Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспекты к занятиям / Конспект по теме анализаторы №2.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
10.07.2023
Размер:
186.92 Кб
Скачать

10) Антиноцицептивная система.

В 1973г были определены места «узнавания» опиатов или опиатные рецепторы в головном и спинном мозге. Найдены вещества – лиганды, вступающие в контакт с этими рецепторами (эндорфины – альфа, бета и гамма, лей-энкефалин, мет-энкефалин и динорфин). Самое большое количество опиатов было обнаружено в полосатом теле, среднем мозге, гипоталамусе, гипофизе, таламусе, центральном сером веществе, ретикулярной формации, желатинозной субстанции спинного мозга, в первой и второй сенсомоторных зонах коры, в желудочно-кишечном тракте. В этих структурах были найдены опиатные рецепторы разных видов: мю (μ), сигма (σ), дельта (δ), эпсилон (ε), каппа (κ). Каждый из опиатов взаимодействует преимущественно со своим рецептором. Так, морфий (алкалоид опия, сока мака) вступает в контакт с мю-рецепторами, энкефалин – с дельта-рецепторами, бета-эндорфин – с эпсилон-рецепторами, динорфин – с каппа-рецепторами.

Механизм действия. Боль запускает выработку гипоталамусом эндорфинов, последние стимулируют синтез эндорфинов гипофизом, которые затем попадают в спинномозговую жидкость и кровь, доставляющую их к пораженному органу и тканям, где они и оказывают обезболивающий эффект. Так, при шоке после обширной травмы тканей выделяется большое количество опиоидов, которые блокируют все виды чувствительности.

Действие опиоидов подобно действию морфия: сужение зрачка, брадикардия, угнетение дыхания, гипотермия, стимуляция моторики желудочно-кишечного тракта, выброс соматотропного гормона и пролактина. Аналгезирующий, или обезболивающий, эффект морфия связан с уменьшением под его действием содержания брадикинина, субстанции Р и простагландинов. Морфий усиливает пресинаптическое торможение на уровне спинного мозга, вызывает гиперполяризацию в задних корешках и увеличивает уровень ГАМК.

Согласно современным представлениям, существует так называемая эндогенная система аналгезии, которая делится на опиоидную и неопиоидную.

  1. Для эндогенной опиоидной системы главными медиаторами являются энкефалин, динорфин, бета-эндорфин. Антагонист этих медиаторов – налоксон. Опиаты подавляют нейрональную активность в ноцицептивных путях с помощью двух видов торможения: пресинаптического, действующего на терминаль афферентного волокна – проводника ноцицептивной чувствительности и препятствующего высвобождению медиатора боли (вещества P), и постсинаптического, в результате которого генерируется тормозной постсинаптический потенциал (ТПСП). Предполагается, что нисходящая система устранения боли находится под ингибирующим контролем тормозных интернейронов среднего и продолговатого мозга. Опиоиды подавляют активность этих интернейронов и высвобождают аналгезирующие пути.

  2. Другой, неопиоидный эндогенный путь подавления боли – переживаемый организмом стресс и выделение при этом таких медиаторов, как серотонин, который находится в большом количестве в ядрах шва. Этот нейромедиатор тормозит активность ноцицептивных нейронов, вызывая эндогенную аналгезию. В неопиоидной системе аналгезии, вероятно, важную роль играют катехоламины: адреналин и норадреналин, которые не только сами могут подавлять боль, но и оказывают аналгезирующий эффект, взаимодействуя с эндогенными опиоидами.

Боль можно снять с помощью ненаркотических аналгетиков, которые ослабляют боль, не отключая сознания (ацетилсалициловая кислота, нейротензин). Наркотические анальгетики, например морфий, устраняют самую сильную боль с успокаивающим действием. В высоких концентрациях вызывают наркотическое состояние. Аналгезирующий эффект основан на связывании их с опиатными рецепторами и активацией эндогенной системы подавления боли. Местная анестезия основана на блокаде нерва и проведения по нему болевых импульсов или инфильтрационной анестезии с помощью местных анестетиков (новокаина, лидокаина и др.), которые могут быть также нанесены локально разбрызгиванием или смазыванием поверхности, способствуя инактивации ноцицепторов.