Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Основы эргономки лекция 5

.docx
Скачиваний:
34
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
42.62 Кб
Скачать

Следовательно, нужна экстериоризация отража­тельного процесса, которая и происходит в виде перцептивных действий. Подобно тому как двигательное поведение субъекта мо­жет согласовываться с условиями задачи лишь благодаря сенсор­ной коррекции, адекватность восприятия обеспечивается в конеч­ном счете коррекцией эффекторной.

Более широкий аспект этой проблемы состоит в том, что, во­обще, физиологическая схема активности (безразлично идет ли речь о схеме рефлекторной дуги или рефлекторного кольца) не может «включить в себя объект» с его специфическими предмет­ными свойствами. В пределах этой схемы объект может выступать лишь как внешний по отношению к данному процессу компонент, как раздражитель, подлежащий перешифровке в серию нервных импульсов.

Для включения объекта в систему человеческой актив­ности необходимо выйти за пределы ее физиологического описа­ния и рассмотреть ее психологически как внешнюю целесообраз­ную деятельность субъекта. Последняя включает в себя объект со всеми его специфическими особенностями как свой собствен­ный органический компонент. Сказанное в полной мере и в пер­вую очередь относится к орудиям труда, которые включаются в «схему тела» человека настолько, что чувствительность перено­сится на их границы.

Овладение системой перцептивных действий требует специаль­ного обучения и достаточно долгой практики. Существенно, что как сами перцептивные действия, так и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с развитием самой деятельности.

Процесс формирования образа включает в себя целый ряд пер­цептивных действий, таких, как

  • обнаружение,

  • выделение адекват­ных задачам деятельности информативных признаков,

  • обследова­ние выделенных признаков

  • и собственно построение образа.

Пер­цептивные действия в своей развернутой внешней форме выступа­ют лишь на ранних стадиях онтогенеза или функционального гене­за при столкновении наблюдателя с новым для него перцептив­ным содержанием.

В этих случаях наиболее отчетливо обнару­живаются их структура и роль в формировании образов восприя­тия. В дальнейшем они претерпевают ряд последовательных измене­ний и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта «усмотрения» объекта, который был описан представителями гештальтпсихологии и ошибочно принимался ими за исходную генети­чески первичную форму восприятия.

Важнейшим свойством восприятия является возможность пере­стройки перцептивных образов и моделей внешнего мира и воз­можность смены способов их построения и опознания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных мо­делей.

В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства и признаки, что приводит в конце концов к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле.

Многообразие возможных перцептив­ных образов одной и той же ситуации или объекта объясняется тем, что внешние перцептивные действия, так же как и исполни­тельные действия, заключают в себе отражение двигательной за­дачи. Участие по-разному организованных движений и действий в процессах восприятия является основой и для объяснения субъ­ективности и пристрастности восприятия.

Микроструктурный анализ становления образа

Для многих практических задач необходимы использова­ние и разработка принципов анализа микроструктуры деятельнос­ти, которые позволили бы получить детальное описание перцептив­ных действий и операций и, что не менее важно, установить ха­рактер складывающихся между ними координации.

Сказанное относится как к восприятию предметного окружения (включая анализ фаз восприятия в реальном масштабе времени — микроге­нетический аспект изучения восприятия), так и к исследованию процессов приема, хранения, использования и воспроизведения графической, символической и других видов информации.

Рассмотрим вначале ситуацию микрогенеза, т. е. актуального становления зрительного образа объекта.

В многочисленных тради­ционных исследованиях выявлялись три-четыре фазы этого про­цесса.

На первой фазе ответы испытуемых характеризовались как: восприятие отсутствует, диффузный фон, смутное чувство наличия формы и т. п.

На второй фазе: аморфная форма, наличие линий, отдельные детали (без общего адекватного опознания), упрощен­ная форма (по сравнению с предъявленной), ложные гипотезы, обобщенная форма (без деталей), дополнение воспринятого и т. п.

На третьей фазе: узнавание, уверенное восприятие формы, ясный гештальт, оптимальное восприятие формы, идентификация, интер­претация и т. п.

Во всех этих случаях исследователи намеренно затрудняли узнавание снижением контраста, увеличением удаленности и эк­сцентричности положения объекта в поле зрения и т. д.

В одном из исследований микрогенеза восприятия, выполненного в контек­сте микроструктурного анализа, была получена не только качественная, но и количественная характеристика процесса.

Б. М. Величковскому удалось восстановить временной ход микрогенеза вос­приятия объекта в порядковой и даже в метрической форме.

Он рассматривает три класса перцептивных задач.

В первый класс входят процессы локализации объекта в трехмерном пространстве, а также оценка его размеров. На решение этих задач уходит при­мерно 50 мс.

Решение задач второго класса связано с возмож­ностью оценки временной последовательности событий, что требу­ет при интра- и интермодальных сочетаниях стимулов около 100 мс. В этот класс входят процессы восприятия светлоты и па­раметров движения объектов. Эти виды восприятия инвариантны относительно пространственного положения, а видимая яркость — также и относительно длительности предъявления.

Наконец, в тре­тий класс перцептивных задач входят процессы восприятия формы объектов. В течение 100—150 мс с момента предъявления стимула объект выступает в восприятии как бесформенное и весьма ла­бильное образование. Требуется 200—300 мс, чтобы форма была воспринята как инвариантное целое, сохраняющее взаимное рас­положение своих частей во время разнообразных движений, на­клонов, поворотов объектов в пространстве.

Время восприятия ригидной формы зависит от скорости движения и от сложности формы, которая приблизительно пропорциональна числу элементов формы и случайности их расположения.

В последних работах этого автора показано, что внутри пpo­цессов восприятия фигуративных характеристик предметов отчет­ливо выделяются две самостоятельные стадии:

  • на первой, более быстрой стадии происходит оценка общих очертаний, в частности, ориентации предмета в пространстве;

  • на второй — оценка специ­фикации внутренних деталей объекта.

Для завершения второй ста­дии необходимым оказывается участие фокального внимания.

Зри­тельное восприятие, таким образом, движется от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последую­щему описанию общих очертаний этих областей и, наконец, к от­четливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей.

Все это позволяет говорить о различных уровнях построения образа предмета. Процесс микрогенеза представляет собой после­довательное восхождение с уровня на уровень, регулируемое пер­цептивной или любой другой задачей, а также временными и энер­гетическими условиями стимуляции. По мере этого восхожде­ния в восприятие вовлекаются все новые системы функциональных блоков, операций и перцептивных действий.