Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебники 6079.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
595.48 Кб
Скачать

Вопросы для самопроверки

  1. Какова эволюционная последовательность возникновения современного человека?

  2. Как специфицируются системы присваивающего и производящего хозяйства?

  3. Каковы характерные экономические, социологические и культурологические черты системы присваивающего хозяйства?

  4. С чем связан переход от системы присваивающего хозяйства к системе производящего хозяйства? Как он исторически протекал?

  5. В чем специфика силового предпринимательства на этапе аграрного общества? Что собой представляют и как взаимосоотносятся модель мобильного бандита и модель оседлого бандита?

  6. В чем заключаются принципы организации и характерные черты аграрной империи?

  7. В чем заключаются принципы организации и характерные черты феодальной структуры?

  8. Какими чертами характеризуется организация мир-системы в эпоху раннего производящего хозяйства?

  9. Какую роль и почему играют торговые отношения в эпоху раннего производящего хозяйства?

  10. Какого рода инновации поддерживаются, а какого рода – не поддерживаются в эпоху раннего производящего хозяйства? Чем это объясняется?

Тема 17. Человек и общество в их историческом развитии (этап капитализма)

Становление капиталистического общества в Западной Европе Нового времени. Факторы, способствующие развитию капитализма в Европе. Эпоха современного экономического роста: основные причины и тенденции.

Капиталистическая мир-система в исторической динамике. Основные геоэкономические и геополитические напряжения в рамках современной мир-системы.

Глобальные проблемы современности: проблема глобального потепления, проблема ограниченности ресурсов, демографическая проблема, проблема снижения продуктивности сельского хозяйства, проблема государственной нагрузки на экономику.

17.1. Становление капиталистического общества

Социально-экономические структуры аграрной цивилизации весьма устойчивы. Они стабильно воспроизводят себя, подавляя периодически возникающие инновации. Переход на качественно новый – капиталистический – уровень социально-экономического развития можно считать своего рода уникальным прорывом, который произошел на территории Западной Европы в период XVII–XVIII вв.

Чем же определяется уникальность исторического развития Западной Европы? Не претендуя на исчерпывающую полноту, выделим ряд параметров.

В первую очередь надо отметить, что после распада Римской империи на территории Западной Европы так и не сложилось крупного централизованного государства, которое смогло бы жестко контролировать происходящие социально-экономические процессы и, при необходимости, силовым образом подавлять инновации. Западная Европа периода Средневековья – это мозаика небольших и достаточно автономных социально-политических образований, объединенных, тем не менее, общей – восходящей к античности – культурой и общей – католической – религией.

Серьезное влияние на социально-экономическую эволюцию Западной Европы оказали свободные города. Крах Римской империи, воцарившиеся хаос и насилие подталкивают население к самоорганизации по типу античного города-государства. Таким образом, в частности, образовались итальянские города: Венеция, Неаполь, Генуя, Флоренция и т. д. В них получают второе рождение традиции полисной самоорганизации и совместной обороны от внешней угрозы.

В Западной Европе широко распространяется правило, согласно которому каждый, проживший в городе год и один день, становится свободным гражданином. Страдающий от налогового гнета крестьянин мог укрыться в городе, что, с одной стороны, обеспечивало его индивидуальную свободу, а с другой стороны, уменьшало ресурсы крепостника (феодала или государства). Тем самым появлялись дополнительные стимулы для элит аграрного общества придерживаться взаимовыгодных соглашений с крестьянами.

Дефицит земледельцев с особой силой проявился в XIV в., когда ряд эпидемий привел к резкому сокращению населения Европы. Земли пустовали, рабочей силы не хватало. В этих условиях наметились два варианта выхода из сложившейся ситуации. К западу от Эльбы конкуренция привилегированного сословия за крестьянские рабочие руки обусловила переход к более привлекательным условиям аренды, отказ от личной зависимости. К востоку от Эльбы развитие событий пошло другим путем. Здесь не были распространены свободные города, где мог искать спасения крестьянин. Здесь элиты проявили большую консолидированность и сумели провести т. н. вторичное закрепощение, в результате которого крепостные крестьяне обрели статус, мало отличающийся от рабского.

Система европейских городов Западной Европы обеспечивала необычайное для аграрного общества развитие торгово-рыночных отношений. На территории Западной Европы распространяется торговля массовыми товарами: зерном, рыбой, шерстью, металлами, древесиной. Это меняет баланс стимулов к созданию и применению технологических инноваций.

В традиционной деревне нововведения, которые позволяют повысить эффективность производства, – лишний повод к повышению податей, поэтому их появление и распространение не стимулируется. Но в городе, где нет прямого налогообложения, инновации будут поддерживаться. Новые технологии, повышение качества продукции, снижение издержек, более эффективные формы торговли, применение новых торговых и финансовых инструментов приносят дополнительную прибыль. Отказ от инноваций приводит к потере позиций на рынке, к невозможности продолжать свое дело, а порой – и к разорению. Так торговый город в застойном аграрном обществе становится источником и очагом распространения нового опыта.

Средневековый город-государство близок к европейским стандартам начала XIX в. Производство ориентировано на рынок, четко регламентированы права собственности. Установления и правовые нормы ориентированы на поддержку торговли, защиту собственности и выполнение контрактов. Широко распространен наемный труд; определены налоговые обязательства, действует демократия налогоплательщиков.

Однако сами города-государства живут окруженные миром традиционной аграрной Европы. И независимость городов обеспечивается лишь военной и организационной слабостью государственных образований Средневековья. Но в дальнейшем положение дел изменяется.

Военная конкуренция между социально-политическими образованиями Европы приводит к увеличению способной быть примененной военной силы. Изобретается тяжелый лук и арбалет, чуть позже, после появления в Европе пороха, создается огнестрельное оружие (мушкет), возникает артиллерия. Соответственно изменяются требования к военной организации. Поражения рыцарской конницы Франции в Столетней войне демонстрируют европейским государствам необходимость перемен в военном деле. На повестку дня ставится вопрос о переходе к профессиональным контрактным армиям, которые укомплектованы наемниками и финансируются из бюджета центрального правительства.

Но необходимость создавать и содержать постоянные армии заставляет государство увеличивать налогооблагаемую базу. Финансово слабое феодальное государство устоять уже не может.

Давление центральной власти в позднем Средневековье нарастает, и очагов феодальной вольницы становится все меньше. Теряют свою политическую независимость многие свободные города. Вводятся прямые общегосударственные налоги, взимаемые по традиционной для аграрных обществ модели: подушная и поземельная подати. Центральная власть нуждается в финансовом обеспечении, чтобы содержать регулярную армию, а боеспособная армия позволяет расширять налогооблагаемую базу. Так распространяется типичный для аграрных империй способ насильственного изъятия у подданных преобладающей доли прибавочного продукта.

И в то же время в Западной Европе был апробирован другой путь увеличения налогопоступлений, необходимых для эффективной организации военного дела. Основой нового пути стал опыт городов-государств, для которых характерно не прямое, но косвенное налогообложение.

Такого рода налогообложение, с одной стороны, позволяет строить базу государственных доходов, включающую в себя доходы от ремесел, мануфактуры, торговли, а с другой – не уничтожает стимулы к повышению эффективности производства. Широкая вовлеченность горожан в торговлю и ориентированное на рынок производство стимулируют использование инноваций. Самоорганизация налогоплательщиков дает возможность отчислять часть растущих доходов от разделения труда и развития торговли на нужды государства. По такому пути идут Голландия и Англия, где самообложение налогоплательщиков быстро становится важным источником роста государственных доходов.

В исторической перспективе обнаруживается, что интенсивный путь увеличения налогопоступлений более эффективен. В свою очередь, мощь экономики и финансов дает возможность содержать регулярную армию, оплачивать расходы на ее вооружение, что, таким образом, обеспечивает успехи в вооруженных конфликтах.

Западная Европа конца XVIII в. – еще аграрное общество. Однако здесь уже существенно выше, чем прежде, уровень урбанизации, относительно широко распространена грамотность, значительная часть населения занята вне сельского хозяйства, производство во все большей степени ориентируется не на натуральное потребление, а на рынок. И главное – здесь складывается новый, своеобразный набор институтов: права собственности четко специфицированы; налоговые обязательства фиксированы и определяются в соответствии с нормами, которые устанавливают сами налогоплательщики; широко распространен наемный труд.

Новая система хозяйствования получила название «капитализм». Институты капитализма поначалу развиваются в городах-госу­дарствах, в сообществах, где функционирует демократия налогоплательщиков. Голландия и чуть позже Англия придают капитализму общеевропейское значение. Необходимость конкурировать с передовыми странами заставляет перестраиваться на капиталистический лад и другие государства Европы. Так устанавливается капиталистический строй, создавший предпосылки для современного экономического роста.

Зарождение эпохи современного экономического роста приходится на начало XIX в., когда в Западной Европе доминирующим становится капиталистический социально-экономический порядок. С этого времени, в противоположность стабильности аграрного общества, начинается существенный, длительный и устойчивый рост производства валового общественного продукта (на душу населения), который происходит на фоне глубоких и быстрых изменений во всех областях общественной жизни.

Принято выделять шесть аспектов современного экономического роста:

1) высокие темпы роста подушевого продукта и населения в развитых странах;

2) темпы роста производительности труда, то есть выхода продукции на единицу затрат;

3) высокие темпы структурной трансформации экономики. Происходит сдвиг от сельского хозяйства в пользу несельскохозяйственных профессий, а позже – от промышленности в сторону сектора услуг. Также происходит сдвиг от частного предприятия в сторону общественной организации хозяйствующих компаний с соответствующими глубокими изменениями в профессиональном статусе труда. К этому добавляются сдвиги и в других аспектах экономической организации общества: в структуре потребления, в соответствующих пропорциях внутренних и внешних поставок и т. д.;

4) происходят стремительные изменения в общем укладе социальной и культурной жизни: развивается город и городская культура, падает значение религиозных и возрастает значение светских идеологий, появляется массовое искусство, бурно развиваются средства массовой информации;

5) при возросших возможностях технологий, в частности в сфере транспорта и коммуникаций, экономически развитые страны стремятся распространить свое влияние на весь мир, вовлекая его, таким образом, в глобальные интеграционные процессы (феномен глобализации);

6) несмотря на все успехи современных технологий, уровень экономического производства и соответственно благосостояния стран, в которых проживает 3/4 мирового населения, существенно ниже того, который достигнут в странах – лидерах современного экономического роста.

Современный экономический рост начинается в Англии, распространяется на Бельгию, Голландию, Францию, немецкие княжества района Рейна, протестантские кантоны Швейцарии, Каталонию, Богемию, а в 1830-х гг. – на Австрию и Соединенные Штаты Америки. В середине XIX в. современный экономический рост охватывает Скандинавию, а в 80-х годах XIX века начинается в России.

Даже две мировые войны, разразившиеся в первой половине ХХ века, не смогли нарушить современный экономический рост, который, приобретя глобальный характер в период 1950–70 годов, радикально преобразил весь человеческий мир. Капиталистическая цивилизация к концу ХХ века достигла невиданных в истории успехов, однако нельзя сбрасывать со счетов и проблемы, которые повлекла за собой капиталистическая экспансия. О проблемах такого рода мы поговорим отдельно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]