Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

невербалика

.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
54.32 Кб
Скачать

Одежда

Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда. В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “По одежке встречают…” подразумевает, что человек, его внутренняя сущность такова, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.

И. Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» рассказывает, как странник расспрашивает школьного надзирателя о причинах такого различия в одежде воспитанников. «Разгадка тут вот в чем, - отвечал надзиратель, - для нас это средство узнать характер каждого мальчика… Из нашего запаса тканей и отделок воспитанники имеют право выбрать любой цвет, а также любой фасон и покрой из ограниченного их числа. За этим выбором мы пристально следим, так как любой цвет позволяет судить о складе чувств, а покрой – об образе жизни человека…».

То, что в этом наблюдении действительно кроются определенные закономерности, свидетельствует, в частности, тест Люшера.

Швейцарский психолог М. Люшер предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.

Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравятся. Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.

Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналы и сенаторы. Отвергают кранный цвет, как правило, астенизированные, уставшие люди.

Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от мира сего», такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды («разбитые мечты»), истощение нервной системы.

Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремятся к обеспеченности.

Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.

Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.

Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или иной экстремальной ситуации.

Но вернемся к И. Гете. «Правда, - продолжает надзиратель, - есть в человеческой природе черта, отчасти затрудняющая точные суждения: это дух подражания, склонность примыкать к большинству».

Хотя склонность следовать моде очень сильна в людях, но по тому, как человек одевается, можно судить, в какой он степени подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

Итак, одежда способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя.

Украшения

Важной деталью в одежде являются украшения.

К средствам украсить самого себя относятся следующие: наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.

С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.

Престижные украшения . Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Таким образом, можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя представляете, утерев им нос и поставив на место.

Членский значок той или иной организации . Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри объединения.

Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.

Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.

Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и, судя по ним, можно определить победителя.

Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление. Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.

Мелкие и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.

Крупные украшения . Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса. “Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя” – таков смысл подобных украшений.

Походка человека, т. е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая – при радости, вялая, угнетённая походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.

С попытками найти связь между походкой и качеством личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.

3. Функции невербальной коммуникации

 Невербальная коммуникация выполняет следующие функции: построения образа собеседника, индикативную или свидетельствующую о текущем состоянии собеседника по общению, коммуникативную, установления психологической близости партнеров, указания психомоторной активности собеседника, усиления понимания вербальных сообщений.

 Особое место занимает функция социальной стратификации. Функцию социальной стратификацию, как способ установления статусно - ролевых отношений.

 О функции социальной стратификации говорит нам В.П. Морозов. Он считает, что в невербальной коммуникации зачастую улавливается мотив превосходства. Мы можем увидеть «такие важные психологические черты личности как чувство собственного достоинства и чувство превосходства». Мы можем увидеть статус, ранг собеседника по отношению к нам. Наиболее часто данная функция проявляется в отношениях «начальник - подчиненный».

 В.П. Морозов приводит пример «зависимого - независимого», «сильного - слабого» человека. Популярным также является пример «учителя - ученика».

За счет жестов, интонации, позы, мимики устанавливаются статусно – ролевые отношения.

 Роль невербальной коммуникации при установлении статусных ролей в системе «человек - человек» заключена в распознавании речи партнера, идентификации его личности. Благодаря этому, человек способен правильно идентифицировать собеседника, правильно наладить коммуникацию. Он может понять, когда следует психологически контролировать свое эмоциональное состояние, а когда существует возможность для самораскрепощения.

 Е.П. Белинская рассматривает функцию установления психологической близости партнеров. По ее мнению, ориентация или расположение партнеров по отношению друг к другу и угол общения предоставляют возможность как дистанцирования собеседников в случае нежелательного общения, так и сближения партнеров по коммуникации в случае стремления наладить контакт. Автор описывает удлинение личного пространства, образования своеобразных границ между людьми, персональную территорию человека.

 Е.П. Белинская считает, что «происходит совмещение персонального пространства и персонализированной территории».

Тему личного пространства человека и функцию установления близости и дистанции затрагивала В. Биркенбил. Она рассматривает эту функцию в связи с зонами дистанции. В. Биркенбил описывает интимную, личную, общественную, открытую зоны дистанции, которые делят наше окружающее пространство. Законы дистанции записаны в виде генетического кода.

 Г.Е Крейдлин обозначает указательную, назывную и коммуникативную функцию жестов как одного из элементов невербальной коммуникации. Они выполняют функцию «организации (упорядочения и структурирования) коммуникативного взаимодействия людей». С помощью данных функций, по ее мнению, мы можем указывать на референта действий или на человека, которого мы подразумеваем. В данном случае мы указываем, где расположен субъект. Например, жест рукой в его сторону. Кроме того, используя иные жесты: обхват живота руками описывает состояние этого человека. Мы можем сказать о том, что он нехорошо себя чувствует.

Как отмечает Г.Е. Крейдлин, одну из функций, присущих невербальной коммуникации можно определить как функцию поиска участия и «тепла».

По мнению автора, эта функция позволяет расположить к себе собеседника. При чем собеседник может не заметить позу «с наклоненным в сторону адресата корпусом, частое заглядывание в глаза партнеру, кивки, робкие улыбки».

 Невербальная коммуникация выполняет функцию, которую можно обозначить как функцию проверки истинности высказывания. Существует три способа проверки истинности высказывания, которые выделила Биркенбил.

Первый способ – прямой вопрос, который мы задаем собеседнику. Как правило, данные вопросы вызывают в собеседнике чувство растерянности. Он не может ответить односложно: да, нет. В период ответа на поставленный вопрос собеседник начинает сопровождать содержательную сторону своей речи невербальными проявлениями, выражениями. Мы можем увидеть и оценить язык тела собеседника. Например, это вопрос «Что вы думаете об этом? Расскажите, пожалуйста».

 

Второй способ проверки истинности высказывания называется скрытым вопросом, с помощью которого мы можем уточнить правильность нашего понимания сигналов партнера. Например, можно задать следующий вопрос:

«Вы не озадачены этим происшествием?».

 

Третий способ проверки истинности высказывания – активное молчание, которое заключается в незаконченности ваших фраз. Вы даете возможность собеседнику продолжить и дополнить высказывания.

Таким образом, функции невербальной коммуникации способствуют налаживанию взаимодействия, разграничению позиций и ролей, установлению иерархии взаимодействия и распознаванию психологических характеристик собеседника.

Заключение

Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

Подводя итог, нужно отметить, что общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т. е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине соци­альной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.

Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Т. к. психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. Подделать язык жестов почти невозможно.

Список используемой литературы:

  1. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцеп­тивных процессов и особенности его содержания // Межличностное вос­приятие в группе. – М., 1998. – 165 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 311 с.

3. Белинская Е. П., Тихомарицкая О. А. Социальная психология. Хрестоматия. - М., 2000. – 461 с.

  1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. - М., 1999. – 324 с.

  2. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1986. – 135с.

6. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1999. – 168 с.

7. Немов Р. С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994. – 225 с.

8. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. М. Яноушека, - М.: МГУ, 1987. – 193 с.

  1. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1990. – 115 с.

  2. Пиз Аллан. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей. – М. : Ай – Кью, 1995. – 112 с.

  3. Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – М. : Ай – Кью, 1995. – 257 с.

12. Психология и этика делового общения. / Под редакцией Лавриненко В. Н. - М., 2000. – 240 с.

  1. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1998. – 313 с.

14. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. Новосибирск, 1997. – 215 с.

  1. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт: Инфра – М, 1996. – 277 с.

[1] Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994. – с. 47.

[2] Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987. – с. 23.

[3] Руденский Е. В. Социальная психология. Курс лекций. Новосибирск, 1997. – с. 47.

[4] Немов Р. С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. – М., Просвещение, 1994. – с. 112.

[5] Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. Новосибирск, 1997. – с. 44.

[6] Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1979. – с. 27.

[7] Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1999. – с. 29.

28