Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ятрогения (патология диагностики и лечения)-1

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
11.04.2024
Размер:
270.41 Кб
Скачать

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Областное патологоанатомическое бюро

В.В. НЕКАЧАЛОВ

ЯТРОГЕНИЯ

(Патология диагностики и лечения)

Пособие для врачей

Санкт-Петербург

1998 г.

Рецензент: профессор Ю.А.Медведев, Председатель Кон­ сультативно-методического Совета при городском патологоанатомическом бюро Санкт-Петербурга

Ятрогения. (Патология диагностики и лечения).

Пособие для врачей

Текст рекомендаций обсужден на заседании СанктПетербургской Ассоциации патологоанатомов, рекомендован к опубликованию Консультативно-методическим Советом Го­ родского патологоанатомического бюро.

Автор: профессор Некачалов Владимир Владимирович, заве­ дующий организационно-консультативным отделом Ленин­ градского Областного патологоанатомического бюро, член Правления Ассоциации патологоанатомов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

В пособии кратко представлена история вопроса, даны определения и рубрикационные схемы ятрогений. Разработа­ ны критерии категорий ятрогений, сопряженных с их местом в патологоанатомических диагнозах (основное заболевание, осложнение, сопутствующие заболевания).

Подчеркнута неправомочность оценки ятрогений, как «нанесении вреда больному», а также обязательность обсуж­ дения ятрогенной патологии совместно с клиницистами.

Приведены примеры построения патологоанатомиче­ ских диагнозов, их кодирования в соответствии с МКБ-9, МКБ10.

Пособие предназначено для патологоанатомов, суд­ медэкспертов, руководителей ЛПУ, врачей различного клини­ ческого профиля.

Комитет по здравоохранению Ленинградской области Ленинградское областное патологоанатомическое бюро (начальник бюро Чибисов В.Н.)

Санкт-Петербург 1998 г.

П р е д и с л о в и е

Ятрогенная патология превратилась сегодня в серьезную медико-социальную проблему, так как несомненные успехи медици­ ны оказались тесно сопряженными с опасными последствиями для больных.

XII Пленум правления Всесоюзного научного общества патологоанатомов еще в 1987 году постановил «составить автор­ скую группу для подготовки методических рекомендаций по ятрогениям, в которых дать четкие определения этим заболеваниям, реко­ мендовать приемлемую классификацию, ...представить образцы формулировки патологоанатомического диагноза и клиникоанатомического эпикриза».

Однако после этого последовал своеобразный «откат» от принятой резолюции Пленума и некоторые ведущие патологи стали высказывать мнение о необходимости так называемого щадящего отношения к клиницистам в отношении ятрогений, дабы не нарушать союза с ними и не ставить клиницистов под удар. Думаю, что эта позиция некорректна, потому что она приведет только к тиражирова- , нию ятрогений.

Кратко можно сказать: ятрогений не нужно бояться, их нужно уважать.

Публикуемое пособие В.В.Некачалова как раз и направлено на упорядочивание взаимоотношений патологоанатомов с клиници­ стами с целью приближения к истинному представлению о болезни и ее исходе при наличии ятрогений у конкретного лица. В.В.Некачалов проводит четкое разделение между медицинским и юридическим понятием ятрогений, разграничивает ятрогении и различные виды врачебных ошибок, за которыми могут последовать административные и юридические меры воздействия, то есть теми вопросами, на кото­ рые дают ответ судебно-медицинские эксперты.

Следует отметить, что В.В.Некачалов проделал огромную работу, которую рекомендовал Пленум Всесоюзного общества патологоанатомов десять лет назад.

Автор свыше 10 лет возглавлял патологоанатомическую службу Санкт-Петербурга и углубленно изучал проблему ятрогений на протяжении двух последних десятилетий.

В пособии кратко представлены история вопроса, приведены определения и рубрикационные схемы ятрогений разных авторов - клиницистов и патологоанатомов. Впервые предложен термин «ятрогенный патоморфоз».

1

Заслуживают внимания рекомендации автора по разделению ятрогений на три категории, позволяющие уверенно находить им место в патологоанатомических диагнозах, правильно их кодиро­ вать и делать статистические обобщения.

Подробно обсуждается вопрос о соотношении ятрогений и «нанесении вреда» больному, «вины» при этом врача. Особенно подчеркнуто положение о неправомочности представления об ятрогениях, лишь как последствиях ошибочных действий врача.

Пособие снабжено обширным списком литературы, позво­ ляющим читателю составить собственное мнение по изучаемому вопросу.

Материалы пособия могут быть рекомендованы для исполь­ зования в работе прозектур, в частности формулирования патолого­ анатомических диагнозов, подготовки унифицированных статистиче­ ских разработок, проведения КИЛИ, ЛКК, КАК и др. Несомненно, пособие будет полезным для врачей различного клинического про­ филя, преподавателей.

Председатель Ассоциации патологоанатомов России, доктор медицинских наук, профессор,

член-корреспондент АМН РФ

О.К.Хмельницкий

2

«Проблема ятрогенных болезней», буквально - болезней, «порожденных врачом», является острой, неотложной, принципиальной, теоретической и сугубо практической, высокоответственной злободневной темой»

Е.М.Тареев

«...невозможно назвать ни одной медицинской специаль­ ности, ни одного медицинского мероприятия, лекарства, которые не могли бы вызвать неожиданные, нежелатель­ ные явления при их применении, т.е.оказаться ятрогениями»

А.В.Смольянников с соавт.

«Не надо бояться слова «ятрогения» - оно неравнозначно виновности»

П.Ф.Калитеевский

Негативные последствия лечебно-диагностического процес­ са существовали всегда. В разное время они обозначались как «ошибки и осложнения», «врачебные ошибки», «ошибки по небреж­ ности», «несчастные случаи в медицине», «лекарственные», «вторые» болезни», «дефекты, теневые стороны больничного лече­ ния», «госпитализм» и др.. Уже только перечисление приведенных терминов указывает на значительное разнообразие ситуаций, при которых эти «ошибки» и «дефекты» возникают, а также разноречи­ вость их оценок. Вместе с тем, в литературе сравнительно мало работ, в которых анализировались бы не только диагностические ошибки клиницистов, отражающие объективные или субъективные трудности установления диагноза, а осложнения и дефекты, опо­ средствованные или обусловленные именно «рукодействием» вра­ ча, то есть патология диагностики и лечения.

Очевидно, что в прежние не столь отдаленные времена на­ бор диагностических приемов и способов лечения был меньшим, чем теперь. Болезни протекали преимущественно в рамках их есте­ ственного, более или менее стандартного хода развития. Отклоне­ ния от этого «стандарта», закрепившегося в виде нозологических единиц, были преимущественно связаны не столько с действиями врача, сколько с индивидуальными особенностями реакций орга­ низма больного человека, реже - с дефектами в лечебнодиагностическом процессе, легко распознаваемыми, как бы «лежащими на поверхности». Обычные методы диагностики и лече­ ния, которыми располагал врач, не могли существенно, как сейчас, повлиять на течение патологического процесса. (18).

Современная медицина характеризуется необычно широким и не всегда достаточно оправданным применением разнообразных сильнодействующих препаратов, биологически активных веществ, иммунодепрессантов, многочисленных инструментально-инвазивных методов исследования, выполнением сложных оперативных вмеша­ тельств и др.

Такая «крупномасштабная лечебно-диагностическая аг­

рессия», но нередко необходимая и даже неизбежная (и это следует подчеркнуть) в ряде случаев резко изменяет привыч­ ную клинико-анатомическую панораму болезней.

При этом большое количество опасных, а иногда смертельных осложнений становятся результатом не естественного течения болезни, а делом рук медицинского работника, осуществляющего лечебно-диагностический процесс. Этому постоянно способствует всё возрастающее многообразие и активность современных методов диагностики и лечения, необходимость, а порой и увлеченность современного врача, прибегающего к многочисленным препаратам, инструментально-инвазивным приемам диагностики и лечения (инфузии, метаболическая коррекция, респираторная поддержка, электростимуляция, массивная антибактериальная терапия и др.)

Сегодня стали привычными термины «полипрагмазия», «полифармация». Достаточно напомнить о подключичных катетеризациях и внутривенных капельницах, обычных в практике не толь­ ко хирургических, но и терапевтических отделений, в стационарах, даже на поликлиническом уровне.

Сегодня мы вынуждены признать, что несомненные успехи

медицины неизбежно сопряжены и неотделимы от разнообразных, не всегда предсказуемых, опасных последствий для больных.

Современному патологоанатому важно уяснить - проводи-

мое лечение нередко делает неузнаваемым привычный патоморфологический профиль заболевания, что Я. Л. Раппопорт еще в 1969 году обозначил термином «патоморфоз». В этой ситуа­ ции ни клиницист, ни патологоанатом не всегда могут разграничить изменения, обусловленные заболеванием от изменений, возникаю­ щих вследствие мощного «ятрогенного_удара», наносимого лече­ нием. Не будет большим преувеличением сказать, что современная

патологическая анатомия все в большей мере становится пато­

логической

анатомией

я т р о г е н н ы х

п а т о м о р ф о з о в .

«Произошло

резкое усложнение понятия

«осложнения». «Без

учета явлений патоморфоза ни одно современное патологоанатомическое исследование не будет полноценным и может дать повод к ошибочной оценке существа страдания». (25)

4

В последнее время в медицинской, в том числе патологоанатомической литературе, все большее распространение получает термин

«ятрогения», «ятрогенные болезни» как групповое обозначение

не «ошибок и осложнений» вообще, а неблагоприятных послед­ ствий именно медицинских воздействий на больного.

Информативность этого термина подчеркивают А.В.Смольянников и Н.К.Пермяков: «...многие используемые в лите­ ратуре понятия, такие как «патология терапии» (болезни от лече­ ния), «вторая болезнь», «лекарственная болезнь» и др. - обозначают лишь отдельные сравнительно ограниченные группы анализируе­ мых процессов, поэтому термин «ятрогения», как более ёмкий, является и более приемлемым» (33).

Однако, этот термин, до сих пор вызывает ожесточённые споры - вплоть до призыва к отказу от его применения (28, 29). К сожалению, дискуссия по поводу смыслового содержания и право­ мочности применения термина «ятрогения», в частности в патологи­ ческой анатомии, не завершена, а место ятрогений в патологоанатомических диагнозах чётко не определено и, главное, нормативно не закреплено.

По-видимому, настало время, прекратить бесполезные и вредные для дела споры о том - «правомочно ли расширение пред­ ставлений о так называемых ятрогенных заболеваниях». (29)

Можно полностью разделить мнение А.П.Зильбера (12) о том, что «терминологические и классификационные споры - это любимое занятие людей, у которых нет более интересных проблем и дел». Надо, как пишет А.П.Зильбер, договориться о смысле, вкла­ дываемом сегодня в те или иные термины. Отсутствие подобной

договоренности, а также соответствующих четких нормативных документов приводит к путанице в трактовках, вольному или невольному сокрытию ятрогений, появлению громоздких и неоправданных классификационных схем, что в конечном итоге лишает врачей возможности достоверного учета и анализа ятрогенных заболеваний.

Не случайно А.В.Смольянников и Н.К.Пермяков вынуждены констатировать: «В нашей стране систематической статистики ятрогений пока не существует». (33) Ранее об этом же писала Е.Я.Северова: «Точных сведений о частоте ятрогенных заболеваний в СССР и других странах нет, так как их изучение все еще имеет случайный, стихийный и очень односторонний характер. Согласо­ ванное изучение этой патологии, суммация и интеграция ее данных затрудняются отсутствием точных критериев ятрогенности, адекват­ ных методов исследования и учета» (30).

Несмотря на теоретическую незавершенность рассматри­ ваемой проблемы, отсутствие общепринятых определений и рубрикационных схем, рекомендации выявлять ятрогении, находить им место в патологоанатомических диагнозах и эпикризах содержатся в материалах XII Пленума правления Всесоюзного научного общества патологоанатомов (ВНОП) /29-30 июня 1987, Казань/ (23).

В методических рекомендациях МЗ СССР «Правила оформ­ ления медицинской документации патологоанатомического отделе­ ния», /Москва, 1987, с.13-14/, сказано:»...ряд медицинских мероприя­ тий может сопровождаться тяжелыми, несовместимыми с жизнью осложнениями и явиться причиной смерти (так называе­ мые...ятрогенные заболевания»). К трактовке таких случаев следует подходить дифференцированно, в зависимости от степени обосно­ ванности и качества проведения лечебных и диагностических меро­ приятий» (21).

Более того, в соответствующих разделах МКБ-9 и особенно МКБ-10 представлены патологические процессы, которые по своей сути являются ятрогениями. Так, в МКБ-9 это отражено в «Дополнительной классификации внешних причин травм и отравле­ ний» и кодируется с буквой «Е». В МКБ 10-го пересмотра роль кода «Е» выполняет блок (У40 - У84), входящий в Класс XX - «Внешние причины заболеваемости и смертности» (20) (1).

Таким образом, можно констатировать, что ятрогенная^

патология превратилась в серьезную медико-социальную проблему, которую игнорировать или не замечать уже нельзя.

Вместе с тем не может не настораживать наметившаяся тенденция неоправданного расширения понятия «ятрогения» на ситуации, к которым врач нередко никакого прямого отношения не имеет. Так, предлагается относить к ятрогениям последствия «бездействия», «бездеятельности врача», «неоказания им помощи больному», «запоздалое действие» и др. Это противоречит смыслу термина «ятрогения», как состоянию, п о р о ж д а е м о м у в р а ч о м . Перечисленные же дефекты логичнее и правильнее рассматривать с организационных, административных, судебно-медицинских и других позиций.

Сказанное не только определяет, но и обязывает современ­ ного врача, в частности патологоанатома, углубленно и з у ч а т ь ятрогении, их характер, частоту, структуру, отражать данные в отче­ тах, статьях, способствуя тем самым предотвращению нежелатель­ ных последствий лечебно-диагностического процесса. На этом настаивает В.В.Серов: «ятрогении нужно выявлять, классифици­

ровать, изучать, искать подходы к их устранению, и главным

6

образом потому, что в 30% случаев они не распознаются при жизни больного, причем по субъективным причинам». (31)

Значимость проблемы ятрогений неоднократно подчеркива­ ли высокоавторитетные специалисты - клиницисты: И.А.Кассирский (15), Б.М.Хромов (39), Е.Я. Северова (30).

Необходимость всестороннего изучения ятрогений подробно обсуждается в монографии А.В.Смольянникова, О.К.Хмельницкого, В.П.Петленко «Теоретические основы морфологического диагноза» (1995). (36)

Академик Е.М.Тареев еще в 1978 году в докладе на IV Всесоюзном съезде терапевтов говорил: «проблема «ятрогенных

болезней», буквально - болезней «порожденных врачом», является острой, неотложной, принципиальной, теоретической и сугубо практической, высокоответственной злободневной - темой». (37)

Академик В.Х.Василенко пишет: «Различные методы диагно­ стического исследования не всегда безопасны, иногда возникают повреждения организма и заболевания, которые можно назвать ятрогенными... Это так называемая диагностическая патология».(8)

Видный хирург С.Я. Долецкий в статье «Ятрогения: клиниче­ ский и социальный аспекты подчеркивает «Волна ятрогений...

захлестнула ныне весь мир... Полезно сегодня патологоана­ томам совместно с клиницистами привлечь внимание к ятро­ гении и чаще фиксировать ее как основное или сопутствую­ щее заболевание в зависимости от ее удельного веса в танатогенезе». (11)

Подробный обзор «своеобразной патологии лечения и диаг­ ностики», ставящей перед современной практической медициной новые, порой трудно разрешимые задачи», обобщающий материалы специальной конференции Общества патологов ГДР (1981) в Берли­ не приводит Р.Д.Штерн. (41)

Приведенные высказывания клиницистов разного профиля опровергают мнение о том, что «клиницисты сохраняли в данном вопросе в общем нейтральную позицию», а патологоанатомы «в этом деле «почему-то сразу «ухватились» за эту идею и стали ин­ тенсивно ее разрабатывать и развивать», «причем застрельщиками

вэтом деле оказались патологоанатомы» (29).

В1987 году состоялся XII Пленум правления Всесоюзного научного общества патологоанатомов, специально посвященный ятрогенной патологии, где были заслушаны доклады ведущих пато­ логоанатомов страны и представителей клинической медицины. В постановлении Пленума записано:

7

 

АБ.Смольянников, Н.К.Пермяков «в группу ятрогений включают

 

все те заболевания и патологические процессы, которые возникают под

 

влиянием любых медицинских воздействий, будь то профилактические,

 

диагностические или лечебные мероприятия». (33)

 

Заслуживает внимания трактовка ятрогении, предлагавшаяся

 

в разное время клиницистами. Так, академик И.А.Кассирский обо­

 

значает ятрогении как «болезни функциональные и органические,

 

причиной которых является влияние или действия врача... или

 

вообще медицины (например, медицинской литературы)».

 

Характеризуя причинь развития ятрогений и их формы, автор

 

различает: 1.) Прямое травмирование врачом больного вследствие

 

нарушения норм, так называемой, психической асептики; 2.) Непрямое

 

травмирование, связанное с чтением медицинской литературы; 3.)

 

Особенности личности пациента, склонного к психическим, психоасте­

 

ническим, навязчивым реакциям; 4.) Технически неправильное прове­

 

дение инструментального исследования; 5.) ошибочное введение

 

лекарства и т.д.; 6.) Форма ятрогении, возникающая даже при успешном

 

лечении какого-либо заболевания специалистом того или иного профи­

 

ля, но повлекшем за собой возникновение другого заболевания, тре­

 

бующего компетенции врача иной специальности». (15)

 

Таким образом, И.А.Кассирский в группу ятрогении включает

 

не только последствия отрицательного воздействия врача на психи­

 

ку больного, но и те, которые являются результатом «технически

 

неправильного проведения инструментального исследования, оши­

 

бочного введения лекарств».

 

Хирург, проф. Б.М.Хромов (39) считал, что к «ятрогениям

 

следует относить функциональные, органические и сочетанные

 

заболевания, осложнения, последствия, причиной которых является

 

ошибочное поведение или действие врача». Неблагоприятные же

 

результаты адекватно и правильно проведенных диагностических и

 

лечебных мероприятий, по мнению Б.М.Хромова, следует по-

 

прежнему расценивать как осложнения.

 

Известный анестезиолог-реаниматолог проф.А.П.Зильбер,

 

говоря об ятрогениях пишет: «когда-то ятрогенией...называли забо­

 

левание, возникающее вследствие неправильных действий врача

 

или психогенной реакции на полученные медицинские сведения.

 

«Сегодня было бы правильнее расширить понятие ятрогении

 

и дать ей такое определение: ятрогения - это любая патология,

 

возникающая в связи с медицинскими действиями - профилак­

 

тическими, диагностическими, лечебными... Если раньше под

 

ятрогенией подразумевались неправильные действия врача или

 

их неправильное истолкование больным, то прогресс современ­

 

ной медицины привел к тому, что правильные медицинские дейст­

 

вия вызывают патологические реакции, требующие своевременного

|

распознавания, устранения и профилактики». (12)

I

10