Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Лекция 9. Зап.Европа 18-нач.19 веков

.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
146.94 Кб
Скачать

Скелл знаменит, главным образом, переделкой регулярного парка Нимфенбург около Мюнхена (уже упомянутого выше), построенного по принципу трехлучевой системы.

Скелл сохранил лишь канал, играющий роль главной продольной оси всей территории, и коренным образом изменил участки, расположен­ные к западу и к востоку. В его проекте открытые пространства лужаек че­редуются с группами, куртинами и массивами деревьев. Трассировка до­рожек свободная, и вдоль них раскрываются разнообразные пейзажи, оживленные красивыми павильонами. Водные поверхности чрезвычайно живописны. Скелл был сторонником «картинности» и создания пейзажей, напоминающих творения художников -живописцев. Ему же принадлежит проект Английского сада (English Garden) в городе Мюнхене, по берегу реки Изар, где в трудных условиях узкой и длинной конфигурации участка ему удалось создать интересные прогулочные маршруты.

Большое значение в садово-парковом искусстве начала XIX века имело творчество архитектора Леннэ. В своих проектах он уделял внима­ние построению пейзажей, считая их основой композиции. Спокойная трассировка дорожек с плавными изгибами основана на принципе наилуч­шей обозреваемости полян, водоемов, отдельных групп деревьев.

Леннэ очень привлекали спокойные открытые пространства полян. Для их обозрения он проектировал неширокие тропинки; с них хорошо воспринимались внутренние пейзажи парка.

Представляет интерес проект парка в Магдебурге, где один из глав­ных элементов композиции представлен системой водотоков, то сужаю­щихся, то расширяющихся, причем пейзажи воспринимаются с главной аллеи парка. Другим элементом является система полян.

Леннэ не только придавал значение открытым пространствам в парке и раскрытию перспективы на окружающую местность, но и стремился к обогащению смежной территории, причем это часто выражается лишь в ви­де одного «штриха»: например, группы деревьев, расположенной за предела­ми парка среди пашен. Этот прием очень напоминает подобное расположе­ние декоративных элементов за пределами парка Стоу. Следует также за­метить, что Леннэ прекрасно понимал своеобразие сельского естественного ландшафта и тем самым оказал большое влияние на творчестве Пюклера.

Подобно своим предшественникам, Пюклер вдохновлялся естест­венной природой. Он был хорошо знаком с английскими парками, с твор­чеством Жирардена и своих соотечественников Скелла и Леннэ.

Уже в самом начале работ в Мускау в 1815 году он стремился к объ­единению парковой территории с сельскохозяйственными угодьями.

Парк Мускау насчитывает 1 250 га земли, расположенной по обе сто­роны реки Нейссе, вблизи городка Мускау. Несмотря на то, что большая часть территории расположена к востоку и юго-востоку от реки, эта по­следняя стала композиционной осью всего обширного имения. Замок явля­ется композиционным центром. Он был построен на северо-западе, на ле­вом берегу Нейссе. В пейзажах территории около замка значительное ме­сто отводилось полянам и лужайкам с растущими в одиночку или группа­ми деревьями лиственных лесных пород, таких, как липа, вяз, дуб, ясень, тополь, ива. Исключительное внимание уделялось многоплановости пей­зажей, не только переднему, но и дальнему плану. Место каждого дерева, солитера или группы тщательно обдумывалось с точки зрения его структу­ры, компактности листовой массы и ее оттенка в разные времена года, а также оттенка ствола. Пейзажи около замка были выдержаны без особенно далеких перспектив в сторону Нейссе, причем, в отличие от Эрменонвиля, перспективы не были кулисными, а широкими и охватывали значительный угол зрения. Эффект был рассчитан на восприятие от замка и служил пре­людией к дальнейшему осмотру парка.

Если всмотреться в план, сразу ощущаешь функциональное значение и удобство трассировки дорожек. Очень ярок контраст между открытым пространством полян и отдельными замкнутыми пейзажами вдоль реки. Ее плавные изгибы определили трассировку дорожек. Деревья подчас сажа­лись у самой воды, иногда в некотором отдалении, служа кулисами для перспектив, сменяющихся одна за другой. Пейзажи вдоль реки были дина­мичны, в отличие от полян. Также тщательно обдумывались породы де­ревьев: отдавалось предпочтение деревьям с плакучей кроной и трепетной листвой - иве, березе, которые сменялись ольхой черной; применялись и влаголюбивые кустарники. Пейзажи реки Нейссе были проникнуты неко­торой таинственностью.

На правом берегу реки Нейссе к востоку и югу тянулись обширней­шие сельскохозяйственные угодья. Они также прорезались дорожками, но при более крупном членении пространства. Дальше находился хвойный лес, перемежающийся с небольшими полями и деревушками.

Пюклер не увлекался «малыми формами» и не стремился к меланхо­лии, характерной для эпохи романтизма. Он стремился к созданию парко­вой территории, предназначенной для отдыха человека, причем для самого разнообразного и здорового отдыха. Достаточно того, что по периметру всей территории была проложена дорога для верховой езды, а также пре­дусмотрен ипподром очень интересной планировки. В парке были фазанник, оранжерея, открытый театр, павильоны, самые разнообразные уголки отдыха. В соседнем городке строился курорт, и парк Мускау был открыт для широкого круга посетителей.

Вторым творением Пюклера был парк Браниц, отличающийся мень­шим масштабом и менее благоприятными естественно-природными усло­виями, чем Мускау. Несмотря на это, в построении пейзажей, в гармонич­ном сочетании полян, небольших искусственных водных зеркал и холмов Пюклер проявил себя выдающимся мастером садово-паркового искусства. С ним работал агроном Петцольд. Свой опыт Пюклер обобщил в извест­ном трактате. Подобно Рептону и Жирардену, Пюклер настоятельно требу­ет тщательного изучения в натуре территории большого парка в разную погоду и в разное время года. Он стремится к гармоничному слиянию с ок­ружающим ландшафтом.

"В садово-парковом искусстве, - пишет Пюклер, - надо работать, как художник, подчас отдельными штрихами стремиться к наибольшему эмоциональному воздействию пейзажей на человека. В натуре большое и малое - всегда относительны. Архитектор должен иметь ясный замысел, лишь внося поправки в природную среду. В основе всей работы должен лежать ландшафтный прием композиции. Парк осуществляется сначала и до конца под руководством самого автора в натуре".

По мнению Пюклера, не надо стремиться к красивости плана парков, предназначенных для больших масс посетителей. Метод проектирования Пюклера распространился во многих странах Западной Европы и получил исключительное развитие в парках нового типа - в общественных парках XIX века.