин

вдоме нашей души. Не единственный хозяин, во всяком случае.

2. Фрейду и Юнгу, как и всем простым смертным, снились сны5. Причѐм, Фрейду казалось, что некто (или нечто) хочет помешать ему понять скрытый смысл сновидения, Юнгу же, напротив, казалось, что этот некто намерен ему помочь, но способен говорить только на языке притчи, и беда нашего сознания в том, что оно не всегда способно этот язык понять.

3. Юнг обладал ещѐ и уникальным мистическим опытом,

вотличие от Фрейда: родившись в семье священника, насчитывая несколько пасторов в семье своей матери, Эмилии Прейсверк, Юнг не удивлялся тому, что некоторые его родственники слыли духовидцами. Сам Юнг уверял, что унаследовал от матери способность к непроизвольной телепатии, и что предметы имели тенденцию разлетаться на куски, когда Юнг оказывался поблизости и не в духе (так он однажды якобы напугал Фрейда). В своей 15-летней кузине Юнг открыл талант медиума (спиритическим сеансам с участием кузины была посвящена докторская диссертация Юнга, и диагноз, поставленный девушке, испортив еѐ судьбу, навсегда рассорил Юнга с Прейсверками).

Были ли в самом деле родственники Юнга духовидцами, или же все они просто были одарены богатой и мистически

ориентированной фантазией в сочетании со склонностью к

5 Накануне постигшего обоих духовного кризиса, каждый увидел сон (о пациентке Ирме – Фрейд, о доме – Юнг), интерпретация которого имела большое значение для формирования оригинальной концепции бессознательного. Первая (самостоятельная) книга Фрейда так и называлась – «Толкование сновидений». 1900 г. Последний год XIX в. стал годом рождения психоанализа.

65

мистификациям, сказать трудно. Во всяком случае сам Юнг, в отрочестве действительно пережив мистический опыт, обрѐл непосредственную веру в Бога (расходившуюся, впрочем, с христианскими догматами), но ему мало было созерцать духов и ощущать присутствие божества, ему нужно было рационально объяснить себе всѐ это.

4. Четвѐртая составляющая опыта, требовавшего научного объяснения, – явления душевной жизни больных, с которыми сталкивались Фрейд и Юнг в ходе своей медицинской психиатрической практики. Прежде всего это – фантастические явления диссоциации (раздвоения личности), наблюдаемые и при истерии, и при шизофрении6.

Практиковавшийся его учителями метод гипнотического катарсиса показал Фрейду, что людям часто отравляет жизнь что-то, в чѐм они не смеют признаться даже самим себе, осознание и эмоциональное отреагирование чего, однако, сделало бы их, если не счастливыми, то душевно здоровыми по крайней мере.

II. Вторым источником теоретического психоанализа

стало позитивистское мировоззрение и естественнонаучные теории предшественников Фрейда и Юнга:

1.Открытие психиатрией подсознания, второй, как бы временно скрытой от бодрствующего сознания человека его личности. Психиатры Жане, Брейер и Блейлер объясняли возможность образования подсознания изначальной слабостью психического синтеза у некоторых больных, приводящей к внутрипсихической перегруппировке элементов.

2.Теория Дарвина о нашем общем с животными происхождении.

3.Концепция физиолога Молешотта, согласно которой все духовные процессы имеют физиологическую основу.

4.Концепция физиолога Брюкке, видевшего живые

организмы как динамические энергетические системы, на

6 Подробнее см.:курс лекций С.Н. Лютовой «Социальная психология личности…».

66

которые, в частности, как и на все остальные, распространяется закон сохранения энергии.

Фрейд до встречи с Юнгом. Введѐнный Фрейдом термин бессознательное был призван подчеркнуть качественное отличие описанной им нормальной сферы психики от болезненного подсознания. Фрейд первым пришѐл к выводу о том, что в структуре психики нечто противостоит сознанию не как вторая, латентная, сознательная личность, не как

подсознание. Бессознательное, по Фрейду, – область

исходных влечений и «содержания», обособившиеся от области сознания в результате вытеснения. Расщепление же Я-сознания при диссоциации – результат запрета на компромиссы между основными установками. По Юнгу же,

бессознательное – прапсихика, психическая представленность человеческих инстинктов – через интуицию и эмоциональную еѐ окраску.

Фрейд вошѐл в историю науки как автор

психодинамической теории взаимодействия сфер личности:

нейрофизиологическое возбуждение, вызванное естественной физиологической потребностью, в случае невозможности немедленно еѐ удовлетворить приводит к неприятному скоплению энергии. Образуется напряжение, требующее разрядки. Если разрядка оказывается невозможна (например, когда физиологические потребности человека приходят в столкновение с его этическими принципами), источник возбуждения перестаѐт осознаваться. Происходит это посредством защитного механизма вытеснения (потребности).

Весь эмоционально, энергетически, заряженный комплекс элементов травмирующей ситуации (у «комплексующего» субъекта) вытесняется в область бессознательного по закону сохранения энергии. Но всѐ равно, уже из бессознательного, этот комплекс требует энергетической разрядки, пробиваясь к поверхности сознания в оговорках, образах сновидений и в невротических симптомах.

Осталось назвать эту энергию. Естественно было бы предположить биологически наиболее значимой энергию сохранения и продолжения жизни. Фрейд назвал еѐ либидо,

67

энергией эротического влечения. Позже Фрейд признал наличие и противоположного влечения – влечения к смерти, разрушительную энергию Танатоса (названную по имени древнегреческого бога смерти).

Теория энергии либидо легла в основу психосексуальной теории, которой Фрейд прославился и за пределами научного сообщества. Популярна стала также и его гипотеза, согласно которой вся история и вся культура человечества питается энергией вытесненных влечений посредством защитного механизма сублимации энергии7.

В самом деле, что более, чем сексуальность и агрессивность, требовали держать в узде традиции европейской культуры? В своей теории сексуальности Фрейд обрѐл строго научный (что для него означало «естественнонаучный») метод объяснения наиболее загадочных феноменов человеческой психики. Очевидный материализм его концепции призван был, по его собственному признанию, служить бастионом против спиритуализма, мистицизма – оккультизма всякого рода.

Однако Фрейд не чужд был образности в изложении своих теорий и использовал мифологемы для условного обозначения вскрываемых им психологических закономерностей. Так психосексуальная теория Фрейда, помимо имѐн богов Эроса и Танатоса, в качестве ключевой метафоры использует древнегреческий миф об Эдипе8.

7О названных и др. защитных механизмах см. подробнее: Лютова С.Н. Социальная психология личности…

8У фиванского царя Лая и его жены Иокасты родился сын, которому предрекли страшную судьбу: ему суждено было стать убийцей отца и супругом собственной матери. По приказу царя, мальчику перебили ноги и бросили его умирать, но пастух нашѐл младенца, дал ему имя (―Эдип‖ значит ―с опухшими ногами‖) и отнѐс к бездетному царю Коринфа Полибу. Когда Эдип стал юношей, он обратился к Дельфийскому оракулу, и Пифия, не открыв происхождение Эдипа, дала то же прорицание, что дано было и при его рождении. Ужаснувшись, Эдип решил обмануть судьбу и не возвращаться в Коринф. На пути из Дельф в Фивы юноша убил в ссоре знатного мужчину и всех его слуг, кроме одного.

68

Вокончательном варианте психодинамической теории Фрейда человеческая психика состоит из трѐх сфер – Я (Эго),

Сверх-Я (Супер-Эго) и Оно (Ид), связанных энергетическими взаимодействиями9.

Коллеги Фрейда после опубликования первых его самостоятельных работ стали воспринимать венского доктора именно в традициях ханжества европейской культуры, то есть как развратника и извращенца, особенно после того, как Фрейд посягнул на невинность младенцев, открыв в 1905 г. стадии детской сексуальности, зависящие от области фиксации либидо. Имя Фрейда стало неприлично произносить вслух. Все от него отвернулись, кроме тесного кружка сторонников.

Юнг и Фрейд. Именно в это время 30-летний преуспевающий доктор Юнг рискнул своей научной репутацией, начав ссылаться на работы Фрейда в своих публикациях, а позже инициировал переписку с Фрейдом, сообщив ему, что самостоятельно обнаружил механизм вытеснения в ходе так называемых ассоциативных экспериментов в клинике Бурхгельцли.

Кроме того, Юнг писал Фрейду, что Блейлер разрешил ему в этой цюрихской клинике практиковать

психоаналитический метод свободных ассоциаций, и

поэтому Юнг нуждается в руководстве Фрейда. Сотрудничество и личная дружба двух врачей крепли, пока в

ВФивах Эдип разгадал загадку Сфинкс, терзавшей город, и за это

был избран царѐм, получив, по обычаю, в жѐны вдову ―убитого разбойниками‖ прежнего царя. Двадцать лет супруги были счастливы, вырастили четверых детей: Полиника, Этеокла, Антигону и Исмену.

Но однажды Дельфийский оракул потребовал изгнать из Фив убийцу прежнего царя Лая, чтобы город избавился от моровой язвы. В ходе расследования Эдип выяснил страшную правду о себе и выколол себе глаза золотой застѐжкой, снятой с платья повесившейся Иокасты. Сыновья изгнали его из Фив, дочь-сестра Антигона взялась сопровождать слепца в его странствиях. В конце концов Эдип находит приют у Тесея, но вскоре отправляется в последний путь – в подземное царство Аида.

9 Подробнее см.: Лютова С.Н. Социальная психология личности… С. 18-25.

69

работах Юнга не стало слишком заметно влияние третьего источника психоанализа.

III. Третий источник психоанализа – философия иррационализма.

В психиатрии Юнг нашѐл сферу пересечения двух своих давних интересов – к естественным наукам и к философии. Наукам, по его словам, не хватало смысла, философии – фактов.

Факты бессознательного требовали от Юнга, прежде всего, философского осмысления. Позитивистских концепций для интерпретации его опыта оказалось недостаточно. Но ещѐ с 17 лет, в отличие от Фрейда, Юнг самостоятельно начал свои философские штудии.

Из античных философов Платон вызвал у Юнга наибольший интерес, несмотря на длинноты в диалогах. Позже Юнг говорил, что весь психоанализ восходит к двум метафорам Платона: психоанализ Фрейда – к метафоре колесницы-души из диалога «Федр», собственная теория Юнга – к метафоре пещеры из «Государства». Средневековая схоластика оставила Юнга в недоумении (как будто люди, никогда не видевшие слона, всѐ пытаются доказать друг другу его существование). «Дыхание жизни» Юнг впервые ощутил в немецкой мистике XIII – XIV веков, в работах Экхарта, но тот всѐ же остался чужд. Место Экхарта вскоре занял Сведенборг (шведский теософ-мистик и спирит XVIII в.), воспринимавший «откровения из Царства Духа». От излишней восторженности по поводу фантастической метафизики Сведенборга Юнга излечили «Грѐзы духовидца» Канта, посвящѐнные Сведенборгу. Теперь Юнг зачитывался Кантом. Его потрясла теория познания Канта: непознаваемость вещи в себе и мир явлений, структурируемый априорными понятиями. Гармония кантовской мысли стала силой, дисциплинирующей ум Юнга и в дальнейших его философских изысканиях, «главной удачей» которых стал, наконец, Шопенгауэр. Он был первым, явившим страдание мира, смятение и страсти, первым, заговорившим о мрачной слепоте творящей мир воли, но решения проблем не предлагал. Юнг впоследствии открыл для Фрейда философию

70