Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий. 3 тома..pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
5.57 Mб
Скачать

раздал их тем, кто должен был занимать их. Опала шейха Ахмада послужила сигналом к тому, что на него обрушились многочисленные жалобы. Его лишили имущества. Осмелились выступить против него низкие, и посягнули на него презренные. Его дом в Гизе разрушили, так как при сооружении его шейх Ахмад захватил часть проезжей дороги. Шейх Ахмад впал в безвестность, так и продолжалась его жизнь, пока он не умер в этом году. Да простит его Аллах и да будет милостив к нему!

\

Год тысяча двести восьмой

(9.VIII. 1793 – 28.VII. 1794).

Вэтом году 16 мухаррама (24.VIII.1793), соответствующего 18 мисра по коптскому календарю, Нил достиг своего высшего уровня. Солнце вступило в созвездие Девы. [386]

Вэтом году упали цены на зерно. Сбор с каждого феддана превысил в пять раз обычный урожай. Нил оросил все земли. Это произошло благодаря тому, что люди уделили много внимания очистке каналов и ремонту дамб.

Впервые дни месяца сафара (8.IX. – 6.Х.1793) приехал капуджи Порты, чтобы востребовать [причитающиеся] по соглашению суммы хулвана. Капуджи отвели один из домов, одарили подарками и выделили ему суммы на расходы.

Вот основные важнейшие события этого года. С огромным нетерпением ожидали чауша с вестями о возвращении паломников, но гонец не приехал. Ибрахим-бей направил посланца верхом на быстроногом верблюде, чтобы разузнать о караване. Этот человек возвратился 23 сафара (31.VIII.1793). Он сообщил, что бедуины, собравшись со всех сторон, окружили паломников неподалеку от пещер Ша'иба 788. Они ограбили их, разбили и сожгли махмал, истребили большую часть лаломвиков, включая и магрибинцев. Бедуины захватили скарб паломников, их животных, отобрали все, что было у них. Амир ал-хаджжа ранили тремя пулями. В течение трех дней не было известно, что с ним сталось, а после этого бедуины доставили его в тяжелейшем состоянии и голым. Бедуины захватили также всех женщин со всеми их украшениями. Уцелевших паломников держали в заточении в порту Акаба. Их оставили без пищи и воды. Эти известия ввергли людей в скорбь и печаль. В эту ночь люди так горевали, как никогда.

Мухаммад-бея ал-Алфи и 'Осман-бея ал-Ашкара назначили для того, чтобы те отправились [выручать оставшихся в живых паломников]. Из Каира они уехали в среду 27 сафара. Члены их свиты в этот день силой отнимали верблюдов, мулов и ослов у повстречавшихся им людей. У водоносов они отнимали бурдюки для воды. Они разграбили хлебопекарни, забрали в лавках все продукты питания, которые только могли найти.

Вдень отправки [отряда] в Каир вступила какая-то группа паломников. Они были в весьма плачевном состоянии: голые, голодные и измученные.

Отряды [ал-Алфи и ал-Ашкара], прибывшие в Нахл 789, встретили здесь остальных паломников, находившихся в подобном же положении, что и первая группа. Стало известно, что амир ал-хаджж отправился в Газу в сопровождении группы паломников и что он послал запросить покровительства. [387]

Вэтом году паломники не посетили Медины. Сумма в тридцать две тысячи реалов, предназначавшаяся для Медины, была переслана с бедуинами Харб и была утрачена в развернувшихся событиях. Говорили, что ярмарка этого года была грандиозной – такой не бывало с давних пор.

Впонедельник 1 раби' I (7.X.1793) оставшиеся в живых паломники вошли в Каир. Они были в таком же состоянии, что и [группа паломников], вступившая в город до этого.

Во вторник утром в крепости устроили диван. Собравшимся здесь эмирам, начальникам оджаков, шейхам зачитали указ, доставленный уже упоминавшимся агой /251/ Порты. Этим указом предписывалось переслать [в Стамбул] суммы хулвана и ал-хазины 790,

аэто составляет девять тысяч четыреста кошельков и тысячу сорок пять пара. Надлежало

незамедлительно вручить эти суммы are, посланному Портой с настоящим фирманом.

Втот же день от жены амир ал-хаджжа потребовали сумму в тридцать тысяч реалов. Направились также в дом Хасана Кашифа ал-Ми'мара, чтобы забрать оттуда зерно и прочее имущество. Хасан Кашиф был убит в битве с бедуинами, напавшими на караван паломников. Вдову этого человека насильно обручили с одним из мамлюков Мурад-бея. Эта женщина – дочь 'Али Аги ал-Ми'мара. Она очень любила своего мужа и направила людей, которые доставили бы в гробу останки мужа из его могилы,

Втот же день эмиры стали вводить новое обложение для погашения востребованных [Портой] сумм. Установили [три категории]: высшей положено вносить по четыреста реалов, средней – по триста реалов, а низшей – по сто пятьдесят реалов. Составили бумаги с предписанием мултазимам о взыскании этих сумм.

Вчетверг Хасан – катхода Аййуб-бея – уехал в Газу с аманом для 'Осман-бея, чтобы тот смог выехать оттуда. В этот же день доставили останки Хасана Кашифа ал-Ми'мара.

20 джумада I (24.XII.1793) 'Осман-бей Топал ал-Исма'или – амир ал-хаджж въехал в свой дом. В тот же день великий везир Йусуф-паша, направлявшийся в Хиджаз, прибыл в Александрию. Эмиры позаботились о встрече его. Они послали дары, составили [для него] дворец Каср ал-'Айни. Йусуф-паша приехал в Каир и обосновался в Каср ал-'Айни. Ему прислали подношения и угощения, затем к нему явилось много посетителей для приветствия. [388]

Великий везир облачил в ценные одежды почета Ибрахим-бея и Мурад-бея, а также подарил каждому из них по богато оседланному коню.

Спустя два дня, чтобы приветствовать великого везира, спустился из цитадели паша Египта, а затем он возвратился. В качестве охраняющего к великому везиру приставили 'Абд ар-Рахман-бея ал-Ибрахими, который вселился во дворец, расположенный напротив Каср ал-'Айни. Возникло много разного рода предположений по поводу этого приезда великого везира.

Ввоскресенье 3 джумада II (6.I.1794) Йусуф-паша по приглашению паши Египта поднялся в крепость. Он оставался здесь до послеполудня, а затем, сопровождаемый большим торжественным кортежем, возвратился в Каср ал-'Айни.

Мурад-бей и Ибрахим-бей направили каждый со своим катходой дары Йусуф-паше. Они состояли из пятисот ардаббов пшеницы, ста ардаббов риса в мешках, а также из индийских тканей разных сортов и всего прочего.

Великий везир провел в Каср ал-'Айни еще несколько дней. За это время ему подготовили барки в Суэце. В середине джумада II великий везир отправился в Суэц, чтобы оттуда уехать Красным морем в Джидду.

И завершился этот год вместе со своими событиями, и начался следующий год.

Вот кто умер из числа знатных людей и тех, кто широко известен. Умер человек, редкий для своего времени, украшение эпохи, воплощение бесподобно составленного ожерелья благородства, душа Египта, тот, в ком были олицетворены добродетели и лучшие качества родовитости, кто с ранних лет был облачен [в тогу] образованности и кто с юности стал пользоваться славой, не умаляя славу своих предков, тот, кто был отмечен знатностью происхождения; прославленный своими действиями, даровитый и мудрый сейид Мухаммад-эфенди ал-Бакри ас-Сиддики – глава руководящей фамилии бакритов и накиб ал-ашраф Каира. Эти посты он унаследовал от своего отца, он занимал их, выполняя свои обязанности с честью. Своим поведением он уподобился властителям. Его великодушие превосходило море, оно не знало предела, а речь его была столь искусной, что приводила в восхищение сердца. В довершение сейид Мухаммад-эфенди был человеком красивой внешности, привлекавшей к нему взгляды, вызывавшей волнение, переполнявшее [сердца] через край. В покойном воплотились /252/ все совершенства, и никого [389] нельзя привести

впример, кто мог бы с ним состязаться. Он так широко известен, что нет нужды излагать его деяния – они запечатлелись в свитках его времени, испытывавшем на себе его влияние. Сейид ал-Бакри был всегда любим, вплоть до того времени, когда солнце его жизни стало

клониться к закату. Оно скрылось после того, как сияло восходящим блаженством и он срывал розы юности. И покатились слезы любивших его. Сейид ал-Бакри умер в пятницу ночью 18 раби' II (23.XI.1793). При большом стечении народа погребальная процессия отправилась из его дома в ал-Азхар, где совершили моление над усопшим. Похоронили сейида ал-Бакри по соседству с его предками [на кладбище] имама аш-Шафи'и – да будет им доволен Аллах! В общем с ним ушла целая эпоха.

После его смерти двоюродный брат по материнской линии Сиди шейх Халил-эфенди наследовал сейиду ал-Бакри в качестве главы рода бакритов, а сейид 'Омар-эфенди ал-Асйути – в качестве накиб ал-ашрафа.

Умер также весьма выдающийся ученый, цветущий сад литературы, вобравший в себя непревзойденные достоинства, метеор бриллиантовой добротности, великий имам шейх Ахмад ибн Муса ибн Дауд Абу Салах ал- 'Аруси ал-Азхари, шафиит.

Родился он в 1133 (1720-1) году. Поступив в ал-Азхар, он учился у шейха Ахмада ал-Маллави, изучал у него в мечети Хусайна ас-Сахих. У шейха 'Абдаллаха аш-Шубрави ал-'Аруси изучал [также] ас-Сахих, ал-Джалалайн, ал-Байдави, у сейида ал-Балиди он изучал ал-Ашрафийу ал-Байдави. У Шамса ал-Хифни он изучал ас-Сахих вместе с комментарием на него ал-Касталани, Мухтасар Ибн Абу Джамра 791, аш-Шама'ил, [комментарий] Ибн Хаджара на ал-Арба'ин и Джами' ас-сагир. Законоведение он изучал у шейха аш-Шубрави, у ал-'Азизи, ал-Хифни, у шейха 'Али Каитбея ал-Ат-фихи, шейха Хасана ал-Мадабиги, шейха 'Исы ал-Баррави и у шейха Атийи ал-Уджхури.

По другим наукам ал-'Аруси занимался у 'Али ас-Са'иди. Последнего он посещал на протяжении многих лет, он стал его помощником на занятиях. Ал-'Аруси слушал у него ас-Сахих в мечети Мирзы в Булаке. У шейха Ибн ат-Тайиба, когда тот по пути в Турцию был проездом в Каире, ал-'Аруси слушал аш-Шама'ил.

Он посещал занятия шейха Йусуфа ал-Хифни, шейха Ибрахима ал-Халаби, Ибрахима ибн Мухаммада ад-Далджи. Он занимался и с шейхом – моим отцом, у которого он [390] изучал математику – алгебру, читал с ним Китаб ар-рака'ик Сибта и Каулали 792.

Кругозор и осведомленность ал-'Аруси расширились, он обрел способность выносить решения, научился довольствоваться малым. Он воспринял зикр и тарикат у сейида Мустафы ал-Бакри, который посвятил его в свой орден, его он посещал часто. Затем шейх ал-'Аруси познакомился с прославленным в то время шейхом Ахмадом ал-'Арийаном, который полюбил его. Он бывал у него часто, тот заботился о нем. Шейх ал-'Арийан отдал ему в жены свою дочь. Он предвещал шейху ал-'Аруси, что тот займет высокое положение шейха ал-Азхара. Это предсказание сбылось вскоре после смерти шейха ал-'Арийана. Когда умер шейх Ахмад ад-Даманхури, то вспыхнули разногласия по поводу назначения [нового] шейха мечети ал-Азхар, но появилось знамение, указывающее на шейха ал-'Аруси. Собрались у усыпальницы имама аш-Шафи'и – да будет доволен им Аллах! – и, как это следует из предыдущего изложения, избрали шейха ал-'Аруси благодаря великому предзнаменованию.

Шейх ал-'Аруси вполне соответствовал своему назначению: он осуществлял согласованное руководство, продолжал вести преподавание, приносил пользу.

На этом высоком посту он не переставал заботиться обо мне, ничтожном, во имя старой дружбы и прочной привязанности [к моему отцу]. Много я слышал о приносимой им пользе. Сам я посещал его занятия по ал-Мугни Ибн Хишама, [они отличались] совершенством, занятия по комментариям ал-Джалала ал-Махалли к Джам' ал-джавами', к ал-Мутав-вал 'Исама, к ас-Самаркандийе, [а также занятия] по комментарию к Рисалат ал-вад', комментарию к ал-Варакат 793 и многим другим [текстам].

Шейх ал-'Аруси был красивым человеком тонкой души, скромным, любезным и высокообразованным. В беседе он высказывал мысли, подобные жемчугу. Когда я встречался /253/ с ним, то это была встреча с добротой, оживлявшей и приносившей облегчение.

Шейх ал-'Аруси прославлен в звонких касыдах поэтами-современниками. (...)

/254/ Шейх ал-'Аруси широко известен как поэт и как про заик, но нет нужды

упоминать здесь обо всем этом полностью. Однажды я слышал, как он сказал: “С появлением шейха Касима – литератора, [обладающего исключительным] даром слова, – я перестал писать стихи”.

Весь остаток своей жизни он продолжал вести обучение, [391] и достоинства его сказывались на его слушателях. Так продолжалось до тех пор, пока смерть не настигла его и всевышний Аллах призвал его к себе. Шейх ал-'Аруси умер 21 ша'бана (24.III.1794). Моление над ним совершили в ал-Азхаре при огромном стечении народа, а похоронили его рядом с его тестем – шейхом ал-'Арийаном – да будет Аллах милостив к ним обоим!

Среди сочинений шейха ал-'Аруси комментарий в стихотворной форме на Назм ат-танвир фи искат ат-тадбир шейха ал-Маллави 794, исследование комментария, выполненного также шейхом ал-Маллави к ас-Самаркандийе, и многое другое.

Шейх ал-'Аруси оставил четырех детей, все они высокообразованные и очень способные. Один из них – шейх Шамс ад-Дин Мухаммад, заменивший в преподавании в ал-Азхаре своего отца, – одаренный выдающийся ученый, человек проницательного и тонкого ума; брат Шамс ад-Дина сейида Мухаммада – Шихаб ад-Дин сейид Ахмад – образованнейший, талантливый ученый; сейид 'Абд ар-Рахман – способный, умный, проницательный, даровитый; сейид Мустафа – образованный, благочестивый и разумный – да будет с ними благословение божие!

Наш друг, ученый острого ума сейид Исма'ил ал-Вахби, известный по прозвищу ал-Хашшаб, написал стихи, в которых оплакивал смерть шейха ал-'Аруси, – да будет милостив к нему Аллах! (...)

Умер также крупный высокопоставленный купец, /255/ исполненный достоинств, высокочтимый Сиди ал-Хаджж Махмуд ибн Мухаррам. Его отец, уроженец ал-Файйума, переехал в Каир, чтобы вести здесь торговлю. Он часто ездил в Хиджаз, и судьба была благосклонна к нему. Сын его Махмуд рос в роскоши и благоденствии. Когда Сиди ал-Хаджж вырос, достиг совершеннолетия, стал общаться с людьми, он превратился в компаньона [отца]. Он покупал и продавал, проявив себя даровитым в торговом деле, преуспевал в этом. В его руках пыль превращалась в золото. Его отец отстранился от дел, передав сыну управление ими. Торговля разрослась, его имя, честность получили широкую известность в Египте, Сирии, Турции и Хиджазе – он стал доверенным лицом купцов этих стран. Эмиры Египта полюбили его, он стал вхож к ним. Они высоко ценили его ум, скромность, образ действий, проницательность, спокойствие, тактичность, любезность, вежливость, честность в солидных делах.

Сиди ал-Хаджж построил для себя обширный дом, который обставил художественными [392] произведениями-диковинками. Он возвел здесь огромный, великолепный зал с очень красивой передней комнатой. Зал с двух сторон окружен прекрасным садом.

Он женил своего сына Сиди Ахмада, живущего и поныне. Сиди ал-Хаджж устроил превосходную свадьбу, на которую пригласил всех знатных, влиятельных лиц города и купцов. На свадьбе важничали беспредельно.

По соседству со своим домом и поблизости от тюрьмы Рахба Сиди ал-Хаджж построил мечеть необычной красоты и великолепия. Для поддержания этой мечети он учредил вакф в некоторых местах, установил оплачиваемые должности и преподавание.

В общем это был хороший человек, скромный, добродетельный, хорошего нрава. Он совершил в этом году хадж через Красное море, а возвращался с паломниками сушей под началом 'Осман-бея аш-Шаркави. Случайно задул сирокко, отчего Сиди ал-Хаджж и умер. Он похоронен в ал-Хайуфе. И не осталось в его области подобного ему – да будет милостив к нему Аллах! Сиди ал-Хаджж воспет в выдающихся стихах шейха Мустафы ас-Савви. (...) Умер также Хасан Кашиф ал-Ми'мар /257/. Он был мамлюком Мухаммад-бея. Еще с детства он был отдан 'Али Are ал-Ми'мару, воспитавшему его и введшему его в курс дел. 'Али Ага женил его на своей дочери, устроил им свадебные пиры. После смерти своего патрона Хасан Кашиф завладел всем его состоянием, наложив свою руку на все имевшее отношение к