Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

lazarev_ag_i_dr_osnovy_gradostroitelstva

.pdf
Скачиваний:
64
Добавлен:
29.09.2020
Размер:
8.76 Mб
Скачать

госуд арства сф орм и р овали огром н ую п отребн ость в гр а ­ достроительном развитии страны, раздвигавшей свои границы во всех направлениях. Такое развитие означало возведение новых и реконструкцию старых городов, сооружение оборонительных укреп­ лений, строительство храмовых комплексов на новых землях для продвижения православия, возведение светских построек, развитие типологии народного жилища.

Рассматривая прежде всего градостроительный аспект, можно от­ метить, что именно эта сторона творчества зодчих стала определяю­ щей в создании богатейшего отечественного градостроительного на­ следия России Х У -Х У Н веков. Шагнув за Урал, Российское госу­ дарство вовлекло тем самым в активный общественный и эконо­ мический процесс огромный природный потенциал Сибири и Даль­ него Востока.

Освоение российскими зодчими огромных пространств европей­ ского Заволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока вывело отече­ ственное зодчество на передовые позиции в Европе. В ХУ -ХУН ве­ ках на карте России появились новые многочисленные города, в том числе и за Уралом. Основным принципом градостроительства этого периода стала регулярная планировка вновь закладываемых городов. Вместе с тем старые русские города сохраняли свою исто­ рическую планировку, в основе которой лежала традиционная ради­ ально-кольцевая схема.

Коренной реконструкции была подвергнута столица Российско­ го государства — М осква, которая стала в XVII веке признанным европейским центром и одним из крупнейших и красивейших городов Европы.

Градостроительной реконструкции подверглись также старые рус­ ские города, возникшие в Х1-ХШ веках, во времена Древнерусского Киевского государства и в период феодальной обособленности Вла­ димирского, Тверского, Рязанского, Новгородского, Псковского и других древнерусских княжеств.

Одной из особенностей зодчества этого периода является стрем­ ление зодчих к ансамблевой застройке городов и, прежде всего, их центральной части. Классическим и ярким примером такого под­ хода является длительная и сложная работа над реконструкци­ ей М осковского Кремля. В результате творчества мастеров Х У - ХУН веков Российское государство приобрело архитектурный ан­ самбль общегосударственного уровня, имеющий четко выраженное национальное лицо.

Аналогичные примеры просматриваются в реконструкции город­ ских центров Казани, Астрахани, Коломны и других старых городов. В этих случаях оборонительные сооружения, храмовые комплексы, дворцовые постройки составляют единый городской ансамбль и по­ мимо своих утилитарных функций несут в себе еще и эстетическую нагрузку, создавая градоформирующее ядро российского города.

Если проанализировать архитектурную среду ряда крупных рос­ сийских городов, получивших в ХУ-ХУП веках новое развитие, то можно сделать вывод, что эстетической основой российского архи­ тектурного ансамбля становится сложный (ажурный) силуэт город­ ской застройки с многочисленными вертикальными доминантами крепостных башен, звонниц и глав церквей и соборов. Создаваемая такими приемами архитектурная ритмика, а также связь архитек­ турной среды с природным ландшафтом в конечном итоге формировали неповторимость облика каждого города (Свияжск, Тюмень, Нижний Новгород, Коломна, Новгород-Северский, Сумы, Лебедин и др.).

Храмовое зодчество, безусловно, занимало особую роль в город­ ском строительстве этого периода. С XV века строительство монас­ тырей, новых церквей и соборов стало одним из осн овн ы х занятий российских зодчих.

Лидирующую роль играли сформировавшиеся к началу XV века новгородская, псковская, владимирская архитектурные школы. В Х У -ХУ Н веках решающая роль в развитии архитектурного образа храмовых построек перешла к московской школе зодчества.

В целях повышения престижности архитектурного облика столицы из Италии в Москву были приглашены архитекторы, которым пору­ чалось строительство наиболее важных объектов. Участие итальянс­ ких архитекторов в возведении православных храмов в Московском Кремле — цитадели государства, не привело к потере черт автохтонности в архитектурном облике новостроек. В то ж е время московс­ кие зодчие, принимавшие участие в строительстве, перенимали западноевропейский опыт и инженерные приемы строительства. В Москве стали широко применяться в строительстве керамический кирпич, металл, керамическая плитка.

Особенно востребованным в Москве оказался западноевропейский опыт возведения высоких (многоэтажных) сооружений. В столице и в Кремле возводились башни и колокольни в 3, 4, 5 ярусов. Эти

постройки, сочетающие сложный план, пластичность, полихромное цветовое решение фасадов, украшали российскую столицу и другие российские города.

Наиболее показательны и иллюстративны в этом плане следу­ ющие постройки: Спасская башня Московского Кремля, храм По­ крова на Рву (Василия Блаженного), Вознесенская церковь в с. Ко­ ломенском, колокольня «Иван Великий», колокольня Новодевичье­ го монастыря, колокольня Троице-Сергиевой лавры.

В XVII веке русская архитектура выработала типы дворцовых комплексов, которые представляли собой сложнейшие конструкции. Как примеры таких комплексов могут быть представлены Теремной дворец М осковского Кремля (1635-1636 гг.), Потешный дворец М осковского Кремля (1670-е гг.), дворец в с. Коломенском близ Москвы (1667-1668 гг.), палаты В. В. Голицына (1689 г.) и Троеку­ рова (конец XVII в.) в Москве, Архиепископский двор в Ярославле (XVII в.), Архиепископский дворец в Суздале (XVII в.), Крутицкое подворье, резиденция Крутицких митрополитов в Москве (16931694 гг.).

В конце XVII века в Москве зарождается новый тип светской постройки, не имевшей отношения к оборонительным сооружениям, помещения которой использовались для различных общественных целей. Таким сооружением были Сретенские ворота в Москве, по­ строенные на Земляном валу, известные москвичам как Сухарева башня. Верх шатра башни имел отметку +59 м. Второй и третий этажи использовались под учебные классы математической и нави­ гационной школ.

В XVII веке в России стали строиться гостиные дворы — еще один тип сооружений, относящийся к производственной сфере. Гостиные дворы были необходимы для организации межрегиональной торговли, и в каждом крупном городе возводились такие архитектурные ком­ плексы. Гостиные дворы XVII века известны в Москве, Ярославле, Ростове Великом и в других городах.

Производственные здания в XVII веке пока еще не строятся в массовом количестве, поэтому говорить об их типологии еще не приходится. Однако именно в этот период времени начинает за­ рождаться производственная архитектура.

Рассматриваемый период характерен еще и тем, что к концу XVII века окончательно сформировалась типология народного жили­

ща во всех этнокультурных территориальных комплексах Восточной Европы. Образовавшиеся архитектурные видовые ряды в последую­ щие века будут лишь совершенствоваться и развиваться, сохраняя свои специфические особенности, продиктованные природными и кли­ матическими условиями территорий и этнокультурными различиями населения. Образовавшаяся в этот период времени архитектурная форма народного жилища приобретает черты и значение автохтонности.

Следует отметить, что народное жилище как явление в архитек­ турном творчестве менее всего подвержено изменчивости, моде и внешним культурным влияниям. Гипотетически можно предполо­ жить, что народное жилище Восточной Европы формировалось на протяжении 6 -8 столетий. В последующие периоды своего разви­ тия типология народного жилища образовала две ветви: первая — городское жилище, вторая — сельское жилище.

Городское жилище ХУ -ХУ П веков имело более сложную типо­ логию и изменялось динамичнее сельского, так как жители россий­ ских городов имели информацию об архитектурном образе жилых построек в соседних городах и за рубежами России. На постройках этого типа отражались течения моды и зарубежные заимствования.

Сельское жилище как самостоятельный архитектурный тип имело иную динамику автохтонности и значительно меньшую степень за­ висимости от внешних культурных влияний. Поэтому можно счи­ тать сельский тип жилища в различных этнокультурных терри­ ториальных комплексах носителем этнокультурных особенностей и самобытности, то есть народным жилищем. Учитывая этнокуль­ турную ситуацию в пределах Восточной Европы, вполне обоснован­ на гипотеза о том, что в Х У -Х У Ш веках формировались видовые различия народного жилища в соответствии с природно-климати­ ческими факторами и этническими особенностями в каждой геогра­ фической территории.

В организации строительного дела в Х У -Х У П веках преобладает цеховой принцип, который позволяет накапливать и совершенство­ вать профессиональный опыт возведения зданий и сооружений. В каждой значительной постройке этого времени выражен инженер­ ный подход к ее возведению. Одновременно в производстве строи­ тельных материалов также начинает складываться цеховая систе­ ма. Метод цеховых объединений вполне соответствовал уровню об­ щественного и социально-экономического развития Российского

государства и потребностям в услугах зодчих. Цеховая система организации труда также обеспечивала и подготовку новых строи­ тельных кадров, передачу молодым поколениям навыков замысла построек, разбивки планов зданий и сооружений и их возведения.

Тем не менее к концу изучаемого периода в сложившейся систе­ ме зодчества впервые проектирование будущих построек стало вы­ деляться в самостоятельную отрасль деятельности. Очевидно, эти процессы были простимулированы присутствием в России передо­ вого зарубежного опыта, с одной стороны, а также возрастающими потребностями в строительстве, с другой стороны.

В целом Х У -Х У П века в российской архитектуре можно рас­ сматривать как время максимального развития славянской само­ бытности и преобладания в архитектурном творчестве автохтонно­ го мышления.

1.5. X V IIIНАЧ. XIX ВВ. ЕВРОПЕИЗАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Принципиально новый этап в развитии архитектуры и градост­ роительства, начался, конечно же, не с первых дней наступившего XVIII столетия. События всего предшествующего периода в соци­ ально-экономическом и этнокультурном развитии государства на обширных пространствах Восточной Европы и Сибири подготовили идеологическую, экономическую и эстетическую базу для расцвета российской архитектурной теории и практики. Именно с началом этого периода уместно и правильно применять термин «россий­ ская» к понятиям архитектурной и градостроительной деятельности на территории нашего Отечества. В новый период развития государ­ ственности и в европейской, и в азиатской частях государства архи­ тектурное наследие создавалось всем интеллектуальным потенциа­ лом этнического поля, составлявшего многонациональное населе­ ние империи в Х У Ш -Х 1Х веках.

Тем не менее 1700 год, обозначивший начало XVIII столетия в мировой и отечественной истории, стал переломным в дальнейшем развитии всей российской государственности. Экономическое и об­ щественное развитие российских земель потребовало восстановле­ ния исторических границ, которые ранее занимали древнерусские

княжества. Новый уровень государственного развития требовал для торгового обмена с Европой и Азией выходов к Балтийскому и Чер­ ному морям. Кроме того, колонизация азиатских земель за Уралом для освоения новых природных ресурсов была жизненно важна для России XVIII и особенно XIX века.

Все эти новые процессы по сути своей были напрямую связаны с архитектурной и градостроительной деятельностью. Архитектурная и градостроительная теория и практика становились одновременно историей развития государства Российского.

Рост и развитие государства сопровождались развитием систем расселения, сложившихся в предыдущий период. Для эффективного управления государством требовалась реорганизация систем рассе­ ления, и с началом XVIII века образовывается сложная, трех-, а затем и четырехзвенная система, которая юридически была оформ­ лена образованием губернского административного деления в Рос­ сийской империи.

На новом этапе развития российской государственности начина­ ет меняться функциональное назначение города как основного зве­ на в системе расселения. В связи с расширением государственных границ и укреплением военной мощи России в центральных терри­ ториях Восточной Европы российские города теряют свою старую функцию оборонительных центров. Теперь город — это экономичес­ кий центр в системе расселения, который становится главной производительной и коммерческой единицей в новой государствен­ ной структуре. В соответствии с этими процессами в архитектурной теории и практике корректируются задачи российского градострои­ тельства.

В XVIII веке еще продолжается закладка новых городов как военно-стратегических центров. Однако это относится к периферий­ ным частям государства. В частности, этот процесс интенсивно про­ исходит в Приазовском этнокультурном территориальном комплексе, на землях которого активно идут процессы колонизации славянским населением и возвращения христианской культуры. Так в XVIII ве­ ке были образованы города Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар (Краснодар), Ставрополь, Моздок, Кизляр и др., в начале XIX века — города Ейск, Владикавказ, Новочеркасск и др (рис. 46-51).

К концу XVIII века и исторические, и новые российские города становятся открытыми, и возведенные на их территории мощные

Рис. 46. Схема планировки Ростова-на-Дону и очертания земляных валов крепости, сегодня не существующих:

1.Схема современного города.

2.Схема исторического центра с наложением. Основан в 1749 г. как военная крепость Св. Дм. Ростовского

Рис. 47. Схема планировки Новочеркасска по документам конца X IX в. Основан как столица Области войска

Донского в 1805 г.

■■ - У U sa aaaül—

д а ш в

îcmaagQQ

чщ в

Щ

ÍODDDL

>00000

aciQ üC

дороги, с I860 г. горо

Рис. 49. Схема планировки Таганрога. Основан в 1698 г.

как русская военная крепость, имевшая название «Троицкая»