Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социальная экология билеты.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
26.08.2023
Размер:
138.86 Кб
Скачать

32. Экологические проблемы России: водные ресурсы, почвенные ресурсы, лесные ресурсы

Водные ресурсы

Россия богата водными ресурсами. Среднегодовой сток всех рек России составляет около 10% общемирового, что равно более 4200 км3. В расчете на 1 человека (удельная водообеспеченность) сток близок к 32 тыс/м3 год. Соотношение удельной влагообеспеченно-сти с общемировой и с некоторыми другими странами видно из приводимых ниже данных.

Удельная водообеспеченность (тыс. м3/год на чел.) за счет речного стока:

Мир в целом 11,0

КНР 3,8

Страны СНГ 17,5

Индия 2,8

Россия 31,0

Бразилия 59,5

США 11,4

Канада 128,0

Самой крупной рекой России является Енисей. Его среднегодовой сток равен 630 км3/год, далее следуют Лена (532 км3), Обь (404 км3), Амур (344 км3). В европейской части страны основной объем стока приходится на Волгу (254 км3), водосбор которой занимает около 70% европейской части страны. Далее следуют Печора - 130 км3, Колыма -127 км3, Сев. Двина- 109 км3. Самой крупной рекой мира является Амазонка, сток которой равен 6930 км3/год. Велики запасы годных к использованию подземных вод России. Их ежегодные эксплуатационные ресурсы оцениваются примерно в 230 км3.

Страна потребляет из различных источников около 120 км3/год воды, в том числе из поверхностных источников (рек и озер) - около 80%, а из подземных ресурсов - только 15-17%. Кроме прямого потребления воды из источников, значительное количество ее находится в водообороте потребителей и используется неоднократно (оборотное водоснабжение). Последнее равно примерно 160 км3/год. Таким образом, суммарное использование воды страной близко к 280 км3/год, что составляет около 2000 м3/год на человека (примерно 5 м3/сутки или 200 л/час).

Специфично для России соотношение объемов водопотребления в различных отраслях хозяйства. В целом в мире основным водопотребителем является сельское хозяйство (поливное земледелие, животноводство). Это было характерно и для СССР, где доля его в середине 80-х годов была близка к 50%. Сейчас доля сельского хозяйства в потреблении воды не превышает 20%, а основным водопотребителем является промышленность и особенно энергетика - около 50%.

В целом по отношению к общим водным ресурсам водопотребление невелико.

Водозабор из поверхностных источников составляет только 3% от годового стока (в среднем в мире он близок к 7-8%) и не превышает 9— 10% возможного потребления из подземных источников. Вместе с тем для страны характерны и острые проблемы обеспеченности водными ресурсами. Они обусловлены несколькими причинами. Назовем важнейшие из них.

1. Неравномерное распределение и изъятие вод по территории страны. На Каспийский и Азово-Черноморский бассейн, где проживает около 80% населения страны, приходится только 9% общего для России речного стока. Здесь водообеспеченность составляет только 5,5 тыс. м3/год на человека. В то же время в северных и восточных районах водообеспеченность составляет 82 тыс. м3/год на человека. Недостаток водных ресурсов на европейской территории страны усугублялся большими изъятиями воды. К середине 80-х годов такое изъятие составляло: из Волги - 22 км3/год (9,5% стока), из Дона - 7,5 км3 (26,7% стока), из Урала - 2,7 км3 (34,2%), из Кубани -5,6 км3 (43,1 %), из Терека - 5,0 км3 (60,2% стока). Каспийское море в результате этого недополучало 38 км3 воды в год, или около 12% годового стока, что выше допустимых норм. Дефицит стока в Азовское море составлял 12 км3/год (29% годового стока), а в Аральское - 23 км3/год (43% стока). В Сибири наибольшее изъятие воды имело место из Оби (11,7 км3, или около 3% годового стока). Подземные воды также используются в основном в европейском регионе. В местах длительных и интенсивных водозаборов имеет место истощение запасов подземных вод и снижение их уровней на десятки и сотни метров.

2. Недопустимо высоким было и остается загрязнение вод. Имеются данные, что около 70% рек и озер России утратили свои качества как источники питьевого водоснабжения. Загрязнена часть подземных вод, в том числе и на действующих водозаборах. В результате этого около половины населения республики, при практически неограниченных водных ресурсах, продолжает потреблять недоброкачественную воду. Особенно неблагоприятно на состоянии водных источников сказываются территориально-рассредото-ченные (рассеянные) стоки загрязненных вод. К ним относятся воды, стекающие с сельскохозяйственных полей, а также с населенных пунктов, не имеющих канализационной сети. Такие воды практически не очищаются из-за трудностей их сбора. В начале 90-х годов за счет рассеянного стока в водные источники поступало до 50% загрязняющих веществ, а по азоту - около 80%. Загрязнению вод способствуют бессистемные рубки леса. Они сопровождаются разрушением почв, возрастанием объемов загрязненного поверхностного стока, интенсификацией выноса в водные источники органических и минеральных веществ.

3. Велика доля загрязнений или их последствий от сплава древесины, транспортировки нефтепродуктов, разливов горюче-смазочных материалов. Нефтью и нефтепродуктами в той или иной степени загрязнены все судоходные реки страны. Нефтяное, как и другие виды загрязнений, особенно неблагоприятно сказываются на северных реках, где в силу низких температур и короткого вегетационного периода самоочищающая способность вод резко снижена. Высоким остается загрязнение вод продуктами разложения органической массы, особенно древесины. Имеются данные, что каждое 20-30-е бревно терялось или теряется при сплаве. Дно рек, по которым проводился интенсивный сплав лесов (а это в малообжитых районах практически единственный путь транспортировки древесины), в несколько слоев устлано стволами деревьев. Наиболее ядовитыми продуктами разложения древесины является фенол и его производные Загрязнение древесиной и продуктами ее разложения типично и для многих водохранилищ. Их ложа нередко практически не освобождались от древесины. В результате этого десятилетиями сохраняется обусловливаемое ею загрязнение. Другие проблемы водохранилищ, рассмотренные в разд.\Т1.5;1Х.2, типичны и для России (заиление, накопление тяжелых металлов и радиоактивных веществ, тепловое загрязнение, эвтрофикация и т. п.).

4. Неэкономное, в ряде случаев расточительное использование водных ресурсов характерно практически для всех отраслей хозяйства. В сельском хозяйстве это происходит прежде всего в результате использования несовершенных способов орошения (большие потери воды на фильтрацию, сопровождающуюся заболачиванием или засолением почв). Чрезмерно велики расходы воды в быту и отдельных отраслях промышленности. В городах на коммунально-бытовые нужды расходуется иногда до 400-500 л воды в сутки на человека. В тех странах, где потребление воды нормировано и на нее установлена обоснованная плата, суточные расходы не превышают 200-250 л/человека. Неоправданно большое количество воды, пригодной или подготовленной для коммунально-питьевых нужд, используется в промышленности и Других технологических процессах. Например, при малой доле использования подземных вод для питья значительные объемы их расходуются для канализаций, орошения, мытья машин ит. п.

В целом нельзя считать удовлетворительным обеспечение населения питьевой водой. При больших запасах подземных вод в стране около 70% населения пользуется водой из поверхностных водоисточников.

Почвенные ресурсы

Практически по всем категориям земель, кроме пустынных, площади их на душу населения в России значительно выше, чем в мире. Площадь пашен и других обрабатываемых земель составляет около 150 млн. га. При пересчете на душу населения это примерно в 4 раза выше, чем в среднем в мире. Еще более значительны различия по лесным землям. В России только покрытая лесом площадь равна 765 млн. га, что составляет около 5,1 га на человека (в среднем в мире 0,77 га). Кроме покрытых лесом, в Государственный лесной фонд включена часть земель, находящихся в настоящее время под болотами, кустарниками, временными сенокосами и другими угодьями. С их учетом площадь лесных земель составляет около 940 млн. га (6,3 га/чел.).

Для значительных площадей почв характерно невысокое плодородие. К ним относятся прежде всего почвы лесной, южной части степной и полупустынной зон. Их мелиорация (улучшение) требует вложения средств и энергии, а также высокой культуры земледелия.

Современный почвенный покров России несет на себе результаты низкой культуры земледелия и отсутствия реальной заинтересованности в их сохранении. Из 140-150 млн. га пахотных земель в настоящее время не менее 60 млн. га повреждено эрозией. Площадь орошаемых земель близка к 6 млн. га, осушенных - 6,3 млн. га. Около 1/4 этих почв сильно нарушено (вторичное засоление, эрозия, заболачивание) и требует коренной реконструкции.

Сохраняется тенденция потери почвами основного фактора плодородия - гумуса (следствие разрушения в результате низкой культуры земледелия и по другим причинам). Многие пахотные черноземы потеряли его до 50% от первоначального. И без того малогумусные подзолистые почвы только за период 70-90-х годов потеряли 20-25% гумуса. Интенсивная потеря гумуса имеет место на осушенных торфяниках. Не менее 80% земель отнесено к категории с низким и средним содержанием гумуса.

Значительные площади почв загрязнены промышленными выбросами. Только радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС подверглись почвы на площади около 2 млн. га.

Недопустимо велики потери земель в результате их отчуждения (изъятия под различные виды строительства и для других целей, не связанных с получением биологической продукции). Только в результате строительства ГЭС на реках европейской территории России затоплено и сильно подтоплено более 6 млн. га земель, из них около 50% приходится на наиболее плодородные пойменные. В целом за период 60-80-х годов пахотный фонд бывшего СССР потерял не менее 30 млн. га земель (большая часть их приходится на Россию). В 70-80-е годы закономерной была тенденция уменьшение площади пашни примерно на 0,01 га/год на душу населения. Если бы такая тенденция сохранялась и далее, то стране угрожала полная потеря пахотных земель в течение ближайшего столетия. Эта тенденция в последнее время изменилась, но, к сожалению, не в результате более рационального использования земель, а по причине резкого замедления промышленного и других видов строительства, прекращения и перехода на отрицательные темпы прироста населения и по другим подобным причинам.

В целом для сельского хозяйства страны была типичной парадоксальная ситуация: низкая урожайность при высоком вложении средств и энергии в земледелие. Например, на тонну вносимых химических удобрений урожайность повышалась в СССР только на 8 тонн. В США, в Китае этот показатель близок к 18, в Индии он равен 16. Франция и бывшая Чехословакия, имея 0,30 га пашни на душу населения, получали из них больше продукции, чем бывший СССР и Россия из среднедушевых 0,90-1,0 га.

Лесные ресурсы

При богатстве страны лесами (около 5 га на человека) страна столкнулась с проблемой истощения лесных ресурсов. Последнее особенно типично для Европейско-Уральского региона, а также в значительной мере для транспортнодоступных лесов других районов страны.

Наличие значительных лесных территорий не затронутых или слабо затронутых деятельностью человека мало меняет положение. Это в основном либо низкопродуктивные леса, либо леса, расположенные в труднодоступных условиях.

Лесную промышленность по праву относят к самой расточительной отрасли. Приводятся данные, что только 20-30% от заготовленной древесины идет в дело. Остальная теряется на пути от лесосеки до изготовления конечного продукта.

Кроме оставления значительной части древесины непосредственно на лесосеках и потерь при транспортировке (древесина таких лиственных пород, как береза, осина, ольха, часто не вырубается либо не вывозится), недопустимо велики потери древесины при переработке в результате большого количества неиспользуемых отходов и по другим причинам.

Страна продолжает экспортировать древесину в виде бревен (кругляка). Это самый нерациональный способ торговли древесным сырьем (низкие цены, не развивается отечественная деревообработка и деревопереработка, не используются возможности повышения занятости населения и т. п.). Показателем низкой эффективности использования древесины являются виды и количество получаемой из нее продукции.

Основные проблемы, связанные с потерей древесины на различных этапах заготовки, транспортировки и переработки

  • Недорубы (оставление несруб-ленными на вырубках части деревьев, которые затем погибают).

  • Оставление срубленных деревьев на лесосеках.

  • Неиспользование древесины второстепенных, как правило, мягколиственных деревьев, а также пней, корней, вершин деревьев, сучьев и других порубочных остатков

  • Строительство дорог из древесины (лежневок), плохое их качество, несовершенная техника, бесхозяйственность.

  • Несвоевременная вывозка или сплав, неблагоприятные природные явления, например наводнения или маловодность рек и др.

  • Несовершенные методы транспортировки, особенно сплава (разрозненными бревнами и др.)

  • Устаревшая техника, низкая технологическая культура и как результат — неоправданно высокая доля низкосортных материалов и отходов (опилки, горбыль) и низкая доля их использования

  • Большой объем использования (продажи) древесины без глубокой переработки (в виде бревен) в целлюлозу, бумагу, прессованные изделия, химические продукты и т.п.

  • Быстрый выход из строя изделий,полученных на основе древесины.

  • Недостаточная или несвоевременная защита от гниения и др. видов разрушений

С экологической точки зрения расточительность лесного хозяйства и лесной промышленности - это не только потери древесины или ее бесхозяйственное использование.

За этим следуют необоснованно большие площади вырубаемых лесов, разрушение почв, заболачивание территорий, обмеление рек и другие нарушения влагооборотов и круговоротов веществ. После вырубок леса лесные площади на долгое время теряют экологические функции, медленно восстанавливаются или сменяются менее продуктивными экосистемами.

При благополучном на первый взгляд соотношении между допустимым (расчетная лесосека) и реальным изъятием древесины (первая величина близка к 700 млн.3/год, а вторая составляет только 350 млн.3/год) фактически идет истощение наиболее продуктивных лесов. Это связано с тем, что основные лесозаготовки сконцентрированы в наиболее доступных и наиболее продуктивных лесах. Вследствие этого в большинстве хозяйств Европейско-Уральского региона научно обоснованные нормы изъятия древесины давно исчерпаны. Однако и в настоящее время в данном регионе заготавливается около 2/3 всего объема древесины. В лесах же Сибири и Дальнего Востока имеются большие площади спелых и перестойных лесов, древесина из которых не изымается.

Нельзя, к сожалению, отнести к экологически обоснованным применяемые методы и способы рубок леса. Основное внимание продолжает концентрироваться на изъятии древесины. Сохранению других звеньев экосистем (почв, вод, животного мира и др.) уделяется крайне недостаточное внимание. Рубки леса проводятся с использованием тяжелой техники, которая разрушает или уплотняет почвенный покров. Неизбежным следствием этого является снижение плодородия, интенсификация процессов заболачивания или эрозии почв. В северных районах лесные экосистемы нередко сменяются болотными.

Сокращение покрытых лесом площадей происходит также в результате пожаров. Площади последних от года к году увеличиваются. По имеющимся данным, только за последние четыре года площадь ежегодно уничтожаемых пожарами лесов увеличилась втрое и достигла 1,6 млн. га/год. Это близко к площади вырубаемых лесов - около 2 млн.га/год.

Восстановление лесов резко отстает от их уничтожения. Лесопосадки проводятся ежегодно на площади только 0,5-0,6 млн. га/год. На 1,2-1,3 млн. га, по официальным данным, проводится содействие естественному возобновлению, заключающееся в основном в сохранении молодого поколения леса (подроста) при рубках. Но и те и другие меры далеко не всегда достигают цели: посадки гибнут вследствие отсутствия ухода за ними. На их месте, как и на площадях, оставленных под естественное возобновление, разрастаются кустарники и нежелательные в хозяйственном отношении малоценные лиственные древесные виды. В результате этого полноценные (хвойные) леса возвращаются на места вырубок только в результате сукцессии. Это отодвигает время восстановления исходных (подобных имевшимся до рубки) лесов на 60-80 лет.

Нельзя отнести к экологически обоснованным и приемы создания (посадок) лесов на местах вырубок. Они нередко связаны с уничтожением плодородного слоя почв в результате раскорчевок, нарезки борозд и уплотнения почв тяжелой техникой.

По этим причинам не только лесозаготовки, но и, казалось бы, положительные действия по созданию лесокультур превращаются в свою противоположность - жесткое вмешательство в экосистемы со свойственными им цепными реакциями.

Экологически более приемлемы мягкие методы лесопользования. К ним можно отнести несплошные рубки или рубки небольшими лесосеками. Древостой при этом вырубаются не одновременно, а отдельными приемами в течение нескольких лет или десятилетий. Они рассчитаны на постоянную еамовосстановительную способность экосистем по мере удаления части древесного яруса. Такие методы требуют хорошего знания экологии экосистем и высокой культуры работ. К сожалению, эти условия далеко не всегда выполняются. Поэтому и при несплошных рубках древостой после вмешательства человека теряют свойства самовосстановления, что сопровождается их распадом, потерей древесины и экологических функций.

Наиболее часто основной причиной отрицательной деятельности человека в лесах является преобладание кратковременных утилитарных целей над долговременными экологическими. Такие явления характерны практически для всех видов природопользования, но в лесных экосистемах их отрицательные следствия проявляются наиболее полно и зримо.