Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / 985

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
07.06.2023
Размер:
49.28 Mб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА имени И.М. ГУБКИНА

Национальный исследовательский университет

Выпуск 13

К 85-летию РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

З.А. МУСАЕВА В.В. КАЛИНОВ О.В. КУЗНЕЦОВА

Илья Абрамович ШПИЛЬМАН

(1918−2006)

МОСКВА

2015

УДК 553.98(092)

Мусаева З. А., Калинов В. В., Кузнецова О. В.

Илья Абрамович Шпильман (1918−2006). Серия «Губкин-

цы гордятся ими…». – Выпуск 13. − М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015. – 37 с.

Очерк посвящён выпускнику МНИ им. И. М. Губкина 1941 года, выдающемуся специалисту в области геологоразведки, фронтовику, дважды лауреату Государственной премии СССР. Более 50 лет Илья Абрамович занимался геологоразведочными работами, его имя неразрывно связано с открытием крупнейших нефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений нашей страны: Ромашкинского, Ново-Ел- ховского, Оренбургского.

Редакционная коллегия

А. Ф. Лобусев В. В. Бондаренко А. М. Королёнок Б. П. Тонконгогов А. К. Прыгаев И. Ю. Храбров А. К. Максимов Е. А. Телегина С. Н. Рожнов В. В. Калинов

Редактор серии А. И. Владимиров

© Мусаева З. А., Калинов В. В., Кузнецова О. В., 2015

© РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2015

Илья Абрамович Шпильман родился 29 ноября 1918 года в городе Витебске (Белоруссия) в семье сапожника. Жили скромно, мать занималась домашним хозяйством, в семье росли три сына (Илья – средний). Впоследствии старший брат погибнет на войне, а младший пойдёт по стопам среднего брата – поступит в Московский институт нефти и газа имени И.М. Губкина. Отец, работая на обувной фабрике, мечтал о лучшей доле для своих сыновей. Он, не надеясь на большее, хотел чтобы Илья стал токарем по металлу. Поэтому, окончив 7 классов, Илья Абрамович в 1933 году переехал к тёте в Ростов-на-Дону, где поступил на завод «Ростсельмаш» учеником фрезеровщика. После непродолжительного обучения работал фрезеровщиком, совмещая работу с учёбой по вечерам на рабфаке (рабфаки, или рабочие факультеты – учебные учреждения, были созданы в 1919 году для подготовки рабочей и крестьянской молодёжи, не получившей среднего образования, к обучению в высшей школе).

Затем решил поехать в Москву к старшему брату Залману, р а- ботавшему тогда в «Метрострое». Общение с друзьями и приятелями брата, среди которых был студент московского нефтяного института, и определило дальнейшую судьбу молодого человека. В 1936 году Илья Абрамович поступил на геолого-разведочный факультет Московского нефтяного института имени академика И.М. Губкина.

МНИ имени И.М. Губина был создан в 1930 году на базе Московской горной академии для обеспечения возросших потребностей народного хозяйства в высококвалифицированных специалистах-нефтяниках. Задача эта успешно решалась, в том числе и путём привлечения к преподавательской деятельности выдающихся учёных. Сам Илья Абрамович позднее с теплотой и уважением вспоминал о своих учителях и писал, что в основе его

3

деятельности «были знания, полученные от профессорско-препо- давательского состава Московского нефтяного института имени И.М. Губкина: М.М. Чарыгина, Л.В. Пустовалова, М.Н. Казакова, Л.Ш. Давиташвили, Ю.А. Косыгина, В.П. Флоренского и других». Также ему, как и многим, запомнились доклады И.М. Губкина. Илья Абрамович говорил о том, что позднее, уже в практической работе, ему довелось убедиться в достоверности западной границы Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, установленной Иваном Михайловичем.

Нужно отметить, что студенчество Ильи Абрамовича пришлось на годы, когда в СССР создавалась новая стратегическая топливно-энергетическая база – «Второе Баку». Естественно, и в институте особое внимание уделяли решению проблем нефтяной промышленности Востока страны, подготовке специалистов-неф- тяников для восточных районов. Всё это оказало большое влияние на формирование интересов молодого специалиста.

В стенах института он встретил и свою любовь – Нину Андреевну Мельникову. Как вспоминал Илья Абрамович, в первый раз он увидел её на сцене института, но «она не участвовала в самодеятельности, не пела и не плясала. … Нина плакала». Это было на комсомольском собрании, где её обвиняли в том, что она не разоблачила своего отца – «врага народа». Её исключили из комсомола, из института, и вся семья была выслана в Киргизию. Но впоследствии отца реабилитировали (посмертно), Нина Андреевна восстановилась в институте, и они поженились, ещё будучи студентами (в 1940 году). В дальнейшем Нина Андреевна, по воспоминаниям супруга, испытывала определённые трудности в своей профессиональной деятельности (занимаясь нефтеразведкой, часто попросту не получала допуска, карт и т.п.), но она не потеряла интереса к геологии и стала не только спутницей жизни,

4

но и верной соратницей Ильи Абра-

 

мовича на протяжении всей жизни.

 

Незадолго до окончания инсти-

 

тута в молодой семье появился пер-

 

вый ребёнок – 15 апреля 1941 года

 

родился сын, которого назвали Вла-

 

димиром.

 

В том же году, после окончания

 

института (по специальности «Гео-

 

логия и разведка нефтяных и газо-

 

вых месторождений») квалифициро-

 

ванный горный инженер-геолог был

 

направлен в Восточно-Сибирский

Геологическая разведка.

геологоразведочный трест Нарком-

нефти (г. Иркутск), где работал гео-

1941 г.

 

логом геолого-съёмочной партии до января 1942 года. В это время он участвовал в первом этапе, производил геологическую съемку. Проведение геологической съемки предшествует всем остальным видам поисковых работ. Для этого геологи выезжают в исследуемый район и осуществляют так называемые полевые работы, в ходе которых они изучают пласты горных пород, выходящие на поверхность, их состав и углы наклона. Для анализа коренных пород, укрытых современными наносами, роются шурфы. Результаты исследования тщательно фиксируются на топографических картах, в геологических дневниках. Тогда же производится отбор образцов.

По возвращении домой выполняются камеральные работы, т.е. обработка материалов, собранных в ходе предыдущего этапа. Итогом камеральных работ являются геологическая карта и геологические разрезы местности. Таким образом выделяются пер-

5

спективные на обнаружение полезных ископаемых крупные структуры, толщи и площади для постановки специализированных поисковых работ.

В то время этот район был ещё мало исследован. Первые попытки обнаружить нефть в Иркутской области относятся к началу ХХ века, однако развёрнутые геолого-разведочные работы были прерваны революцией и гражданской войной. Возобновились они только в 1930-х годах. К началу Великой Отечественной войны были обнаружены первичные признаки нефти в Нижнеилимском и Казачинско-Ленском районах, в Усть-Ордынском национальном округе, вблизи г. Усть-Кута и в ряде других мест. Это позволило сделать предположение, что в плане нефтеносности перспективными могут стать кембрийские отложения Сибирской платформы.

Так, Илья Абрамович обнаружил участок, благоприятный для постановки дальнейших изысканий на нефть и газ, и дал высокую оценку перспективам газоносности района, где впоследствии было открыто Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Ковыктинское газоконденсатное месторождение – ныне одно из крупнейших газовых месторождений в мире, было выявлено в результатесейсморазведочныхработ еще в 1975–1976 гг., а его официальное открытие состоялось в 1987 г. Опытно-промышленная эксплуатация началась только в 2001 г. Запасы газа месторождения, по оценкам Газпрома, составляют 1,5 трлн. м3, извлекаемые запасы газового конденсата 77 млн. т. По предварительным оцен-кам, доразведка северной части месторождения может обеспечить прирост запасов до 3 трлн. куб м3. Кроме того, в газе Ковыктинского ГКМ сосредоточены большие запасы гелия. Илья Абрамович был очень близок к большому открытию, но война прервала его изыскания.

6

В январе 1942 года он был призван в Красную армию и по август 1946 года служил на Забайкальском фронте. Забайкальский фронт был сформирован 15 сентября 1941 года на базе Забайкальского военного округа и в годы войны не только выполнял свою основную задачу прикрывал рубежи СССР, но и внёс д о- стойный вклад в разгром фашистской Германии, являясь существенным источником пополнения стратегических резервов Ставки Верховного главнокомандования. Командование Забайкальским фронтом осуществлял Михаил Прокофьевич Ковалёв, с августа 1945 г. Родион Яковлевич Малиновский. Илья Абрамович в составе частей Красной армии был направлен в Мо н- гольскую Народную Республику (январь-май 1942 г.). Он начал службу солдатом-телефонистом (январь-апрель 1942 г.), затем, пройдя курсы младших лейтенантов при 13 миномётном батальоне, был назначен командиром взвода управления дивизиона (ап- рель-август 1942 г.). Здесь, на фронте, вступил в ряды Всесою з- ной коммунистической партии (большевиков) в июле 1945 г. стал кандидатом в члены ВКП(б).

С августа по сентябрь 1945 г., уже в звании лейтенанта, служил начальником разведки дивизиона 176-го миномётного полка, участвуя в боях против Японии, в частности, в форсировании реки Аргунь и взятии Хайларского укрепрайона. Верный своим союзническим обязательствам, СССР 8 августа 1945 года заявил о присоединении к Потсдамской декларации и, объявив войну Японии, начал боевые действия в Маньчжурии. В течение ночи части и подразделения советских войск овладели многими приграничными опорными пунктами противника, чем обеспечили успешные действия главных сил. Наступление развернулось в неблагоприятных метеорологических условиях: с 8 августа в Приморье и Приамурье шли непрерывные дожди. Уровень рек

7

поднялся на 4 метра. Небольшие горные реки и ручьи, превратившись в бурные потоки, затопили долины. В своём первом бою Илья Абрамович возглавлял десант разведчиков, перед которым ставилась задача: используя подручные средства, форсировать реку Аргунь с целью захвата плацдарма для дальнейшего продвижения на Хайлар. Задача была выполнена. Особенность боевых действий разведчиков состояла в том, что наряду с выполнением основных задач, они захватывали в глубоком тылу важные объекты и удерживали их до подхода передовых отрядов или главных сил. Это повышало темпы наступления. Форсировав реку Аргунь, соединения армии овладели Чжалайнор-Маньчжур- ским укрепленным районом, крупными узлами дорог Маньчжурия и Чжалайнор и, преодолев почти 40 км, наступали на Хайлар. До самого Хайлара советские части не встретили сопротивления противника. Ожесточенные бои развернулись лишь у этого города, в результате которых советские части вошли в Хайлар. Но дальнейшее продвижение было остановлено огнём с фронта и из Хайларского укрепленного района северо-западное города, созданного ещё до Второй мировой войны и состоявшего из нескольких узлов сопротивления. По воспоминаниям участников боёв, Хайларский укрепрайон представлял собой крепость, которая была окружена заполненными водой противотанковыми рвами, за ними было несколько рядов проволочных заграждений, потом шли сплошные траншеи и холмы. Эти холмы были дотами, каждый двухэтажное сооружение, в котором располагался усиленный батальон. Стены трёхметровой толщины, сверху трёхметровая подушка из земли. В доте орудия и пулемёты. Все подходы простреливались сплошным огнём. Построенные в холмах сооружения имели несколько этажей и уходили вглубь под землей. Там были самые современные доты, дзоты, надолбы, хо-

8

ды сообщения и даже проложена узкоколейка. Стрелять можно было отовсюду – даже из бойниц в печных трубах, из жилых домов и из туалетов. Таким образом, он был практически неприступным и здесь японцы стояли насмерть. В этом укрепрайоне находился штаб 6-й Квантунской армии. Огромный пояс хайларских укреплений, создававшихся японцами на протяжении десятка лет, пал за несколько дней. В результате боев 914 августа войска Забайкальского фронта продвинулись на 250400 км, вышли на Маньчжурскую равнину, в глубокий тыл японских войск, создав реальные возможности для окружения и разгрома основных сил Квантунской армии, и развернули наступление в направлении основных военно-политических и промышленных городов Маньчжоу-Го.

После капитуляции Японии решением Ставки Верховного главнокомандования от 10 сентября 1945 года Забайкальский фронт был расформирован, но Илья Абрамович не сразу вернулся к мирной жизни. Почти год, до августа 1946 года, он выполнял свой интернациональный долг в Китае. Китай, как известно, в годы Второй мировой войны был оккупирован Японией. Противостояли оккупантам две самостоятельные и к тому же непримиримо враждебные друг другу силы Китайская Национальная народная партия (Гоминьдан), возглавляемая Чан Кайши и Коммунистическая партия Китая (КПК), возглавляемая Мао Цзедуном. Когда Япония капитулировала, отношения между Гоминьданом и КПК продолжали обостряться, длительный конфликт группировок грозил стать неуправляемым и перерасти в гражданскую войну. Американское правительство делало ставку на Чан Кайши, Коммунистическая партия Китая обратилась за поддержкой к Советскому руководству. Соответственно, обеим сторонам передавались оружие и техника, оказывалась помощь в

9

создании военных баз, направлялись советники, инструкторы, специалисты. Илья Абрамович и здесь занимался разведкой, выявлял дислокацию войск той и другой стороны. В своих интервью он обычно был немногословен: «У меня был служебный джип «Виллис», солдаты и два офицера в подчинении. Честно говоря, неразбериха в стране была страшная. Въезжаешь в какойнибудь городок – и невозможно сначала определить, кто там хозяин, под контролем чьих войск он сейчас находится». Но в неформальных беседах, по воспоминаниям коллег, он очень много рассказывал о своих военных годах, о военном быте, таком, каким он его видел и помнил. Особенно запомнился сослуживцам эпизод из его жизни, когда Илья Абрамович, тогда ещё молодой офицер, пригласил на танец жену Чан Кайши, и тот якобы приревновал его к своей супруге.

Служба в армии наложила отпечаток на личность Ильи Абрамовича. Его собеседники невольно ловили себя на мысли, что он вообще «по жизни» разведчик. А сын, Владимир Ильич, отмечал, что в работе отца просвечивали хватка и кураж военного разведчика – победителя.

За свои ратные подвиги И.А. Шпильман был награждён орденом Отечественной войны I степени (24 августа 1945 г.), медалью «За победу над Японией» (30 сентября 1945 г.), орденом Отечественной войны II степени (11 марта 1985 г.), многими юбилейными медалями.

После демобилизации Илья Абрамович приехал к семье, которая к тому времени переехала в Татарскую АССР (позднее, в 1948 году семья пополнилась – родился второй сын). Перед страной в это время стояла задача восстановления после столь тяжёлой войны, обеспечения довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем и превышения этого

10

Соседние файлы в папке книги