Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Развитие этнической психологии в России.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.03.2024
Размер:
36.65 Кб
Скачать

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Контрольная работа по курсу: История психологии на тему: Развитие этнической психологии в России

Содержание

Глава I. Развитие этнической психологии 3

1.1. Прошлое этнопсихологии 3

1.2. Современное состояние науки 7

1.3. Этнопсихология в будущем 8

Список использованной литературы 9

Глава I. Развитие этнической психологии

    1. Прошлое этнопсихологии

В начале XX в. к проблемам этнической психологии стали обращаться представители непосредственно психологической науки.

Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) внимательно следил за результатами прикладных исследований этнографов, поддерживал их стремление всесторонне изучить этнические характеристики народов страны. Вместе с тем он считал, что последние надо изучать не только и не столько по продуктам духовного развития народа, но и с использованием специальных психологических методик изучения личности.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) пришел к выводу, что каждая нация имеет свой темперамент и своеобразные черты характера, а также специфические особенности умственной деятельности, которые закрепляются и передаются биологическим путем. Все остальные этнопсихологические характеристики имеют социокультурную природу, зависят, по мнению Бехтерева, от общественного развития и уклада жизни, сложившегося в ходе культурного генезиса.

Бехтерев призывал исследовать коллективную и индивидуальную психологию и деятельность людей, как представителей конкретных этнических общностей. В своих работах он одним из первых обратился к вопросу о роли и значении символики у различных народов.

Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский (1853–1920) главными факторами формирования национальной психики выделял элементы интеллекта и воли, элементы эмоций и чувств в них не входили. Он считал, что национальная специфика коренится в особенностях мышления и искать эти особенности нужно в бессознательных компонентах психики человека. Язык при этом выступает стержнем народной мысли и психики, является особой формой накопления и сбережения психической энергии народов.

Густав Густавович Шпет (1879–1937), русский философ, первым начал читать лекции по этнопсихологии в Московском государственном университете, организовал там же в 1920г. единственный в стране кабинет этнопсихологии. Утверждал, что этнопсихология является описательной, а не объяснительной наукой. По его мнению, она должна заимствовать у этнологии классификацию социальных явлений, а затем уже ставить такие вопросы, как, например: «А как это переживается народом данной эпохи?», «Что он любит, чего боится, чему преклоняется?» и т.п. ученый пришел к выводу, что предметом этнопсихологии может выступать описание типичных коллективных переживаний представителей конкретного народа, которые являются следствием функционирования языка, мифов, нравов, религии и т.п.

Лев Семенович Выготский (1869–1934) пришел к выводу, что психическая деятельность человека в процессе культурно-исторического развития формируется под влиянием орудий труда, вызывая тем самым принципиальную перестройку ее внутреннего содержания. Основным методом исследования в этнопсихологии предложил считать инструментальный метод, суть которого состоит в исследовании поведения людей в тесной взаимосвязи с тенденциями исторического, социокультурного и национального развития, в анализе структуры и динамики «инструментальных актов» психики человека. К объекту изучения предлагал относить «психологию примитивных народов» и первобытный «примитив». Главным предназначением науки считал проведение обширных кросскультурных исследований, межэтническое сравнительное изучение психологии представителей «традиционных» и «цивилизованных» обществ.

Александр Романович Лурия (1902–1977) выдвинул и доказал гипотезу, согласно которой изменения общественно-исторического уклада, характера общественной жизни конкретного народа вызывают перестройку познавательных процессов людей. В новых условиях функционирование, не закрепившихся еще в общественном сознании, нарождающихся норм и правил поведения опосредовано традиционными формами психической деятельности людей, свойственными им как представителями конкретной этнической общности.

Проведенные Лурия эксперименты по изучению познавательных процессов, а также содержания форм самоанализа и самооценки (в частности, узбеков) выявили определенную трансформацию психики людей под воздействием новых социальных отношений. Изменялись при этом не закономерности психической деятельности людей, а механизмы влияния на нее внешних факторов сопутствующего развития.

В 30–50-х гг. ХХ в. развитие этнической психологии, как и некоторых других наук, приостановилось. Иосиф Виссарионович Сталин считал себя единственно верным толкователем теории национальных отношений, написал немало работ по этому вопросу, однако все они вызывают сегодня определенный скептицизм и должны быть правильно оценены с современных научных позиций. Многие направления сталинской (ленинской) национальной политики не выдержали испытания временем. Отсутствие прикладных этнопсихологических исследований в эти годы, репрессии по отношению к тем ученым, которые их осуществляли в предыдущее время, отрицательно сказались на состоянии самой науки. Было упущено много времени и возможностей. Лишь в 60-х гг. прошлого века вновь появились первые публикации по этнической психологии.

Борис Федорович Поршнев (1905–1972) главной методологической проблемой этнопсихологии считал выявление причин, которые обуславливают существование национально-психологических особенностей людей, призывал исследовать традиционные формы труда, формирующие особенности национального характера. Критиковал ученых, которые выводили своеобразие психологических особенностей из физических, телесных, антропологических и других подобных черт, считая, что объяснение специфических характеристик необходимо искать в исторически сложившихся этнических, социокультурных условиях жизни каждого народа.

Лев Николаевич Гумилев (1912—1992) — историк и этнограф, разработавший своеобразную концепцию происхождения этносов и психологии людей, к ним принадлежащих. Считал, что этнос – явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Он всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, определяя последний как устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразными стереотипами поведения, которые закономерно меняются в историческом времени.

Этническая история, по мнению Гумилева, дискретна (прерывна). Импульсом, приводящим в движение этносы, считал он, является пассионарность. Пассионарность — понятие, употреблявшееся им для объяснения особенностей этногенеза. Пассионарностью могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этнос в целом. Для пассионарных личностей присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, чрезвычайная целеустремленность, способность к внушению.

В 70-х гг. ХХ в. изучением этнопсихологических феноменов в СССР начали заниматься такие науки как: философия, социология, этнография, история, некоторые отрасли психологии.

Социальная и военная психология стали специализироваться на сравнительном анализе национально-психологических представителей различных общностей.

Очень продуктивно с начала 1970-х гг. этнопсихологическая проблематика стала разрабатываться военными психологами, которые основной упор делали на изучении национально-психологических особенностей представителей зарубежных государств (В. Г. Крысько, И. Д. Куликов, И. Д. Ладанов, Н. И. Луганский, Н. Ф. Феденко, И. В. Фетисов).

В 80-90-е гг. ХХ в. в стране начали складываться научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнической психологии и этносоциологии [1].